«Развитие детского творчества через элементы нетрадиционной техники рисования»
материал по рисованию (средняя группа) на тему

Срек Юлия Васильевна

"Поддержка детской инициативности и самостоятельности через нетрадиционные техники рисования".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» города Асино Томской области

Областной семинар ТОИПКРО

 «Поддержка детской инициативы и самостоятельности»

Доклад по теме:  «Развитие детского творчества  через элементы нетрадиционной техники рисования»

Подготовил доклад: воспитатель по ИЗО

Срек Юлия Васильевна

г. Асино

1 слайд

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.

Н. Островский

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (
словесногомузыкального, изобразительного). Художественный труд – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции.  Это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализации  детского потенциала. ( Я занимаю одну их пяти образовательных областей – это изобразительная деятельность).

На основании учебно-методического пособия И.А. Лыковой на занятиях по ИЗО деятельности и лепке,  я знакомлю детей с  инструментами используемые в быту.  

2 слайд

Это крышки от бутылок, зубные щётки, ватные диски и палочки, трубочки для коктейля, зубочистки и много другое.  

3 слайд

Исследуем свойства различных материалов (тесто, листья, крупу, природный материал) и преобразуем их культурными способами в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота в их гармоничной согласованности. Именно в творческом процессе дети приобретают опыт самостоятельности и инициативности.

На занятиях с   детьми я использую нетрадиционные техники рисования, это очень хороший  способ и благоприятная среда обучать  детей, проявлять инициативу и самостоятельность по выбору того или иного предмета или технику рисования.

  • Начиная работу во вторых  младших группах,  знакомлю детей с изобразительным материалом (кисть, карандаш, акварель, фломастер, мелок). Потихоньку подключаю в изобразительную деятельность нетрадиционные техники. Знакомимся с новыми способами  рисования – это рисование   ватными палочками, ватными дисками, пальчиками и ладошками. Например: цыплёнка можно нарисовать кистью, можно ватной палочкой диском или пальчиками. К концу года обучения,  дети вторых младших групп уже осваивают три вида нетрадиционной техники рисования,  на каждом занятии есть место для эксперимента.  С интересом создают образы и простые сюжеты.

Были выполнены такие работы: 

4 слайд

  • Весенняя тематика «Насекомое – Божья коровка» включает две техники: рисование пальчиками и ватными палочками;
  • «Букет для мамы» также присутствует две техники, ладошки и пальчики;

5 слайд

  •  «Мышка и репка» сравнивали предметы мышка маленькая, репка большая. Репка жёлтенькая, мышка чёрненькая. Закрепляли навыки рисования круга, овала. Рисовали пальчиками и  ватными палочками.

6 слайд

  • «Град» рисовали на альбомных листах голубого цвета ватными палочками или пальчиками.
  • «Светлячок» учились рисовать гуашью, знакомились с белым цветом, закрепляли знания о жёлтом цвете. Рисовали тоненькими кисточками и ватными палочками.
  • «Вьюга-завируха» изображали вьюгу кудрявую – рисовали волнистые и прямые линии, снежинки. Дети использовали по желанию кисточки или  ватные палочки, снежинки изображали круглой формы пальчиками и ватными палочками.  

7 слайд

  • «Деревья все в снегу» знакомились с коричневой краской, закрепляли умения рисовать прямые линии, короткие и длинные, с помощью кисточки, учились смешивать голубую и белую краски изображали  снег,  наносили на лист бумаги с помощью пальчиков и ватных палочек.  
  • В средней группе добавляю такие техники рисования, как техника «тычёк» и «печать». Дети также с интересом создают образы и простые сюжеты (по представлению, с натуры и по собственному замыслу), уверенно передают основные признаки изображаемых объектов (структуру, пропорции, цвет); самостоятельно находят композиционное решение,  с учётом замыла, а также размера и формы листа бумаги; украшают узорами плоскостные и объёмные изделия.

Были выполнены следующие  работы:

8 слайд

  •  «Разноцветный лес» закрепляли навыки рисования прямых линий, экспериментировали с красками, смешивали красный и жёлтый цвета для получения оранжевого цвета листьев, учились рисовать листочки «примакиванием кисточки».

9 слайд

  • «Урожай» учились рисовать в технике «печать» - морковка, ботву дети рисовали ватными палочками;
  • «Спелое яблочко» закрепляли умения рисования геометрической фигуры круга, наносили оттенки оранжевый, красный цвета, использовали ватный диск и  ватные палочки;

10 слайд

  • Символ Нового года – «Петя петушок». Учились поэтапному рисованию, совершенствовали  умения рисования геометрических фигур – круг, овал. Рисовали пальчиками, кисточками и ватными палочками.
  •  «Варежки» готовый шаблон, дети по желанию использовали  разные техники рисования для украшения рукавичек.
  • В старшей группе знакомлю   детей с произведениями разных видов изобразительного творчества. Приобщение к древнейшему декоративно-прикладному искусству.  Изучаем и закрепляем знания умения различных видов росписи  «Хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская роспись», «Дымковская игрушка». Самый простейший способ научиться расписывать данный вид изделий, это тоже применение нетрадиционных техник рисования, где присутствует большой выбор материалов для изображения. Также закрепляем навыки и умения,  полученные  ранее,  и добавляю новые нетрадиционные техники рисования,  такие как «кляксография», «печать листьями» и «томпонирование».

Нарисованы такие работы:

11 слайд

  • Урожай «Что морковь, что свекла вместе дружная семья» закрепление навыков рисования геометрических фигур, изображали ботву кудрявой, пушистой, использовали  кисти и ватные палочки.

12 слайд

  • «Спрячь нас зонтик от дождя» учились рисовать полукруг, закрепляли рисование прямой и волнистой линии.  Рисунки на зонтиках дети рисовали  с помощью кисти, ватных палочек, наносили рисунки с помощью кисточки способом примакивания.

13 слайд

  • «Узнай кляксу» техника «кляксография» иначе выдувание из трубочки и дорисовывание фигуры с помощью ватной палочки. Дорисуй своё животное или сказочного персонажа.
  • «Печать листьями» «Осенний карнавал» использовали гуашь, экспериментировали с красками, наносили различные оттенки, передавая характерные цветовые признаки осени. Передавали конкретный рисунок листьев.

14 слайд

  • Дымковская игрушка «Лошадка» задание: данный шаблон расписать в технике дымковской росписи (волны, овалы и точки).
  • Дымковская игрушка «Барыня» дымковские барыни прекрасны, полосы, волны, овалы, круги и точки – словно волшебные строчки. Узоры наносили пальчиками, ватными палочками, кистями.

15 слайд

  •  «Моя любимая игрушка - медведь» техника «тычёк», используется кисточка щетина (жёсткая по составу), отражая пушистость и  объёмность меха игрушки.

16 слайд

  • «Расписная доска»  в технике урало-сибирская роспись. Готовые шаблоны разделочных досок дети учились расписывать, используя по желанию пальчики, ватные палочки, кисточки и зубочистки.
  • «Хохлома» «Узорчатая чаша» так же готовый шаблон дети учились расписывать, используя необходимые цвета и рисунки. Для росписи закрепляли навыки рисования кончиком кисточки, применяли ватные палочки, рисовали пальчиками, вырабатывали навык рисования цветов примакиванием кисточкой.
  • «Гжель» тема занятия» «Самовар», учились смешивать цвета, наносить оттенки и рисовать рисунок в данной росписи.

  • На занятиях по  лепке с детьми я так же прививаю  интерес к созданию объёмных и плоскостных фигурок, простых композиций из теста и пластилина.  В процессе лепки использую дополнительный природный материал, который способствует творческим идеям и  развитию фантазии детей.

17 слайд

  • С помощью крупы, семян, зёрен  и макарон дети имею возможность заменять, дополнять  некоторые элементы вместо пластилина, что способствует расширению опыта его преобразования и создания различных фигурок и композиций более выразительными, насыщенными и интересными.

Выполнены следующие  работы:

  • «Пасхальное яйцо» использовали тесто, крупу, макароны, бобовые;

18 слайд

  • «Чайная пара для кукольного уголка» разноцветный пластилин, крупа, горох;
  • «Божья коровка» пластилин двух цветов, чечевица коричневого цвета, спички, цветочная поляна;

19 слайд

  • «Ёжик, ёжик колкий из палочек иголки» пластилин,  перец горошком, спички;
  • «Сороконожка» пластилин, горох круглый;
  • «Сладкий, сочный - арбуз» пластилин двух цветов, арбузные семечки;

Выбор нетрадиционных технологий рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского – "случаться"). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.

Все вышеперечисленные виды деятельности развивают эстетическое восприятие и творческое воображение, обогащают детей художественными впечатлениями, знакомятся с произведениями изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, формируют представления о многообразии изобразительных техник и материалов. Дети самостоятельно выбирают понравившуюся технику и приёмы рисования, экспериментируют, исследуют и  применяют,  происходит знакомство с «языком искусства», что способствует развитию инициативной и самостоятельной личности!  20 слайд               СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элемента нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: "Божья коровка"

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием элемента нетрадиционной техники рисования. Целью является развитие умения в процессе рисования понимать простейшие вз...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов нетрадиционных техник рисования. «Птицы нашего города» Старший дошкольный возраст (5-6лет)

Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов нетрадиционных техник рисования.«Птицы нашего города» Старший дошкольный возраст (5-6лет)...

Развитие детской одарённости средствами нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности....

Конспект занятия по развитию речи с элементами нетрадиционной техники рисования для детей младшего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»

В гости к ребятам приходит колобок и приглашает в мир сказок.Колобок предлгает детям поиграть в различные игры, чтобы открыть волшебный сундучок.После того, как дети открыли сундук, им предлагается за...