Развитие детского творчества через игровую деятельность
консультация (младшая группа) на тему

«Не следует забывать, что основной закон

детского творчества заключается в том,

что ценность его следует видеть не в

результате, не в продукте творчества,

важно то, что они создают, творят,

упражняются в творческом воображении

и его воплощении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_detskogo_tvorchestva.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детского творчества через игровую деятельность.

«Не следует забывать, что основной закон

детского творчества заключается в том,

что ценность его следует видеть не в

результате, не в продукте творчества,

важно то, что они создают, творят,

упражняются в творческом воображении

и его воплощении».

(Л.С.Выготский).

 Креативность - одно из важнейших качеств современного человека. От  его проявления во всех сторонах общественной жизни зависит успешность, профессионализм и востребованность человека в современном мире. Встаёт вопрос - кому принадлежит приоритет в формировании этого качества у подрастающего поколения - родителям, детскому саду, школе  Бесспорно  что детскому саду. Ведь здесь имеет значение раннее начало формирования креативности , наличие детского коллектива и профессиональное педагогическое воздействие. Для наиболее эффективного развития творческих способностей детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей следует начинать в младшем дошкольном возрасте. А поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - это игра, то особенно большие возможности развитие творческих способностей имеет в игровой деятельности.

 Поэтому педагоги дошкольного образования должны постоянно находиться в поиске наиболее эффективных и результативных методов и форм формирования креативного мышления у детей начиная с раннего и младшего возраста. Ведь уже в раннем возрасте начинается развитие творческих способностей или предпосылок к нему Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Использование палочки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не просто детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания  нового предмета, свойства и способа действия. Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг себя и для себя. Их находки и открытия по характеру поиска и проявлении инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только  ребенок открывает, создает что-то новое для себя, а не для окружающих. Очень важно поощрять  творческие проявления именно в дошкольном возрасте. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда  может проявиться в будущем.

 А поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - это игра, то особенно большие возможности развитие творческих способностей имеет в игровой деятельности.

      Если мы возьмём за основу классификацию игр, то творческие игры  для развития креативных качеств будут иметь приоритетное значение.

 Руководство процессом  становления творческих качеств дошкольников приобретает с каждым годом всё более важное значение, но воспитатели встречают определённые трудности в проведении этой работы. Думаем, что главная  причина этого кроется в недостаточности знания разнообразных  приёмов руководства.

 Прежде чем начать работу по совершенствованию творческих игр, мы изучили характерные для детей нашей группы игры, уровень развития игровых интересов, коллективных взаимоотношений детей. С этой целью проводили систематические наблюдения за детскими играми, индивидуальные беседы с детьми и родителями о любимых играх и игрушках. Беседы  включали в себя, например, такие вопросы: В какие игры ты любишь играть? Почему? С какими игрушками любишь играть? Почему?  Любишь ли играть с куклами? Что ты делаешь для куклы, когда играешь с ней?
В индивидуальную беседу с родителями можно включали такие вопросы: Какие игрушки и книги есть у ребенка? Какие игрушки он больше всего любит? Как ребенок проводит свободное время дома после детского сада и в выходной день? Что больше любит делать ребенок (мастерить, конструировать, рисовать, лепить, слушать сказки, играть — в какие игры, с какими игрушками, в каких ролях выступает)? О чем рассказывают дети дома? Играете ли вы с детьми?
        Проведение бесед во многом помогло выявить широту, направленность игровых интересов детей.
        В ходе наблюдений за игровой деятельностью детей  важно было зафиксировать их любимые игры, длительность индивидуальных и коллективных игр, количество ролей, количество игровых группировок, их состав и устойчивость, наличие организаторов игр, уровень развития коллективных взаимоотношений. Важно было отметить, умеют ли дети задумать и развить интересный сюжет, придумать разнообразные его варианты, умеют ли в соответствии с замыслом игры подбирать и использовать игрушки.
        Несмотря на большое разнообразие начальных игровых интересов в целом, мы отметили  ряд недостатков в их формировании  у отдельных детей. Так, по тематике строительные замыслы разнообразны. Но наблюдается такое явление, когда ребенок изо дня в день повторяет одни и те же постройки, но длительно с ними не играет, строит, разрушает, вновь строит то же самое, не усовершенствуя постройку. Характерным недостатком детей в строительных играх является неумение использовать созданную постройку в творческой игре, развивать сюжет на данную тему.
        Наряду с этим  у детей ещё ограниченный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отсутствуют яркие жизненные впечатления. Недостаточная развитость  организационных умений, воображения также отрицательно сказываются на развитии творческих игр детей.
        Все эти недостатки, конечно, могут быть устранены при условии систематического, планового руководства со стороны воспитателя творческими играми дошкольников и формирования игровых и реальных положительных взаимоотношений между детьми как в игре, так и в других видах деятельности..
       Мы определили для себя приёмы, без использования которых в своей работе невозможно  достичь  высокого уровня развития у детей творческой активности. Ежедневно педагог должен:

♦     наблюдать игру, оценивать уровень развития игровой деятельности;
♦     проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;
♦     обогащать впечатления детей с целью развития игр;  

♦     организовать начало игры, побуждать детей к игре;
♦     проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;
♦     широко использовать косвенные методы руководства игрой, (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др.;
♦     включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;
♦     прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;
♦     предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;
♦     регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе       игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных»  детей;
♦     обсуждать и оценивать с детьми игру;

♦     исполнять   главную  роль в играх;

♦     вносить образные игрушки;

♦     обыгрывание с помощью кукол сюжеты из жизни в детском саду;

♦     разыгрывать с детьми воображаемые ситуации;

♦     использовать в играх многоперсонажные  сюжеты (2 врача, 2 шофера);

♦     вносить кукольные персонажы для постановки правил поведения от его лица;

♦     обновлять  игровые  уголки (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

♦     создавать  воображаемые ситуации;

♦     объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Практический опыт по организации театрализованной деятельности с дошкольниками показал, что  театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Развивается слуховое, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве и на плоскости, совершенствуются точные движения. Дети учатся общаться между собой. Это раскрепощает их, делает речь более эмоциональной, мимику выразительней, эмоции яркими. Дети начинают проявлять разные чувства в ходе игр: сожаление, сочувствие, радость, досаду, удивление. Дети стали более дружными, отзывчивыми, легче разрешают конфликтные ситуации, находят адекватные способы содействия. У детей обогатился эмоциональный словарь. Если раньше им тяжело было распознать и описать эмоциональное состояние и поступки, то теперь они чаще используют эмоциональную лексику, свободнее выражают свои эмоции, дают оценку происходящему.

Мы работаем во второй младшей группе. Разработали систему работы для развития творческих способностей в театрализованной деятельности. Работа строится поэтапно:

1 этап – проведение игровых упражнений (звукоподражание, мимических, пантомима).

2 этап – чтение русских народных и авторских сказок.

3 этап – игры драматизаций и театрализованные игры.

4 этап – пополнение развивающей среды новыми видами театра.

5 этап – показ сказок детям в детском саду и родителям.

 У детей этого возраста необходимо было формировать простейшие образно-выразительные умения, умения имитировать характерные движения сказочных животных. Дети этого возраста охотно и эмоционально реагировали на потешки, приговорки, песенки, попевки, которые использовались в разные режимные моменты. Для этого нами был собран материал и изготовлены картотеки: «Фольклор в повседневной жизни в разные режимные моменты», «Фольклорные заклички, приговорки, звенелки, шумелки», «Загадки», «Закрепление произношения звуков в потешках и загадках», «Гимнастика с помощью игр и хороводов в разное время года», «Уговорушки», «Потешки по лексическим темам». Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, музыкальность, ребенок играет в ладушки, притопывает, прихлопывает, двигается в такт. Это забавляет, вызывает положительные эмоции, организует поведение. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, чувства, формирует отношение к окружающему миру. В Работе с детьми мы применяли много фольклорного материала, что помогло наладить эмоциональный контакт с детьми, помогал в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Подбирали много иллюстративного материала.

 Речь детей в этом возрасте слабо развита, словарный запас небольшой, поэтому все тексты мы заучивали наизусть, произносили  с определенной интонацией, чтобы ребенок слышал образец правильной выразительной речи. Нами были подготовлены настольные театры по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Часто показывали спектакли в которых дети могли озвучить героев звукоподражанием. Много игр проводилось с выполнением движений, например: «Коза рогатая», «Ладушки», «Водичка-водичка» и т.п. В группе сделан уголок ряжения, в котором размещены юбочки, косынки, фартуки. Малыши с удовольствием приходили в группу, радовались театрализованным занятиям.

 Основные направления развития театрализованной деятельности у детей младшего возраста состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

 Нами были использованы следующие ступени театрализованной деятельности, которые включались в режимные моменты и использовались на различных занятиях:

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышек машет крылышками) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши).

- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику ,храбрый петушок шагает по дорожке).

- игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

 В группе был создан театрализованный уголок, который постепенно пополнялся различными видами театров. Как промышленного производства, так и сделанного своими руками. В нем представлены:

1.  Различные виды театров:

- настольный конусный театр,

- театр матрешек,

- театр деревянных ложек,

- варежковый театр.

- пальчиковый вязяный театр,

- пальчиковый конусный театр,

- плоскостной магнитный театр,

- театр на ковролине,

- плоскостной настольный театр,

- настольный театр игрушек,

- театр бибабо,

- театр масок,

- «Домик настроений».

2. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей:

- ширмы для кукольного театра,

- элементы костюмов,

- атрибуты для различных игровых позиций (афишы, программки, билеты).

 Рядом находится музыкальный уголок в котором представлены различные виды музыкальных инструментов, которые помогают детям в озвучивании театрализованных игр.

В книжном уголке представлены:

- книги со сказками, стихами, потешками,

- музыкальные озвученные книги,

- книжки-игрушки,

- книги-панорамки.

Дидактические игры:

- пазлы по сказочным сюжетам,

- кубики,

- лото по сказкам,

- игры по ознакомлению с эмоциями.

 В работе нами также используются аудиозаписи со сказками, детскими песнями, музыкой. CD мультфильмами по сказкам.

 К концу года мы разучили с детьми несколько сказок: «Репка», «Теремок» (драматизация), «Колобок» (бибабо). Они были показаны детям средней группы и родителям.  

 Завершая данную статью, хочется отметить, что развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует участие педагогов, детей, родителей. Она требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения занятий, праздников, досуга, создания оперделенных условий, использования различных видов театров, художественной литературы, загадок, стихов, видеофильмов, иллюстраций, аудиозаписей. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

 Наши наблюдения показали, что систематически проводимые занятия по театрализованной деятельности способствуют пробуждению в детях способности живо представить себе происходящее, эмоционально реагировать на сложившиеся ситуации, выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать. Дети нашей группы стали более дружными, отзывчивыми, легче разрешают конфликтные ситуации, находят адекватные способы содействия. У детей обогатился эмоциональный словарь. Если раньше им тяжело было распознать и описать эмоциональное состояние и поступки, то теперь они чаще используют эмоциональную лексику, свободнее выражают свои эмоции, дают оценку происходящему.

 Наш опыт показал, что разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности предложенных приемов и игр дают возможность использовать театрализованную деятельность в целях всестороннего развития дошкольников, оказывать благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка. Она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту, что очень важно при работе с дошкольниками.

                                                              Литература:


1.    Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.-М., 1981.
2.    Менджерицкая Д.В., Творческие игры в детском саду.-Минск, 1953.
3.    Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр  Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.
4.    Силивон В.А. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций.  Дошкольное воспитание. – 1983. - №4.
5.    Солнцева О. Играем в сюжетные игры. Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

6.    Эйнон Д. Творческая игра. – М.: Педагогика-Пресс, 1995.

7.   Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. – М.,2007.

8.        Маханева, М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.- М., 2009.

9.        Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий во всех возрастных групп, с методическими рекомендациям. - М., 2000.

10.      Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр Аркти 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества через приобщение к нетрадиционному рисованию.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ре...

Развитие детского творчества через приобщение к нетрадиционному рисованию (конспекты).

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ре...

«Развитие детского творчества через элементы нетрадиционной техники рисования»

"Поддержка детской инициативности и самостоятельности через нетрадиционные техники рисования"....

Самообразование на тему: «Развитие детского творчества через фотоискусство"

Самообразование на тему: «Развитие детского творчества через    фотоискусство"...

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данная консультация раскрывает методы работы по активизации детского творчества, повышению интереса к театрализованной деятельности....

Развитие детского творчества через организацию грамотной продуктивной деятельности

Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, позн...

Доклад по теме: "Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность"

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.Инициативно...