«Экология в образовательном пространстве ДОУ».
материал на тему

Пятницкая Наталья Фёдоровна

«Организация образовательной деятельности по формированию экологических  представлений. Формы организации, методы и приемы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_3.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Возрастная

       группа

                           Образовательная деятельность

         Самостоятельная

             деятельность

                   НОД

                      ОДРМ

Первая младшая

        группа

Формы организации:

   подвижные игры,

   игровые упражнения,

   сюжетная игра,

   театрализованные игры;

-чтение,

-инсценирование и драматизация,

-слушание (голоса птиц, животных…),

-наблюдение,

-праздники (например: «Сенсорный праздник»),

-совместные действия,

-импровизация.

Методы и приёмы:

Игровые:

-внесение сказочного героя (Лесовичка),

-внесение игрушки,

-инсценировки.

Словесные:

-рассказ,

-чтение художественной литературы,

-разговор,

-указания,

-напоминание,

-пояснения,

-поощрение,

-объяснение.

Наглядные:  

-наблюдение явлений природы,

-рассматривание живых объектов,

-рассматривание иллюстраций,

-показ с названием (это кролик),

-многократное повторение слова,

-активное действие детей,

-приближение объекта к детям,

адание детям (иди, Вася, покорми кролика),

-инсценирование и драматизация,

-простые вопросы.

Практические:

-упражнения,

-совместная деятельность взрослых и детей,

-выполнение поручений,

-показ действий,

-пример взрослого,

-показ способа действия,

-индивидуальный подход.

Формы организации:

-утренняя гимнастика (игровая), 

-слушание (голоса птиц, животных…),

-создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения,

-внесение новой игрушки,

-наблюдение,

-совместные действия,

-импровизация,

-игровые ситуации,

-поручения,

-подражательные движения,

-пример сверстника.

Методы и приёмы:

Игровые:

-внесение игрушек, объектов (кролика, попугая…),

-инсценирование и драматизация.

Словесные:

-чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок,

-разговор,

-напоминание,

-указания,

-вопросы,

-использование художественного слова,

-рассматривание картинки,

-инсценировки,

-объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). 

Наглядные:  

-наблюдение,

-рассматривание иллюстраций,

-показ с названием,

-многократное повторение слова,

-активное действие детей,

-приближение объекта к детям,

адание детям.

Практические:

-упражнения,

-показ способа действия,

-пример взрослого,

-индивидуальный подход,

-выполнение поручений,

-поручение,

-совместная деятельность взрослых и детей.

Формы организации:

-манипулирование предметами

в сюжетно-отобразительной деятельности

Вторая младшая

        группа

   

     Средняя

      группа

     Старший

  дошкольный

      возраст

 Плюсом к предыдущей группе:

Формы организации:

-сюрпризный момент,

-рассматривание картин,

-проблемные ситуации,

-экскурсия,

-игровые ситуации,

-целевые прогулки,

-чтение и обсуждение художественной литературы,

-продуктивная деятельность,

-проектная деятельность (эксперименты, опыты),

-просмотр, рассматривание и обсуждение (мультфильмов, диафильмов),

-развлечения,

-праздники.

Методы и приёмы:

Игровые:

-развивающие игры,

-создание проблемных ситуаций,

-хороводные игры.

Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений,

-заучивание наизусть,

-отгадывание загадок,

-пересказ,

-обобщающая беседа,

-придумывание сказки по предложенному началу (ТРИЗ),

-словотворчество,

-вопросы,

-пересказ,

-беседы,

-описание,

-проблемные ситуации.

Наглядные:  

-экскурсии, целевые прогулки,

-рассматривание игрушек, картин,

-обследование,

-просмотр, рассматривание и обсуждение (мультфильмов, диафильмов),

-использование наглядных пособий,

-пример взрослого и ребенка,

-наблюдение за трудом взрослых.

Практические:

-трудовые действия,

-опыты,

-экспериментирование и игры с разными материалами.

Инновационные:

-приём вживания в образ - эмпатии: «Если бы я был деревом…»,

-игровое задание (нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако; улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок…),

-моделирование (модель «куда сел жучок?», модель трудовых действий…),

-макетирование (лес, ферма,…).

 Плюсом к предыдущей группе:

Формы организации:

-беседа,

-проблемные ситуации,

-исследовательская деятельность,

-рассматривание альбомов,

-моделирование,

-выставки,

-конкурсы,

-досуги,

-творческие задания,

-продуктивная деятельность (изготовление поделок из природного материала),

-мини – музеи.

Инновационные:

-реализация короткосрочных проектов,

-НОД – фантазия,

-творческая мастерская,

-занятия путешествия

Методы и приёмы:

Игровые:

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде (с ролями, игровыми действиями,

соответствующим оборудованием).

-игра – экспериментирование,

-учебно – познавательный (использование познавательных игр).

Словесные:

-разговор,

-рассказ литературного произведения,

-рассуждение (разгадывание загадок),

-повествование (составление рассказов),

-познавательные беседы,

-сочинение сказок.

Наглядные:

-демонстрация,

-показ образца,

-презентация книжек. 

Практические:

-упражнения,

-познавательно исследовательские,

-творческие задания.

Инновационные:

-приём вхождения в картину, 

-моделирование,

-макетирование (лес, луг, пруд).

 Плюсом к предыдущей группе:

Формы организации:

-в форме диалога,

-экспериментирование,

-встреча с интересным человеком,

-викторина.

Инновационные:

-НОД – соревнования,

-НОД – КВН,

-НОД – фантазия,

-бинарные,

-НОД – сомнения (поиск истины),

-«Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы, детского сада),

-тематические вечера.

Методы и приёмы:

Игровые:

-введение элементов соревнований,

-интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады).

Словесные:

-дискуссии,

-метод проблемного изложения материала,

-чтение больших по объёму произведений.

Практические:

-схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения),

-создание выставок.

Инновационные:

-метод, стимулирующий детей к коммуникации

(«Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»),

-метод «первой пробы» (применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий),

-антропоморфизм

(когда очеловечиваем природные объекты),

-примеривание образа на кого-то («Люди-животные»),

-опосредование (самостоятельная работа),

-«Мозговой штурм» (Называется слово. Например, гроза. Нужно подобрать слова на ассоциацию. Например, молния, гром, дождь, свет, тучи, страх, сверкание…),

-«Как мне повезло, что Я…» (Подсолнух, потому что дарю людям семечки, из них делают масло, халву, потому что я всегда слежу за солнышком…) -ТРИЗ.

     Плюсом к предыдущей группе:

Формы организации:

-ситуативный разговор,

-беседа,

-проблемные ситуации,

-целевые прогулки, 

-развлечения,

-праздники,

-просмотр диафильмов,

-продуктивная деятельность,

-проектная деятельность (эксперименты),

-вопросы и ответы,

-упражнения,

-отгадывание загадок.

Инновационные:

-коллекционирование.

Методы и приёмы:

Игровые:

-создание проблемных ситуаций,

-внесение сказочных героев,

-создание воображаемой ситуации.

Словесные:

- чтение художественных произведений,

-беседа,

-словотворчество,

-вопросы,

-пояснения,

-обобщающая беседа,

-отгадывание загадок,

-объяснения,

-рассказы воспитателя, детей,

-проблемные ситуации.

Наглядные:  

-экскурсии,

-целевые прогулки,

-рассматривание игрушек, картин, альбомов,

-просмотр (мультфильмов, диафильмов),

-пример взрослого и ребенка.

Практические:

-трудовые действия,

-элементарные опыты,

-экспериментирование и игры с разными материалами,

-задания,

-поручения,

-пример сверстника.

Инновационные:

-приём вживания в образ («Если бы я был котом…»),

-игровое задание (нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;

улыбнись, как солнышко, как тёплый ветерок…).

Плюсом к предыдущей группе:

Формы организации:

-исследовательская деятельность,

-игра – экспериментирование

-коллекционирование,

-опыты, эксперименты,

-соревнования,

-досуги,

-спортивные праздники.

Методы и приёмы:

Игровые:

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде (с ролями, игровыми действиями,

соответствующим оборудованием),

-игра – экспериментирование,

-учебно – познавательный (использование познавательных игр).

Словесные:

-разговор,

-рассказ литературного произведения,

-рассуждение,

-повествование (составление рассказов),

-познавательные беседы,

-анализ жизненных ситуаций.

Наглядные:

-демонстрация,

-показ образца.

Практические:

-упражнения,

-дежурство,

-соревнования,

-коллективный труд,

-познавательно – исследовательские.

     Плюсом к предыдущей группе:

Формы организации:

-в форме диалога,

-экспериментирование,

-встреча с интересным человеком,

-викторина.

Инновационные:

-тематические вечера.

Методы и приёмы:

Игровые:

-введение элементов соревнований,

-проигрывание накопленного опыта.

Словесные:

-дискуссии,

-диалог,

-чтение больших по объёму произведений.

Практические:

-схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения),

-создание выставок.

Инновационные:

-метод, стимулирующий детей к коммуникации

(«Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»),

-антропоморфизм

(когда очеловечиваем природные объекты),

-примеривание образа на кого-то («Люди-животные»),

-опосредование (самостоятельная работа),

Словесные приёмы:

-«Загадки-обманки» (Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?),

-«Хорошо-плохо» (Дождь-это хорошо или плохо. Почему вы так считаете? (хорошо - напоит цветы, траву, деревья, смоет грязь, станет чище воздух; плохо - мокро, грязно, сыро, может случиться наводнение).

    Плюсом к предыдущей группе:

Формы организации:

-внесение новой игрушки (объекта),

-рассматривание иллюстраций,

-проблемные ситуации,

-чтение художественной литературы,

-обсуждение реальных ситуаций с разрешением выхода из них,

-проектная деятельность (эксперименты),

-вопросы и ответы,

-беседа,

-просмотр диафильмов, мультфильмов,

-интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую),

-пример сверстников.

Методы и приёмы: 

Игровые:

-создание проблемных ситуаций,

-исследовательская деятельность,

-обсуждение реальных ситуаций с разрешением выхода из них,

-воображаемая ситуация.

Словесные:

-объяснение,

-ситуативный разговор,

-рассказы воспитателя, детей,

-обобщающая беседа,

-чтение художественной литературы,

-объяснения,

-вопросы,

-пересказывают сказки.

Наглядные:

- рассматривают картинок, предметов,

-наглядно - зрительные приемы (показ физических упражнений),

-наблюдения, 

Практические:

-игровое задание,

-поручение,

-трудовые действия.

Инновационные:

-моделирование,

-приём вживания в образ -эмпатии («Если бы я был котом…»).

   Плюсом к предыдущей группе:

Формы организации:

-проблемные ситуации,

-исследовательская деятельность,

-игра – экспериментирование.

 Методы и приёмы:

Игровые:

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде,

-игра – экспериментирование,

-использование познавательных игр.

Словесные:

-диалог,

-рассказ литературного произведения,

-познавательные беседы,

-анализ и обыгрывание жизненных ситуаций.

Наглядные:

-демонстрация,

Практические:

-упражнения,

-исследовательская деятельность,

-соревнования,

-совместные действия,

-опыты.

  Плюсом к предыдущей группе:

Формы организации:

-диалог,

-экспериментирование.

Методы и приёмы:

Игровые:

-соревнования,

-интеллектуальные игры (головоломки, задачи-шутки, шарады),

-проигрывание накопленного опыта.

Словесные:

-дискуссии,

-диалог,

-чтение больших по объёму произведений,

-самооценка.

Практические:

-создание выставок,

-реализация проекта,

-коллективный труд.

Инновационные:

-метод, стимулирующий детей к коммуникации

(«Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»),

-антропоморфизм

(когда очеловечиваем природные объекты),

-примеривание образа на кого-то.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Презентация "Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования как гарант обеспечения единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ"

Цель сотрудничества: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства,придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный...

Опыт интеграции детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей

Новые варианты организации коррекционного обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные организации....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....