Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2018» , Мастер – класс «Волшебные колечки»
материал по развитию речи

Савченко Татьяна Рихердовна

Мастер – класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи и познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/open?id=1zBi6wUQ1RgZDri5R...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_savchenko.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

  1слайд. Мастер-класс "Волшебные колечки» как метод развития связной речи" и познавательных способностей  детей .


Цель: ознакомление педагогов с инновационной технологией мнемотехники «Волшебные колечки».

Задачи:

обучающая

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;

развивающая

-повысить эффективность образовательного процесса, путём использования мнемотехники;

воспитательная

-активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: пособие “Волшебные колечки”: картинки с изображением животных, цифр, геометрических фигур, частей суток, времен года, дней недели,, клей - карандаш, шаблоны,ножницы.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть и воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор;
  • внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Ход мастер–класса

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать.Тема  моего мастер-класса “Волшебные колечки” - как метод развития связной речи и познавательных способностей детей дошкольного возраста.

        Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми для речевого развития. Представить вам мнемотехнику "Волшебные колечки".

2 слайд.  Актуальность

        На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, недостаточный словарный запас.
  • Несформированность грамматического строя речи

  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

        Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

        

        3слайд.Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

4 слайдУчитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным,  занимательным для этого в своей работе я использую мнемотехнику «Волшебные колечки».

Основная часть

Сейчас  мы с вами разучим стихотворение используя  мнемотехнику "Волшебные колечки". Для этого нам понадобится: хорошее настроение и необходимые материалы.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение  

У лисы в лесу глухом

Есть нора- уютный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый

До  весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло уютно в нём.

А сейчас я предлагаю выделить ключевые слова в этом стихотворении и

сделать колечки, которые помогут вам его запомнить.

Перед вами шаблоны и картинки с изображениями животных.

Воспитатель показывает и делает вместе с участниками мастер - класса.

Воспитатель рассказывает стихотворения, а педагоги надевают последовательно на пальцы.

На каких занятиях можно использовать ещё?

Рекомендации

Детям нравится работать с колечками, поэтому я решила не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей.

Использую их на занятиях по формированию математических представлений:

  • учу соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);
  • упражняемся в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);
  • при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);
  • пользовать порядковыми числительными (колечки с картинками);
  • при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);
  • уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5)

В перспективе использовать пары колечек при формировании представлений о форме, размере.

Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.

Помогают колечки:

  • при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко “к”. И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук.
  • при формировании и дифференцировании понятия “твердый - мягкий звук”: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук.

Итог.

Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов:

  • у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
  • активизируется словарный запас;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

5 слайдС помощью данного пособия и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

В своей работе использую данную литературу

  1. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
  3. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985 — с.92
  5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  6. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
  8. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои впечатления об участии в муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Воспитатель года России - 2016"

В статье автор делится своими впечатлениями и мыслями об участии в конкурсе профессионального мастерства....

Творческая импровизация музыкального руководителя в рамках Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года - 2017"

Творческая импровизация педагога на тему «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» - Б.ШоуСоставила: Соловьева Ирина Владимировна,Музыкальный руководительМАДОУ «Детский сад № 4» Пе...

эссе на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года 2018".

Несколько слов  о моей работе, мой девиз, под которым я работаю. Надеюсь пригодится воспитателям детских садов....

Портрет современного воспитателя. Семинарское занятие для конкурсантов муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" "Лесенка успеха"

В ходе семинарского занятия участники конкурса практикуют разные формы сотрудничества в рамках группового взаимодействия; настраиваются на самовыражение в дискусии; актуализируют свои сильные личностн...

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2021»

В данном разделе размещен материал муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2021». Конкурс «Воспитатель года России – 2021» в Сакском...

Информационная карта участника Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" в 2022

Информационная карта участника Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" в 2022...