Развитие детского творчества через организацию грамотной продуктивной деятельности
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Воронцова Алена Ринатовна

Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский), следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vorontsova_alena.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,   музыки, рисунка, фантазии, творчества.                                                                  Василий Александрович Сухомлинский

Развитие детского творчества через организацию грамотной продуктивной деятельности

В современной практике образования потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью, родители чаще стали делать упор на интеллектуальное развитие. В то время как дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей, особого вида активности – творческой активности.

Следуя требованиям времени и запросам родителей наше учреждение организовало объединение «Школа «Солнышко» для детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения. Основной целью объединения является комплексное развитие дошкольника, в том числе и развитие ручной умелости и творческих способностей ребят в изодеятельности.

Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский), следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.

В дошкольном детстве происходит совершенствование всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, прежде всего руками, что создает оптимальные условия для начала формирования и развития общих способностей, выступающих в качестве задатков для специальных (творческих) способностей. Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе. Именно поэтому важно не упустить момент начала творческого развития детей – дошкольников. 

Н.П. Сакулина выделила  группы способностей, развивающиеся в изодеятельности:

  • способность к изображению, включающая в себя восприятие и связанное с ним представление, овладение средствами графического и живописного воплощения образа, овладение техникой рисунка;
  • способность к художественному выражению, включающая в себя творческие способности.

Все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.

Положительный эмоциональный фон изодеятельности способствует стойкому усвоению умений и навыков, полноценному развитию всех способностей.

Результаты исследований психологов (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев) и педагогов (Н.В. Ветлугина, Е.А. Флерина, Т.Г. Казакова и др.) показали, что творческие способности дошкольников имеют свои особенности:

  • процесс доминирует над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт;
  • новизна детских изобретений и творческих находок  субъективна в отличие от новизны и социальной  ценности результатов творчества взрослых людей;
  • замысел дошкольников легко и быстро возникает, но неустойчив, быстро меняется и трансформируется. Это показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изодеятельности в силу ее новизны и сложности для ребенка. Но в большей степени – это проявление  игровой тенденции в развитии деятельности (Л.С. Выготский).

Творчество проявляется тогда, когда ребенок ищет самостоятельно пути изображения придуманного образа или явления. Не сразу ребенок достигает нужного результата в решении этих задач, но если этот творческий процесс поиска возможен и осуществляется постоянно, то успех обеспечен.

        Для того, чтобы дети могли создать выразительный образ в рисунках, нужно дать им представления о выразительных средствах, т.е. ребенок должен в доступных  пределах овладеть выразительными средствами.

В работах Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной большое внимание уделено развитию у дошкольников цветовосприятия, знакомству с цветом,  как с выразительным средством.  В.С. Мухина в своем исследовании высказывает мысль о том, что дети придают чрезвычайное значение линии как средству выразительности. В.Ф. Котляр считал, что для развития выразительного образа большое значение имеет ритм, симметрия.

Наиболее полно и системно выразительные средства в рисовании раскрыла Т.С. Комарова. Она структурировала средства выразительности и раскрыла значимость каждого из них.

С.В. Иванникова и З.А. Богатеева, разрабатывая методики работы с бумагой,  отметили, что в аппликации, как и в рисовании, одним из активных средств выразительности  является техническая сторона и многообразие используемых приемов.

        «Педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения» (Казакова Р.Г.). Развитие творческих способностей также подчиняются этой закономерности, но сам процесс обучения дошкольников должен быть построен так, чтобы знания ЗУН являлись основой для творчества, а не занимали главной позиции – учеба пока противоестественна для маленьких детей. И творят дошколята для игры или во время игры. Именно в процессе игровой и творческой деятельности ребенок  может осваивать  технические навыки выразительные средства  изодеятельности.

        В школе «Солнышко» при разработке программ «Изо», «Лепка», «Конструирование» учтены сенситивные периоды развития дошкольников, современные методики и программы. В ней использованы материалы программ «Преемственность» (Н.А. Федосова, Т.С. Комарова), «Предшкольная пора» (Н.Ф. Виноградова), учебно-методический комплект «Предшкола нового поколения» (Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская). Учтены рекомендации и темы программы «Из детства в отрочество»  Т.Н. Дороновой (для младшего и среднего дошкольного возраста), И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и Т.А. Копцевой «Природа и художник» (для старшего дошкольного возраста).

        Главные установки программ: развитие эстетического восприятия, умения экспериментировать с художественными материалами и инструментами, желания пережить значимые для ребенка стороны действительности, еще раз вернуться к предметам и событиям, которые удивили. Сказочно-игровая форма преподнесения материала позволит ребенку освоить новые техники, мыслить образно, одухотворять   предметы.

Наша цель - развитие детского творчества через организацию грамотной продуктивной деятельности, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное.

При организации занятий используются разные виды изобразительной деятельности.

Рисование.

        Дошкольники осваивают приемы работы с живописными материалами: акварелью и гуашью.  Учатся создавать выразительные образы графическими материалами: цветными карандашами, фломастерами, мелками, пастелью, тушью. Совершенствуют технику рисования (свободно экспериментируют, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков, используя разные виды линий)

        Учатся комбинировать материалы для создания образов (восковые мелки и акварель, фломастеры и карандаши, пастель и карандаши).

        При создании педагогом условий,  самостоятельного выбирают художественные материалы и инструменты в соответствии с характером и спецификой задуманного образа.

Знакомятся с нетрадиционными художественными техниками.

Учатся понимать содержание, настроение и выразительные средства в работах художников.

        Лепка

        Дети осваивают основные приемы лепки из глины и пластилина  пластическим, конструктивным и комбинированным способом.

        Учатся выражать движения персонажей, соблюдать пропорциональность частей. Применяют фигурки для игры. Понимают преимущества коллективных композиций.

        Знакомятся с видами декорирования объемных изделий природным и бросовым  материалом, налепами из пластилина и глины, штампами. Учатся создавать рельефные композиции (барельеф, горельеф).

        Знакомятся с народной глиняной игрушкой, создают свои игрушки по образцу и инструкции, декорируют элементами народных росписей.

Тестопластика

         Создают динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая способы лепки, приемы декорирования образа.

Осваивают способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения.

Бумагопластика

         Знакомятся с разными способами создания выразительного образа: скатывание шаров для бугристой поверхности, раскатывание тонких столбиков для «колючей», игольчатой фактуры, скручивание для волнистой и плавноизогнутой поверхности.

 Аппликация

Дети учатся  выбирать разные способы создания выразительного образа: обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, симметричное и силуэтное вырезывание, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник. Осваивают технику прорезного декора (снежинки, ажурные салфетки и цветы, эмблемы).            

Приобретают навык держания ножниц и соблюдения правил безопасного их использования. Учатся экономному использованию бумаги.

Знакомятся  с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, цветочных лепестков, семян, бересты). Создают  коллажи.  

Знакомство с техниками, материалами и  приемами работы происходит параллельно с созерцанием произведений художников, скульпторов, декораторов, мастеров прикладного искусства (подлинники, копии, репродукции). Дети учатся понимать содержание и выразительные средства, активно участвуют в обсуждении.

Выбор методов и приемов определяется задачами конкретного занятия и содержанием обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты акцентируют внимание на совместной деятельности педагога и детей, игровых формах образования, ориентируют педагогов на универсальность и интеграцию содержания образования для творческого развития дошкольников. Предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам. В большей мере дети рисуют для игры,  или, играя, рисуют. Для комплексного воздействия на чувства отведена музыке. Показ приемов работы присутствует только на обучающих занятиях и носит всегда вариативный характер.

Именно тогда, когда дети овладели определенными умениями и знаниями, появляется та самостоятельность, которая необходима для развития творческих способностей, создания неповторимых образов. Для этого необходимо проводить целенаправленную работу по обучению и воспитанию детей в изобразительной деятельности.

Литература

  1. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности [текст] / Г. Г. Григорьева. –  М. : АКАДЕМА, 2000. – 343 с.
  2. Гаврина, С. Е. Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать [текст]  / С. Е. Гаврина. [ и др.]. –  Ярославль:  Академия развития, 2002. – 192 с.
  3. Доронова, Т. Н.   Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [текст] / Т. Н. Доронова. – СПб. :  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002. – 96 с.
  4. Дубровская, Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от2 до 7 лет [текст] Н.В. Дубровская. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 144 С.
  5. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет [текст]  / Т. Н. Доронова  [ и др.]. – М. : Просвещение, 2007. - 303 с.
  6. Комарова, Т. С. Преемственность в формировании художественного творчества в детском саду и начальной школе [текст] / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
  7. Копцева Т. А., Природа и художник [текст]  / Т. А. Копцева. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2001. – 208 с
  8. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [текст] / И.А. Лыкова. – М. : Творческий центр «Сфера», «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
  9. Скоролупова, О.А. Образование детей старшего дошкольного возраста как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования [текст]  / О.А. Скоролупова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8.- С. 12-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества через игровую деятельность

«Не следует забывать, что основной закондетского творчества заключается в том,что ценность его следует видеть не врезультате, не в продукте творчества,важно то, что они создают, творят,упражняются в т...

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данная консультация раскрывает методы работы по активизации детского творчества, повышению интереса к театрализованной деятельности....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОльга Сергеевна РусскихВоспитатель ГБДОУ Детский сад № 27 Калининского района г. Санкт –ПетербургУж...

«Интеграция детей с нарушениями зрения во взаимодействии со сверстниками через организацию творческой продуктивной деятельности»

laquo;Интеграция детей с нарушениями зренияво взаимодействии со сверстникамичерез организацию творческой продуктивной деятельности»...

Развитие детской инициативы через организацию экспериментальной деятельности.

Инициативность — Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соотв...

Педагогический проект «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «МАСТЕРА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить мал...