Главные вкладки

    Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами
    консультация на тему

    Ищук Ольга Александровна

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

     «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами»

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

    Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

    Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д.

    Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты.

    Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.

    Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

    Достижением первых семи лет является становление самосознания. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

    В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

    Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

    В практической работе исследователи и воспитатели уделяют, прежде всего, внимание организации наблюдений за объектами природы.

    Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

    Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

    И это возможно сделать посредством наблюдения. Наблюдения в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

    Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

    Особое внимание при работе с детьми старшего дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

    Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

    — формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе) ;

    — развитие познавательного интереса к миру природы:

    • уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

    • формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие) ;

    • формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

    — формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

    — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

    - развитие чувства эмпатии к объектам природы;

    — формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

    — формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой) ;

    — освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

    — формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

    — формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

    - формирование эстетического отношения к окружающему миру.

    Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам: научности, доступности, целостности, системности, сезонности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

    В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.

    Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, рассматриваний, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, игровой, трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач и т. д.

    Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года.

    Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время

    Особая роль в формировании экологической культуры принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды.

    Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

    Итак, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами

    Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...

    Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста

    Оснащение и использования музея природы Саратовской области в дошкольном учреждение...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

    Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

    План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

    Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

    Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

    Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.

    Окружающий мир природы встречает ребенка сразу за порогом дома: растения на клумбе, аллея парка, газон. Этот  удивительный мир растений и животных, природных явлений заставляет ребенка остановить...