Материалы для муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России - 2015"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гогиава Анна Павловна

Введение

    Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения. Дошкольное образование является первичной составной частью системы беспрерывного образования в стране. Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования:

– реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

            Главная цель дошкольного учреждения: создание условий для развития детей дошкольного возраста.

 

Прейдя в детский сад ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Поэтому целью моей работы является создания условий для развития детей с учетом  социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Основными направлениями моей работы являются:

1. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного  замедления развития детей).

2. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

Задачи:

1. Создание условий для расширения знаний воспитанников об окружающем мире, себе и ближайшем социуме.

   2. Стимулировать инициативу и творчество  для того, чтобы дети         овладевали предметным содержанием гораздо глубже, чем по традиционной методике.

3. Создание условий для формирования личностных качеств и навыков ребенка, обеспечивающих его социализацию в современной социокультурной ситуации.

4. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах создания условий для развития детей дошкольного возраста.

Объект: создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом социальной ситуации развития детей.

Предмет: работа педагога с использованием инновационных технологий (проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность), направленная на создание условий для развития детей дошкольного возраста.

        Гипотеза: использование инновационных технологий, направленных на создание условий для развития детей дошкольного возраста будут  эффективными при реализации следующих педагогических задач:

- Для формирования интегративных качеств личности ребенка.

-  Для приобретения социального опыта в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками и осуществления различных видов деятельности.

-  Для обеспечения максимально полного раскрытия потенциала познавательной и речевой деятельности ребенка.

-  Для развития умения анализировать и делать выводы на основе познавательно-исследовательской и проектной деятельности.

Этапы работы:

1.  Анализ литературы по теме исследования.

2. Отбор материалов для работы по созданию условий для развития детей дошкольного возраста с учетом социальной ситуации развития детей.

3.  Изучение социальной ситуации детей группы.

4.  Разработка дидактических игр, упражнений и непосредственно образовательной деятельности, направленных на создания условий для развития детей дошкольного возраста с учетом их социальной ситуации развития .

Новизна исследования

            Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом.          Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов  работы педагогов ДОУ по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития обеспечивает успешную реализацию главной цели образовательной политики в сфере дошкольного образования:

– реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

            Новизна проекта состоит в:

- создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом социальной ситуации развития детей через организацию различных мероприятий в группе;

- организации специально разработанной познавательной деятельности, бесед, экскурсий;

-использование ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельность, а так же совместной продуктивной деятельности;

- создание предметно-развивающей и предметно-игровой среды.

Актуальность исследования

            В последнее время часто возникают дискуссии о невозможности игнорировать тот факт, что сегодняшние развитие детей протекает с существенными отличиями по своим интеллектуальным и психоэмоциональным характеристикам, чем 20-25 лет назад. Сегодняшние дошкольники – другие, они дети информационного века, во многом попавшего под влияние сетевого пространства, что у них иные способы общения и мышления, необходимо принимать в расчет эти отличия при определении задач и содержания дошкольного образования. Поэтому, абсолютно неразумно и даже неправомерно оценивать соматический и психический статус сегодняшних детей, исходя из норм вчерашнего дня. В этой связи понятно, что одной из причин недостаточной эффективности образовательного процесса становится не соответствие существующей парадигмы, адекватно описывающих современного ребенка. Актуальность работы по созданию условий развития детей дошкольного возраста с учетом социальной ситуации развития, связана с обеспечением каждому ребенку не только адекватный возрасту максимальный фактический результат, но и возможность самоутверждения. Это нужно не только ребенку, но и не в меньшей степени – его родителям и может стать достойным ответом на потребность общества в будущем поколении, свободном от заниженных самооценок и действительно готовом к инновациям.

            Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был добрым, теплым, светлым.

Для этого мною в работе применяется  социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

 

 

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

 

 

 

 

 

Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

 

 

 

 

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, предполагают:

 

Ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста - сюжетно-ролевая игра. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра даст возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека".

«Традиционный воспитатель обычно настроен на то, чтобы дети возвращали ему его же собственную речь. Деятельность, построенная на подобном «возвращении сказанного», процентов на 98 состоит из социализации. Печально, когда взрослыми  эта социализация принимается (или выдается) за развитие ребенка» - говорил Е. Шулешко

Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования — положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Для реализации данной задачи я в своей практике использую инновационные технологии.  Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. К инновационным технологиям относятся:

- Технология информационного обучения

- Технология диалогового  обучения

- Технология  игрового обучения

- Технология проблемного обучения

- Технология проектного обучения

Наиболее эффективными формами инновационных технологий я считаю проектную и познавательно-исследовательскую деятельность, которые использую в работе с детьми.

 «Поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Творение - это всегда эмоционально насыщенный процесс, активное стремление к воплощению своих мечт».- говорил В. Ротенберг.

Проектная деятельность позволяет создать условия для развития у ребенка таких качеств как любознательность, способность и потребность испытывать эстетическое чувство к окружающему миру, креативность, способность к самовыражению и самореализации. Так же проектная деятельность дает возможность вовлекать в образовательный процесс родителей, что способствует формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Познавательно-исследовательская деятельность предполагает более полное использование возможностей, предоставляемых специфически детскими видами деятельности для развития разных сторон личности ребенка, его способностей и индивидуальных черт. «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образовываться и развиваться». (А.Бебель) К этому можно добавить только одно: как и все остальные дети.

 

В своей образовательной деятельности я использую инновационный подход к проведению занятия:

- деятельность детей вызывается и поддерживается на протяжении всего времени эмоциями радости и интереса;

- осуществляется коллективная деятельность детей и педагога;

- обучение строится на базе интеллектуальной активности высокого уровня, обеспечивающего открытие каждой индивидуальностью способа приобретения знаний и умений;

- каждый участник устремлен к результату, для достижения которого применяется прогнозирование, предвосхищение его;

- необходимо волевое усилие в достижении результата.

             Важным аспектом создания условия для развития ребенка, является работа с родителями. Основную часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, и важно, чтобы воспитатель и семья стали союзниками и единомышленниками, согласованно осуществляли воспитательное воздействие на ребенка, были едины в своих подходах к его развитию. Поэтому в своей работе с родителями я использую форму сотрудничества, вовлечения семье в образовательный процесс, как ассистентов и помощников,  а в некоторых ситуациях как экспертов, консультантов и организаторов. Дети оказавшись в таком едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, который их окружает.

 

Основополагающие принципы

- Выявить зону актуального и зону ближайшего развития и адекватно следовать за ее изменениями, корректируя содержание и формы работы.

- Создать условия для формирования представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной и неповторимой личности.

-  Создать условия для развития представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

-  Создать условия для развития умения анализировать и делать выводы на основе полученной информации.

-  Создать условия для развития самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирования доверия к собеседнику.

-  Создать условия для выработке у детей положительных черт  характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

-  Создать условия для развития  творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

- Создать условия для воспитания активной жизненной позиции.

-  Создать условия для организации взаимодействия педагогов и родителей детей.

 

Система работы по созданию условий для развития детей дошкольного возраста.

 Я начала свою деятельность с анализа мониторинга, который проводится один раз в год по программе «Успех».

 

Далее я изучила личные анкеты детей, а так же в ходе беседы с родителями мною были выявлены их положительные качества, увлечения. Основываясь на данных таблицы, личных анкет и бесед с родителями проводилась работа по подбору материалов, технологий, оборудования для создания условий развития детей с учетом социальной ситуации развития. Так же проводилась работа с родителями, и были привлечены педагоги дополнительного образования.

Мой проект  реализуется в контексте разработанных педагогических условий Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «УСПЕХ», под редакцией Березиной Н.О., Средствами реализации данной Программы служат: социальная действительность; развивающая предметно-пространственная среда: центр театрализации; мини-библиотека; выставки детского творчества. Немаловажными для реализации Программы являются и современные технические средства: мультимедийное оборудование, акустические системы.

Были запланированы развлечения, разработан календарь тематических праздников, которые вошли  в перспективное планирование на 2014-2015 г.г. (Приложение № 1)

Как в любой деятельности, объединенной одной целью, необходим системный подход, то есть поэтапная реализация поставленных целей и задач. Выше было изложено, что свою работу я начала с анализа данных мониторинга и анкетных данных, что можно назвать – первым этапом моей деятельности.

На втором этапе, мною проводятся познавательно-развивающие и воспитательно-образовательные мероприятия направленные на создание условий для развития детей старшей группы. (Приложение № 2).

Третьим этапом станет подведение итогов проводимой работы и разработка мероприятий на следующий учебный год с учетом выявленных недостатков в работе и в соответствии с возрастными изменениями.

 Для реализации поставленной цели была создана соответствующая предметно-пространственная среда в группе которая, способствует самообучению и саморазвитию ребенка; стимулирует делать его выбор, принимать решение; развивает познавательную инициативу, исследовательскую активность, креативность в тех образовательных областях, которые выделены в ФГОС, а также выходящих за их пределы, представляющих личные интересы ребенка.

Среда формировалась в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями (потребностями девочек и мальчиков) по основным направлениям детской деятельности (игра, движение, сенсорика, речь, занятия искусством, строительство, окружения театрализация, чтение и др.). Включает игровые     и учебные материалы, достаточные для самостоятельной и совместной с воспитателем или специалистом деятельности. (Приложение № 3)

        В свободном доступе находятся    неоформленные материалы, стимулирующие приобретению навыков предпочтения и способствующие созданию атмосферы открытий.

        Продуманная обстановка в оформлении группы способствует усложнения детских игр, развитию самостоятельности, социализации и навыков решения проблем. Групповые комнаты, по нашему убеждению, принадлежат детям, а значит — в их оформлении используются детские работы, рисунки, книжки, макеты и т.д. Все материалы и оборудование в группах организовано по областям. Эти области называются тематическими игровыми центрами.

Тематические игровые центры включают в себя:

1. Зона ИЗО деятельности, насыщенная традиционными и      нетрадиционными материалами;

2.     Зона познавательного и сенсорного развития, представлена большим разнообразием сенсорных материалов и игр;

3.     Зона конструирования представлена различными материалами для конструирования, как традиционными, так и не традиционными;

4.     Зона «Моя книга», представлена подбором художественной литературы соответствующей возрасту детей и соответствует  поставленным цели и задачам.

5.     Зона экспериментирования насыщена разнообразием бросового материала, емкостей и приборов для экспериментирования.

6.     Зона для СРИ, насыщенна игровым материалом, который соответствует возрасту детей.

 

Так как важным аспектом создания условия для развития ребенка, является работа с родителями, мною были определены механизмы эффективного взаимодействия между семьей и ДОУ.

Работа с родителями предполагает реализацию двух основных направлений:

- воспитательного (осознание взрослыми членами семьи значимости и необходимости процесса направленного взаимодействия с детьми);

- образовательного (освоение основных приемов организации семейной жизни).

 

Формы взаимодействия педагога и родителей

 

В своей деятельности использую как  традиционные так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

Традиционные формы:

*    коллективные – родительские собрания,  групповые консультации, конференции;

*    индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

*    наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фотовыставки.

Нетрадиционные формы:

*    информационно-аналитические (опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы). Формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми;

*    досуговые (совместные досуги, праздники, выставки на которых родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения). Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогом и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения;

*    познавательные (ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей группы, формирование у них практических навыков воспитания). Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям (в частности, с использованием фото и видеоматериалов).

*    наглядно-информационные формы (ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ, обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста). Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное;

*    подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми.

Родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, водят дошкольников на экскурсии и др.

          Мною  активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. Они собирают информацию, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

В работе с родителями активно использую  мультимедиа, Интернет.

В перспективе такой работы с родителями улучшится показатель физического и психического здоровья детей, в улучшении социальной обстановки.

 

 

Сроки реализации данной концепции опыта работы

Реализация поставленных целей и задач рассчитано на 2 года. То есть в старшей и подготовительной группе. В конце каждого года будет проводится мониторинг, на основании которого будут внесены коррективы в работу по созданию условий для  развития детей дошкольного возраста на следующий год.

 

 

Заключение

     Социальная   ситуация   развития  - это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное  и  неповторимое отношение между ребенком  и  окружающей его действительностью, прежде всего  социальной ”. Поэтому необходимость создания условий для развития детей дошкольного возраста учитывая социальную ситуацию развития обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей

      Для достижения поставленных цели и задач мне необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. А так же использовать познавательно-исследовательскую и проектную деятельности, направленные на познание окружающего мира. Которая является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.).

     Конечным результатом моей работы должно стать повышение эффективности образовательной деятельности в группе и успешная социализация  детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ПЛАН КОНКУРСНОГО ЗАДАНИЯ «Педагогическое мероприятие с детьми»

Воспитатель старшей группы

МК ДОУ д/с № 13 «Родничок»

города Лермонтова

Ставропольского края

Гогиава Анна Павловна

Образовательная область: «Познавательное развитие», интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.

 

Цель: Создание условий для эмоциональной вовлеченности ребенка в процесс ознакомления с окружающим миром.

Задачи:

- Создать условия для воспитания гуманного отношения к окружающему миру в целом;

- Создать условия для формирования и развития творческих способностей детей;

- Создать условия для обучения детей анализу, установлению причинно следственных связей между явлениями и их появлением.

Используемые игры, творческая и экспериментальная деятельность:  экспериментальная деятельность «Выяснение последствий загрязнения почвы бытовым мусором», «Как очистить воду», дидактическое задание «Найди то, что загрязняет природу», экологический мультфильм, видео физминутка.

Материалы и оборудование: глобус, мультимедийная установка, карточки с заданием, оборудование для опыта, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: беседа «Влияние бытового мусора на окружающую среду», просмотр документальных фильмов об экологии.

Продолжительность занятия: 25 мин.

Ход Непосредственно образовательной деятельности:

  1. Беседа «Три жизненно необходимые стихии»;

- Что такое глобус?

- Что обозначает голубой цвет на глобусе?

- Что находится вокруг планеты Земля?

- Какие три стихии мы с вами знаем?

- Почему эти стихии важны для человека?

  1. Просмотр экологического мультфильма;
  2. Обсуждение просмотренного мультика.

- Что загрязняет окружающую среду?  

- Кто виноват в том, что окружающая среда загрязнена?

     4. Опыт « Выявление последствий загрязнения почвы бытовым мусором».

     5. Обсуждение опыта.

     6. Видео физминутка.

     7. Опыт «Как очистить воду?».

     8. Рефлексия.

     9. Вручение медалей «Юный эколог».

 

Приложение № 2

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«Осколок стекла»

Воспитатель старшей группы

МК ДОУ д/с № 13 «Родничок»

города Лермонтова

Ставропольского края

Гогиава Анна Павловна

Образовательная область: «Познавательное развитие», интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

 

Цель: Создание условий для эмоциональной вовлеченности ребенка в процесс ознакомления с окружающим миром.

Задачи:

- Создать условия для воспитания гуманного отношения к окружающему миру в целом;

- Создать условия для формирования навыков безопасного поведения в повседневной жизни;

- Создать условия для обучения детей анализу, установлению причинно следственных связей между явлениями и их появлением.

Используемые игры, творческая и экспериментальная деятельность: инсценировка сказки «Осколок стекла», подвижные игры эстафеты «Полоса препятствий», «Спасение пострадавших», «Пожарный рукав», дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья!», экспериментальная деятельность «Тушение огня».

Материалы и оборудование: иллюстрации и рисунки на тему «Пожар», ширма для кукольного театра, куклы (сорока, лиса, заяц, медведь), оборудование для опыта, спортивный инвентарь для подвижных игр, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: беседа «Отважные пожарные», «Добрый или злой огонь?», рассматривание иллюстраций по теме «Пожарная безопасность», повторение навыков поведения при возникновении пожара.

Продолжительность занятия: 25 мин.

Ход Непосредственно образовательной деятельности:

Ребята входят в зал.

Воспитатель: Ребята, мы кажется, попали на выставку. Здесь иллюстрации и рисунки, сделанные руками детей и их родителей. Давайте их рассмотрим.

Воспитатель: Как вы думаете, что их объединяет?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, все эти работу на тему «Пожарная безопасность», а теперь рассаживайтесь на свои места, и попробуем отгадать загадки.

- Что, дотронувшись слегка, превращает в дым дрова? (огонь)

- Вьется, взвивается, в небо устремляется. (дым)

- Жевать не жую, а все пожираю. (пожар)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали. Не уставайте повторять, что каждый пожар, это большое несчастье, огромная беда. Поэтому всегда на страже – день и ночь пожарные. Много веков пожары тушили «всем миром». Колокольный звон извещал о пожаре, и жители соседних домов бежали помогать тушить пожар. В наше время с пожаром борются специально обученные люди – пожарные. У пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. На голове у них стальная каска, на ногах прочные удобные сапоги.

У пожарных тяжелая, ответственная и опасная работа. Они работают сплоченным отрядом – пожарной командой. Для того, чтобы пожарная команда пришла на выручку достаточно набрать номер 01.

Звучит песня о пожарных, ребята выполняют движения по показу.

Воспитатель: Представьте, что погожим августовским деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь.

- Хотите верти, хотите нет, но однажды из-за маленького осколка стекла в лесу случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на лесном пригорке под старой сосной. В жаркий летний полдень осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка, потом загорелись сухие иглы хвои, от них огонек перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом. А  надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки.

В это время над поляной пролетала сорока, увидев огонь, она застрекотала.

Сорока: Караул! Караул! Пожар! Горим! Горим!

Лиса: Эй, Сорока-Белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный. А, я побегу зверей созывать на помощь.

Воспитатель: Сорока полетела за медведем, а лиса созывала лесных жителей на поляну.

Лиса: Эй, вы жители лесные, зайцы, волки и ежи, прибегайте, помогайте спасти лес наш от беды!

Воспитатель: Собрались все звери на полянке, и стали думать, как им справится с огнем, да так и не придумали, чем бороться с огнем.

Ребята, а давайте мы поможем лесным жителям. Как мы можем затушить пожар?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, знаете, как справиться с огнем. А теперь давайте докажем это опытным путем.

Воспитатель показывает опыт «Тушение огня» (с помощью воды, песка и плотной ткани).

Лесные жители благодарят ребят, за спасение леса.

Воспитатель: Ребята, пожар в лесу может начаться из-за брошенной, не погашенной спички, не потушенной сигареты, не погашенного костра и даже осколка стекла. Поэтому в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву, бросать бутылки и другой мусор. А если вдруг пожар все таки возник небольшое возгорание можно затоптать ногами, засыпать землей и немедленно позвонить 01, вызвать пожарных. И покинуть опасное место.

Воспитатель: Мы с вами сегодня много узнали нового о пожарах и пожарных, давайте, и мы себя немного почувствуем отважной, смелой, сплоченной пожарной командой.

Подвижные игры эстафеты:

- «Полоса препятствий»

- «Спасение пострадавших»

- «Пожарный рукав».

Воспитатель: А теперь задание на сообразительность. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны мне ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья!».

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы ребята, дружная команда. А вам понравилось наше увлекательное занятие? Что именно вам понравилось? Ну, а я теперь уверенна, что вы никогда не будете играть с огнем и будете соблюдать правила пожарной безопасности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Самые маленькие обитатели планеты Земля»

Воспитатель старшей группы

МК ДОУ д/с № 13 «Родничок»

города Лермонтова

Ставропольского края

                                                                                            Гогиава Анна Павловна

Вид проекта: исследовательско-творческий проект.

Продолжительность проекта: неделя.

Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.

Цель проекта: Создание условий для развития начальных форм экологического сознания. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру в целом.

Предполагаемый результат:

- дети получают представления о насекомых, как о равноправных и самоценных субъектах;

- у детей развиваются креативные способности в хужожественно-эстетической деятельности:

- дети учатся работать сплоченным коллективом и идти к общей цели.

Роль родителей в организации проекта: совместное с детьми составление сообщения по теме проекта.

Продукт проектной деятельности: составление на основе сделанных сообщений книги «Насекомые братья наши меньшие».

План работы на неделю: 

  1. Беседа «Самые маленькие обитатели планеты Земля», «Оберегайте насекомых»
  2. Чтение художественной литературы: «Как муравьишка домой спешил» - Бианки; «Красный и зеленый», «Как летает паучишка», «Синий шалашик» - Дмитриев; «Счастливый жучок» - Скребицкий; «Тараканище» - Чуковский
  3. Просмотр документального фильма о насекомых, просмотр мультиков о насекомых
  4. Заучивание стихов; отгадывание загадок о насекомых
  5. Дидактические игры: «Угадай и дорисуй», «Сосчитай лапки насекомых и найди соответствующую цифру»
  6. Продуктивная деятельность:

- лепка «Паучок на паутинки» в технике - картина из пластилина;

- рисование «Бабочка красавица» в технике – печатанье.

     7. Подвижные игры: «Кузнечики», «Муравьишки», «Найди свой цветок».

     8. Выставка детских работ.

     9. Домашнее задание – составление сообщения о насекомых.

     10. Составление книги «Насекомые братья наши меньшии».

Фрагмент НОД:

Ребята рассматривают иллюстрации насекомых, а воспитатель рассказывает о каждом из них. Затем воспитатель предлагает ребятам назвать насекомое, которое им больше всего понравилось. Ребята делятся своими впечатлениями.

Затем воспитатель предлагает тоже превратиться в насекомых.

Подвижная игра «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Стоп – сели.

Травку покушали, Тишину послушали.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать на носках легко.

Затем воспитатель предлагает ребятам сесть за столы. На столах лежат картинки на которых изображена часть насекомого. Ребята  угадывают насекомого и дорисовывают его…………

Ребята сидят за столами.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Улыбнулся, встрепенулся,

Взмылся вверх и улетел.

Дети: Бабочка.

Воспитатель хвалит детей и показывает иллюстрации бабочек и рассказывает, из каких частей состоит бабочка.

Воспитатель: ребята, давайте теперь сами нарисуем бабочку. И рисовать мы ее будим необычным способом, который называется _ печатанье.

Воспитатель показывает, как правильно рисовать бабочку способом – печатанье. Ребята приступают к работе…….

Итог

В течении недели были обобщены и систематизированы представления детей о насекомых и их жизни. У детей развились познавательно- исследовательские навыки, навыки рисования и лепки нетрадиционными способами. Ребята научились устанавливать причинно-следственные связи событий. Стали бережнее относиться к окружающей природе.

Приложение № 3

Дидактические игры и упражнения

Социально-коммуникативное развитие:

- Дидактическая игра «Придумай конец истории»

Цель: Изучение понимания и осознания детьми основных нравственных норм.

Дидактическая игра «Добрые и злые герои»

Цель: Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам.

Дидактическое упражнение «У страха глаза велики»

Цел: Корректировать уровень тревожности, развивать пантомимику и мимику.

Дидактическая игра «Такие разные клоуны»

Цель: обучать способам поднятия настроения; саморегуляция психического состояния.

Дидактическая игра «Вместе веселее»

Цель: Оценить уровень развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками.

Познавательное развитие:

Дидактическая игра «Придумай игрушку»

Цель: Развивать креативность и фантазию.

Дидактическая игра «Угадай по звуку»

Цель: Помочь детям воспринимать окружающий звук не только зрительно, но и на слух.

Дидактическое упражнение «Найди в плохом -  хорошее»

Цель: Знакомить с противоречиями, формировать умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать  выводы и аргументировать их.  

Дидактическое упражнение «Давайте представим, что….»

Цель:  Создание условий для формирования креативного восприятия окружающего мира.

Речевое развитие:

Дидактическое упражнение «Все похоже на все»

Цель: Развитие эмоционального интеллекта ребенка, научить детей пользоваться сравнениями и метафорами.

Дидактическое упражнение «История по картинке»

Цель: формирование у детей способности к самовыражению и самореализации через речь.

Дидактическая игра «Зачем и почему?»

Цель: формирование коммуникативно-стратегического умения

Художественно-эстетическая деятельность:

Дидактическое упражнение «Угадай и дорисуй»

Цель: передача ребенку и преумножение опыта творческой деятельности, способности к самореализации.

Дидактическое упражнение «Сотвори и назови»

Цель: формирование у детей эстетической культуры, его духовного мира.

Физическое развитие:

Дидактическая игра «Забавная физминутка»

Цель: стимулирование основополагающих функциональных систем организма и т.д..

Данные игры и упражнения включаются в непосредственно образовательную деятельность. Так же (в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы группы и детского сада в целом) проводятся беседы, чтение произведений, просмотр документальных фильмов и мультфильмов, прогулки, экскурсии, направленные на целостное развитие детей. Те знания, которые получают дети в процессе непосредственно образовательной деятельности и игровой деятельности, дают возможность создать качественные условия для развития детей с учетом социальной ситуации их развития.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои впечатления об участии в муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Воспитатель года России - 2016"

В статье автор делится своими впечатлениями и мыслями об участии в конкурсе профессионального мастерства....

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2018» , Мастер – класс «Волшебные колечки»

Мастер – класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи и познавательных способностей детей дошкольного возраста.Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/open?...

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2020 году

Конкурсные документы на муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России - 2020"...

Портрет современного воспитателя. Семинарское занятие для конкурсантов муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" "Лесенка успеха"

В ходе семинарского занятия участники конкурса практикуют разные формы сотрудничества в рамках группового взаимодействия; настраиваются на самовыражение в дискусии; актуализируют свои сильные личностн...

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2021»

В данном разделе размещен материал муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2021». Конкурс «Воспитатель года России – 2021» в Сакском...

Информационная карта участника Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" в 2022

Информационная карта участника Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" в 2022...

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России" 2024 году

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2024 года(фотопортрет4´6 см) Беспалько______________...