Особенности проведения экскурсий в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха
консультация на тему

Ершова Ольга Борисовна

В консультации раскрыты особенности проведения экскурсий в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема консультации: «Особенности проведения экскурсий в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха».

Одним из путей повышения эффективности обучения дошкольников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется в работе с детьми.  Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего  мира является экскурсия. Экскурсия  активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые дети получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.  В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Включение глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными.

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель

Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно, прежде всего, использовать ближайшие места. В городах — это бульвары, сады, парки, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное короткое сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии.

В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу (если это экскурсия на природу)

Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детей (несколько цветков, веточек, грибы и др.).

 Индивидуальные или групповые задания во время экскурсий активизируют творческую, практическую и познавательную деятельность учащихся.  Развивается культура взаимоотношений между детьми, создаются условия для поиска решений проблемных ситуаций. Возникающие ситуации речевого общения способствуют активизации речевого развития, усвоению новых слов, фраз с помощью воспитателя. Во время экскурсии у детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности. Формируется речевое поведение школьников.

          При проведении экскурсии с детьми с нарушениями слуха я заранее обдумываю  ход, введение экскурсии, формы обсуждения её результатов, подбираю речевой материал, задания для отдельных детей и всей группы. Перед экскурсией я сама заранее знакомлюсь с объектом экскурсии.  Для себя,  я определяю, на что требует обратить внимание учащихся, фиксирую объект для наблюдения, составляю примерный план экскурсии.

         Проведение экскурсии с глухими  и слабослышащими  детьми требует постоянного учёта коммуникативных возможностей. Наряду с использованием устной словесной формы общения я применяю таблички с письменными словами, фразами.         

       Правильно нужно проводить демонстрацию изучаемого. Умение правильно показать исследуемый объект или явление важно для чёткого усвоения и полноценного восприятия экскурсионного материала. Рассказывая об объекте или давая какие – либо объяснения, сначала я убеждаюсь, что все дети видят его, собрались вокруг него широким кругом на расстоянии вытянутой руки. Для слабослышащих детей особенно важно, чтобы во время объяснений воспитатель или учитель находился от них на расстоянии прямой видимости.

       

          После проведения экскурсии  необходимо работу по осмыслению и проработке полученных впечатлений.  Лучшим способом закрепления полученных во время экскурсий знаний является её повторение. Каждый ребенок отмечает, что больше всего ему понравилось и запомнилось на экскурсии. Закрепление полученных знаний я осуществляю в процессе предметно-практической, речевой, игровой, изобразительной деятельности. Очень хорошо использовать различные виды предметно-практической  деятельности: рисование, аппликации, моделирование, конструирование предметов, которые были объектом наблюдения во время экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Рефлексия служит одновременно целям повторения и систематизации материала, обеспечивает столь необходимое в работе с детьми с нарушениями слуха неоднократное возвращение к одним и тем же понятиям и умениям, их переосмыслению и дальнейшее обобщение на более высоком уровне требований к умственной деятельности.

Материалы, собранные детьми во время экскурсий, могут быть использованы для выпуска стенгазет, в оформление альбомов по темам.

        Тематика экскурсий постепенно расширяется в связи с развитием интересов и возможностей детей, можно взять следующие темы:

-по детскому саду;

- на кухню;

- по улице, на которой находится детский сад;

- в медицинский кабинет;

- в библиотеку



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместных праздников с родителями в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения

Развлечения и праздники детей - не только форма отдыха, но и мощного средства опосредованного воспитания и образования. В представленном материале - психология, подготовка праздника, практически совет...

Коррекционная работа в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.

Данная  презентация отражает взаимодействие  всех служб дошкольного учреждения при  работе  с детьми имеющими нарушения зрения - как первичный дефект,  так и вторичные отклоне...

сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.

В сообщении раскрываются особенности логопедической работы  с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...

Особенности профилактической и коррекционной работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа по формированию правильной речи у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата является одним из основных направлений во всей реаби...

«Формирование вычислительных навыков в дошкольный период у детей с нарушением слуха»

laquo;Формирование вычислительных навыков в дошкольный период  у детей с нарушением слуха»В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика предста...