«Экология в образовательном пространстве ДОУ».
материал на тему
«Организация образовательной деятельности по формированию экологических представлений. Формы организации, методы и приемы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_3.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная группа | Образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | |
НОД | ОДРМ | ||
Первая младшая группа | Формы организации: подвижные игры, игровые упражнения, сюжетная игра, театрализованные игры; -чтение, -инсценирование и драматизация, -слушание (голоса птиц, животных…), -наблюдение, -праздники (например: «Сенсорный праздник»), -совместные действия, -импровизация. Методы и приёмы: Игровые: -внесение сказочного героя (Лесовичка), -внесение игрушки, -инсценировки. Словесные: -рассказ, -чтение художественной литературы, -разговор, -указания, -напоминание, -пояснения, -поощрение, -объяснение. Наглядные: -наблюдение явлений природы, -рассматривание живых объектов, -рассматривание иллюстраций, -показ с названием (это кролик), -многократное повторение слова, -активное действие детей, -приближение объекта к детям, -задание детям (иди, Вася, покорми кролика), -инсценирование и драматизация, -простые вопросы. Практические: -упражнения, -совместная деятельность взрослых и детей, -выполнение поручений, -показ действий, -пример взрослого, -показ способа действия, -индивидуальный подход. | Формы организации: -утренняя гимнастика (игровая), -слушание (голоса птиц, животных…), -создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, -внесение новой игрушки, -наблюдение, -совместные действия, -импровизация, -игровые ситуации, -поручения, -подражательные движения, -пример сверстника. Методы и приёмы: Игровые: -внесение игрушек, объектов (кролика, попугая…), -инсценирование и драматизация. Словесные: -чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок, -разговор, -напоминание, -указания, -вопросы, -использование художественного слова, -рассматривание картинки, -инсценировки, -объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). Наглядные: -наблюдение, -рассматривание иллюстраций, -показ с названием, -многократное повторение слова, -активное действие детей, -приближение объекта к детям, -задание детям. Практические: -упражнения, -показ способа действия, -пример взрослого, -индивидуальный подход, -выполнение поручений, -поручение, -совместная деятельность взрослых и детей. | Формы организации: -манипулирование предметами в сюжетно-отобразительной деятельности |
Вторая младшая группа
Средняя группа Старший дошкольный возраст | Плюсом к предыдущей группе: Формы организации: -сюрпризный момент, -рассматривание картин, -проблемные ситуации, -экскурсия, -игровые ситуации, -целевые прогулки, -чтение и обсуждение художественной литературы, -продуктивная деятельность, -проектная деятельность (эксперименты, опыты), -просмотр, рассматривание и обсуждение (мультфильмов, диафильмов), -развлечения, -праздники. Методы и приёмы: Игровые: -развивающие игры, -создание проблемных ситуаций, -хороводные игры. Словесные: - чтение и рассказывание художественных произведений, -заучивание наизусть, -отгадывание загадок, -пересказ, -обобщающая беседа, -придумывание сказки по предложенному началу (ТРИЗ), -словотворчество, -вопросы, -пересказ, -беседы, -описание, -проблемные ситуации. Наглядные: -экскурсии, целевые прогулки, -рассматривание игрушек, картин, -обследование, -просмотр, рассматривание и обсуждение (мультфильмов, диафильмов), -использование наглядных пособий, -пример взрослого и ребенка, -наблюдение за трудом взрослых. Практические: -трудовые действия, -опыты, -экспериментирование и игры с разными материалами. Инновационные: -приём вживания в образ - эмпатии: «Если бы я был деревом…», -игровое задание (нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако; улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок…), -моделирование (модель «куда сел жучок?», модель трудовых действий…), -макетирование (лес, ферма,…). Плюсом к предыдущей группе: Формы организации: -беседа, -проблемные ситуации, -исследовательская деятельность, -рассматривание альбомов, -моделирование, -выставки, -конкурсы, -досуги, -творческие задания, -продуктивная деятельность (изготовление поделок из природного материала), -мини – музеи. Инновационные: -реализация короткосрочных проектов, -НОД – фантазия, -творческая мастерская, -занятия путешествия Методы и приёмы: Игровые: -воображаемая ситуация в развёрнутом виде (с ролями, игровыми действиями, соответствующим оборудованием). -игра – экспериментирование, -учебно – познавательный (использование познавательных игр). Словесные: -разговор, -рассказ литературного произведения, -рассуждение (разгадывание загадок), -повествование (составление рассказов), -познавательные беседы, -сочинение сказок. Наглядные: -демонстрация, -показ образца, -презентация книжек. Практические: -упражнения, -познавательно исследовательские, -творческие задания. Инновационные: -приём вхождения в картину, -моделирование, -макетирование (лес, луг, пруд). Плюсом к предыдущей группе: Формы организации: -в форме диалога, -экспериментирование, -встреча с интересным человеком, -викторина. Инновационные: -НОД – соревнования, -НОД – КВН, -НОД – фантазия, -бинарные, -НОД – сомнения (поиск истины), -«Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы, детского сада), -тематические вечера. Методы и приёмы: Игровые: -введение элементов соревнований, -интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Словесные: -дискуссии, -метод проблемного изложения материала, -чтение больших по объёму произведений. Практические: -схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения), -создание выставок. Инновационные: -метод, стимулирующий детей к коммуникации («Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»), -метод «первой пробы» (применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий), -антропоморфизм (когда очеловечиваем природные объекты), -примеривание образа на кого-то («Люди-животные»), -опосредование (самостоятельная работа), -«Мозговой штурм» (Называется слово. Например, гроза. Нужно подобрать слова на ассоциацию. Например, молния, гром, дождь, свет, тучи, страх, сверкание…), -«Как мне повезло, что Я…» (Подсолнух, потому что дарю людям семечки, из них делают масло, халву, потому что я всегда слежу за солнышком…) -ТРИЗ. | Плюсом к предыдущей группе: Формы организации: -ситуативный разговор, -беседа, -проблемные ситуации, -целевые прогулки, -развлечения, -праздники, -просмотр диафильмов, -продуктивная деятельность, -проектная деятельность (эксперименты), -вопросы и ответы, -упражнения, -отгадывание загадок. Инновационные: -коллекционирование. Методы и приёмы: Игровые: -создание проблемных ситуаций, -внесение сказочных героев, -создание воображаемой ситуации. Словесные: - чтение художественных произведений, -беседа, -словотворчество, -вопросы, -пояснения, -обобщающая беседа, -отгадывание загадок, -объяснения, -рассказы воспитателя, детей, -проблемные ситуации. Наглядные: -экскурсии, -целевые прогулки, -рассматривание игрушек, картин, альбомов, -просмотр (мультфильмов, диафильмов), -пример взрослого и ребенка. Практические: -трудовые действия, -элементарные опыты, -экспериментирование и игры с разными материалами, -задания, -поручения, -пример сверстника. Инновационные: -приём вживания в образ («Если бы я был котом…»), -игровое задание (нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако; улыбнись, как солнышко, как тёплый ветерок…). Плюсом к предыдущей группе: Формы организации: -исследовательская деятельность, -игра – экспериментирование -коллекционирование, -опыты, эксперименты, -соревнования, -досуги, -спортивные праздники. Методы и приёмы: Игровые: -воображаемая ситуация в развёрнутом виде (с ролями, игровыми действиями, соответствующим оборудованием), -игра – экспериментирование, -учебно – познавательный (использование познавательных игр). Словесные: -разговор, -рассказ литературного произведения, -рассуждение, -повествование (составление рассказов), -познавательные беседы, -анализ жизненных ситуаций. Наглядные: -демонстрация, -показ образца. Практические: -упражнения, -дежурство, -соревнования, -коллективный труд, -познавательно – исследовательские. Плюсом к предыдущей группе: Формы организации: -в форме диалога, -экспериментирование, -встреча с интересным человеком, -викторина. Инновационные: -тематические вечера. Методы и приёмы: Игровые: -введение элементов соревнований, -проигрывание накопленного опыта. Словесные: -дискуссии, -диалог, -чтение больших по объёму произведений. Практические: -схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения), -создание выставок. Инновационные: -метод, стимулирующий детей к коммуникации («Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»), -антропоморфизм (когда очеловечиваем природные объекты), -примеривание образа на кого-то («Люди-животные»), -опосредование (самостоятельная работа), Словесные приёмы: -«Загадки-обманки» (Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?), -«Хорошо-плохо» (Дождь-это хорошо или плохо. Почему вы так считаете? (хорошо - напоит цветы, траву, деревья, смоет грязь, станет чище воздух; плохо - мокро, грязно, сыро, может случиться наводнение). | Плюсом к предыдущей группе: Формы организации: -внесение новой игрушки (объекта), -рассматривание иллюстраций, -проблемные ситуации, -чтение художественной литературы, -обсуждение реальных ситуаций с разрешением выхода из них, -проектная деятельность (эксперименты), -вопросы и ответы, -беседа, -просмотр диафильмов, мультфильмов, -интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую), -пример сверстников. Методы и приёмы: Игровые: -создание проблемных ситуаций, -исследовательская деятельность, -обсуждение реальных ситуаций с разрешением выхода из них, -воображаемая ситуация. Словесные: -объяснение, -ситуативный разговор, -рассказы воспитателя, детей, -обобщающая беседа, -чтение художественной литературы, -объяснения, -вопросы, -пересказывают сказки. Наглядные: - рассматривают картинок, предметов, -наглядно - зрительные приемы (показ физических упражнений), -наблюдения, Практические: -игровое задание, -поручение, -трудовые действия. Инновационные: -моделирование, -приём вживания в образ -эмпатии («Если бы я был котом…»). Плюсом к предыдущей группе: Формы организации: -проблемные ситуации, -исследовательская деятельность, -игра – экспериментирование. Методы и приёмы: Игровые: -воображаемая ситуация в развёрнутом виде, -игра – экспериментирование, -использование познавательных игр. Словесные: -диалог, -рассказ литературного произведения, -познавательные беседы, -анализ и обыгрывание жизненных ситуаций. Наглядные: -демонстрация, Практические: -упражнения, -исследовательская деятельность, -соревнования, -совместные действия, -опыты. Плюсом к предыдущей группе: Формы организации: -диалог, -экспериментирование. Методы и приёмы: Игровые: -соревнования, -интеллектуальные игры (головоломки, задачи-шутки, шарады), -проигрывание накопленного опыта. Словесные: -дискуссии, -диалог, -чтение больших по объёму произведений, -самооценка. Практические: -создание выставок, -реализация проекта, -коллективный труд. Инновационные: -метод, стимулирующий детей к коммуникации («Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»), -антропоморфизм (когда очеловечиваем природные объекты), -примеривание образа на кого-то. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...
Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования
В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....
Презентация "Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования как гарант обеспечения единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ"
Цель сотрудничества: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства,придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный...
Опыт интеграции детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей
Новые варианты организации коррекционного обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные организации....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....