«Формирование вычислительных навыков в дошкольный период у детей с нарушением слуха»
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Головина Татьяна Владимировна

«Формирование вычислительных навыков в дошкольный период  у детей с нарушением слуха»

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике: счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти; предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка.Формирование элементарных математических представлений у неслышащих детей дошкольного возраста имеет различные направления. Развитие математических представлений  у детей дошкольного возраста проходит в несколько  этапов. Вся работа проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. И включает следующие направления: Количество и счет. Число и цифра(нумирация).  Числовой ряд. Состав числа в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 10.В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, можно учить дошкольника счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно в любое время. Например, на прогулке или дома  можно подсчитать любые предметы. Научиться считать - значит уметь определять общее количество чего-то. И если ребёнок ошибся, исправьте и покажите,  как надо правильно считать. И потом ещё раз посчитайте вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование вычислительных навыков в дошкольный период  

у детей с нарушением слуха »

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике: счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти; предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка.

Формирование элементарных математических представлений у неслышащих детей дошкольного возраста имеет различные направления. Развитие математических представлений  у детей дошкольного возраста проходит в несколько  этапов. Вся работа проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. И включает следующие направления: Количество и счет. Число и цифра(нумирация).  Числовой ряд. Состав числа в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 10.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, можно учить дошкольника счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно в любое время. Например, на прогулке или дома  можно подсчитать любые предметы. Научиться считать - значит уметь определять общее количество чего-то. И если ребёнок ошибся, исправьте и покажите,  как надо правильно считать. И потом ещё раз посчитайте вместе.

При осуществлении счетной операции дети усваивают основные правила счета: числительные называются по порядку; каждое названное числительное соотносится с одним предметом, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета. У детей  формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего. В этот период наиболее сложно овладение итоговым числом (сколько всего?). Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот - одним числом обозначают сразу два предмета.

Дети начинают употреблять числительные в определенном порядке и отличать итог счета от процесса счета. Начинают понимать, что одинаковое количество предметов всегда именуются одним числом. Усваивают последовательность называния числительных, понимают, что количество не зависит от направления счета, что число является показателем количества, осознают отношения между числами, т.е. осваивают обратный счет.
На данном этапе необходимо обращать внимание на выработку умений считать слева направо, брать предметы по одному правой рукой и раскладывать их слева направо.

Количество и счёт. Ребёнок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат - число. На этом этапе развития счетной деятельности при сопоставлении элементов сравниваемых множеств начинает включаться последовательное называние слов - числительных. Происходит на данном этапе ознакомление детей с называнием счета, обучении умению отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом последнее при счете число.

Во время счёта применяется различный счётный материал – это счётные палочки, фигурки, счётный конструктор, счётные карточки. Счётный материал должен соответствовать возрасту и быть безопасным.

Число. В процессе  овладения счетной деятельностью происходит ознакомление детей с отношениями между смежными с числами с их последовательностью. Дети начинают понимать, что : у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее - на единицу меньше последующего.

Число и цифра. В процессе обучения счету необходимо одновременно и знакомить с цифрами - соответствующими обозначениями чисел.

Неслышащие дети показывают  и обозначают цифры на пальцах для каждой цифры есть своё обозначение.

Для лучшего запоминания нумерации чисел используют речевые карточки. Дети подкладывают карточки с названием числа к цифре. Для закрепления понятия числа продолжают соотносить количество и число.

Числовой ряд. Дети знакомятся с понятием числовой ряд. В последствие, они запоминают последовательность расположения чисел, понимают, что каждое число имеет  своё место. И нарушать числовой ряд нельзя.

 Состав числа. Когда каждый ребёнок  уже освоил:

прямой устный счет до 10;

обратный счет от числа 10 до 1;

пересчет и отсчет предметов;

состав числа по единицам (например, 2 состоит из 1 и 1, 3 – из 1 и 1 и 1).

хорошо знает цифры, знакомится с простыми арифметическими действиями. Именно в этом  временя ребенок знакомится с составом  чисел до 10.

Ребёнок понимает, что каждое число, начиная с двух, состоит минимум из двух меньших чисел.

С составом числа ребёнок знакомится как на предметном материале, так и с помощью цифр.

Вычислительные навыки. Приступая к простым вычислениям, сложению и вычитанию ребёнок уже знаком со знаками: плюс, минус, равно(будет). Понимает, что к одному количеству можно как прибавить, так и отнять другое количество. На начальном этапе вычислений с детьми обязательно повторяют счёт, название чисел, состав числа. Для вычислительных действий используют различный счётный материал.  Если ребёнок не уверен в ответе или затрудняется в решении, то используется дополнительный счётный материл. Для вычислений используют различный счётный материал: счётные палочки, счётные картинки, цифры.

 В изучении математических основ счёта и вычисления необходимо использовать игровую деятельность. Например, «Сколько тут, а сколько там»,  «Верно или неверно», «Угадай число», «Посчитай-ка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения экскурсий в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха

В консультации раскрыты особенности проведения экскурсий в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха....

Методическая разработка на тему "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с нарушениями слуха"

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества други...

"Весна пришла" Конспект совместной деятельности по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста

Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны. Развитие устной речи и коммуникативных навыков....

Развитие графомоторных навыков у детей c нарушением слуха дошкольного возраста.

Развитие графомоторных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста....