Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2018» , Мастер – класс «Волшебные колечки»
материал по развитию речи
Мастер – класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/open?id=1zBi6wUQ1RgZDri5R...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_savchenko.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
1слайд. Мастер-класс "Волшебные колечки» как метод развития связной речи" и познавательных способностей детей .
Цель: ознакомление педагогов с инновационной технологией мнемотехники «Волшебные колечки».
Задачи:
обучающая
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
развивающая
-повысить эффективность образовательного процесса, путём использования мнемотехники;
воспитательная
-активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование: пособие “Волшебные колечки”: картинки с изображением животных, цифр, геометрических фигур, частей суток, времен года, дней недели,, клей - карандаш, шаблоны,ножницы.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть и воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор;
- внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.
Ход мастер–класса
1. Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать.Тема моего мастер-класса “Волшебные колечки” - как метод развития связной речи и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми для речевого развития. Представить вам мнемотехнику "Волшебные колечки".
2 слайд. Актуальность
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, недостаточный словарный запас.
- Несформированность грамматического строя речи
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
3слайд.Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
4 слайдУчитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным для этого в своей работе я использую мнемотехнику «Волшебные колечки».
Основная часть
Сейчас мы с вами разучим стихотворение используя мнемотехнику "Волшебные колечки". Для этого нам понадобится: хорошее настроение и необходимые материалы.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение
У лисы в лесу глухом
Есть нора- уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло уютно в нём.
А сейчас я предлагаю выделить ключевые слова в этом стихотворении и
сделать колечки, которые помогут вам его запомнить.
Перед вами шаблоны и картинки с изображениями животных.
Воспитатель показывает и делает вместе с участниками мастер - класса.
Воспитатель рассказывает стихотворения, а педагоги надевают последовательно на пальцы.
На каких занятиях можно использовать ещё?
Рекомендации
Детям нравится работать с колечками, поэтому я решила не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей.
Использую их на занятиях по формированию математических представлений:
- учу соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);
- упражняемся в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);
- при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);
- пользовать порядковыми числительными (колечки с картинками);
- при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);
- уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5)
В перспективе использовать пары колечек при формировании представлений о форме, размере.
Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.
Помогают колечки:
- при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко “к”. И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук.
- при формировании и дифференцировании понятия “твердый - мягкий звук”: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук.
Итог.
Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
5 слайдС помощью данного пособия и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
В своей работе использую данную литературу
- Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
- Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985 — с.92
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
- Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои впечатления об участии в муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Воспитатель года России - 2016"
В статье автор делится своими впечатлениями и мыслями об участии в конкурсе профессионального мастерства....
Творческая импровизация музыкального руководителя в рамках Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года - 2017"
Творческая импровизация педагога на тему «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» - Б.ШоуСоставила: Соловьева Ирина Владимировна,Музыкальный руководительМАДОУ «Детский сад № 4» Пе...
эссе на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года 2018".
Несколько слов о моей работе, мой девиз, под которым я работаю. Надеюсь пригодится воспитателям детских садов....
Портрет современного воспитателя. Семинарское занятие для конкурсантов муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" "Лесенка успеха"
В ходе семинарского занятия участники конкурса практикуют разные формы сотрудничества в рамках группового взаимодействия; настраиваются на самовыражение в дискусии; актуализируют свои сильные личностн...
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2021»
В данном разделе размещен материал муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2021». Конкурс «Воспитатель года России – 2021» в Сакском...
Информационная карта участника Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" в 2022
Информационная карта участника Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" в 2022...
Профессиональное портфолио участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России – 2023»
сведения о профессиональной деятельности Масловой Екатерины Викторовны...