рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа по теме

филина ольга владимировна

данная рабочая программа является обязательным документом педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabochaya_programma_vosstanovlen.docx104.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №31

ПРИНЯТО                                                           УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета                                      Заведующий МБДОУ

 Протокол №_____от____________                                       детский сад №

                                                                                       приказ от___________ № __________

____________Ф.И.О. руководителя

                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога-психолога

на 2014 – 2015 учебный год

Педагог-психолог

Филина Ольга Владимировна

г. Новочеркасск

2014

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по  основным  направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.    

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Разработка Программы регламентирована и соответствует    нормативно-правовым  документам:

Законы   РФ

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Документы  Министерства образования и науки РФ

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
  • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
  • Методическое письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16
  • Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

Документы  Федеральных служб

  • постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Региональные  документы

  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №2405 от 12.11.2007г. «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога»
  • Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №49 от 31.01.2011 «Об утверждении Положения «О кабинете педагога-психолога в образовательном учреждении»

Локальные  документы

  • Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №31 г. Новочеркасска Ростовской области.

Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе следующих образовательных программ:

  1. Образовательная программа МБДОУ детского сада №31
  2. Примерная образовательная  программа  дошкольного образования «ДЕТСТВО» (под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др).
  3. Комплексная программа психолого –педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» от 3-х до 7 лет (авт.-составитель . Н.Ю .Куржаева, Н.В.Вараева и др.).
  4. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (авт.-составитель. Крюкова С.В., Слободянник Н.П)
  5. Развивающая программа «Готовимся к школе» (авт.-составитель. Н.П.Локалова, Д.П.Локалова)
  6. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоционального сферы. Вкус и запах радости (авт.-составитель Л.А.Никифорова)
  7. Система занятий по развитию творческого воображения детей 5-7 лет «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет» (автор-составитель С.Г.Королева)
  8. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе  (автор-составитель В.Л.Шарохина)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1. Целевой раздел

  1. 1.1. Пояснительная записка………………………………………………..............      6

1.2. Цели и задачи реализации программы……………………………………….            7      

1.3. Задачи деятельности педагога-психолога ………….7

1.3. Принципы и подходы к формированию программы………

8

1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста  ……9

1.5 Психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов…………………13

1.6. Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников…………………………14. Ожидаемые результаты реализации программы ……………..15

II. Содержательный раздел

2.1 Основные направления деятельности педагога-психолога ………16

2.2 Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы МДОУ по освоению образовательных областей…………………27

2.3. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами МДОУ в условиях реализации ФГОС……………………………………28

2.5 Взаимодействие  с семьями  воспитанников…………………………31

III. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы …………………34

3.2 Содержание методического материала и средств обучения и воспитания ………………………………....34

        3.3 Критерии результативности деятельности педагога-психолога МДОУ……….34

3.4 Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей …………..36

3.6 Организация развивающей предметно-пространственной среды …………..37

Приложения…………………………………………………………42

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

        Деятельность современного педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

        Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А предмет его деятельности можно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).

        Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.

        Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.

        Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОУ.

        Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересам и склонностям. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и приобретающих прогностический характер.

        В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагается развитие:

- побуждений, мотивов и интересов;

- сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;

- способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;

- элементов творчества.

1.2.  Цели и задачи реализации программы

-  создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ.

  - содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

  - содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.

  - формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.

1.3 . Задачи деятельности педагога-психолога:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
  • формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
  • психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
  • участие в комплексной психолого-педагогической  экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, содействие в обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

           Деятельность педагога-психолога по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение ряда частных задач:

  • реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития дошкольного возраста;
  • развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств и др;
  • создания в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников;

оказания своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и членам педагогического коллектива ДОУ

1.4. Основные принципы и подходы формирования программы

        Основные принципы формирования программы педагога-психолога можно определить следующим образом:

  1. Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет ему создавать новое знание, а не просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам.
  2. Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора образовательного маршрута, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, что создает психолого-педагогические основания для личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.
  3. Открытость системы дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими, что придает результатам образования культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик, приобретающих для него культуросозидающий смысл и приводящих, по мнению Н.А. Коротковой, к «разламыванию» диффузной инициативы ребенка на разные ее направления (сферы), а именно: игра и родственные ей виды деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и коммуникативная практика), что противостоит традиционному разделению «игра – учебные занятия». Освоение детьми культурных практик приводит к дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта, творческого субъекта, исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника. Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразование дошкольного возраста – субъектную позицию. Важным моментом является сохранение субкультуры детства.

Основным подходом при создании рабочей программы с позиции психологизации стало положение А.В. Запорожца об амплификации детского развития. Амплификация в интерпретации В.Т. Кудрявцева означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самостоятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов. «И в результате сама деятельность из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта-ребенка». Образование, следовательно, выступает средством не только развития, но и саморазвития ребенка-дошкольника.

Поле реализации принципов рабочей программы выстраивается в триаде: образовательная программа – образовательный маршрут – мониторинг качества образования (целевые ориентиры).

1.5. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства 

Возраст от 3 до 4 лет.

Общение становится внеситуативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Новообразования:

  1. Усвоение первоначальных  нравственных норм.
  2. Самооценка.
  3. Появление элементов партнерского общения.

Возраст от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Новообразования:

  1. Контролирующая функция речи.
  2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игру.
  3. Появление элементов произвольности.
  4. Появление неситуативно-личностной формы общения, общение с взрослым

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Новообразования:

  1. Предвосхищение результата деятельность.
  2. Активная планирующая функция речи.
  3. Внеситиативно-деловая форма общения со сверстниками.

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. 

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Новообразования:

  1. Внутренний план действий.
  2. Произвольность всех психологических процессов.
  3. Возникновение соподчинения мотивов.
  4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
  5. Возникновение первой целостной картины мира.
  6. Появление учебно-познавательного мотива.

1.6.  Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

  • система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы;
  • мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей;
  •  обязательное требованием – включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга – физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы

- экспертные оценки.

При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  Программы и уровня развития  интегративных  качеств  детей  осуществляется  2  раза  в  год с использованием  диагностики   результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга изложено в Основной общеобразовательной программе МДОУ.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих  получить  объем  информации в оптимальные сроки.

  1.  Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Педагог-психолог осуществляет:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей.
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в МДОУ может распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников.

Младший возраст (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• развитие пространственных представлений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);

• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.

Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис;

• зрительно-пространственный праксис;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

• развитие графической деятельности;

• латеральные предпочтения;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.

1.8. Ожидаемые результаты реализации программы.

Предполагается что:

1. Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста.

2. Хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования.

3. Обеспечение индивидуального педагогического и медико-социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе.

4. Каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества образовательной программы ДОУ, возможность выбора дополнительного образования.

5. Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребѐнка в школе.

6. Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ в большей степени социально ориентированным.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Основные направления деятельности педагога-психолога

         Примечание: каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

А. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Проводится:

  • Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников средней и старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп (примерный перечень):

Методика, источник

Диагностируемые параметры

Распределение по возрастным группам

4-5

(средняя группа)

5-6

(старшая группа)

6-7

(подгот. группа)

Познавательное развитие

1

Методика Пьерона-Рузена

Психодиагностическая работа  в начальной школе / И.А.Архипова, А.А.Матвеева. СПб., «Образование», 1994.

Внимание

+

2

Найди такую же

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014.

+

+

3

Лабиринты

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014.

+

+

+

4

Домик

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А.Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова. Волгоград, 2011

+

5

Шифровка

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

+

+

6

10 слов

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А.Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова. Волгоград, 2011

Память

+

+

+

7

10 картинок

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А.Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова. Волгоград, 2011

+

+

+

8

Пиктограммы

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

+

+

9

Найди домик для картинки

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014.

Мышление

+

+

+

10

Нелепицы

Психодиагностика в дошкольных учреждениях / сост. Н.Д.Денисова. Волгоград, 2011.

+

+

11

Рыбка

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014.

+

12

Последовательные картинки

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в детском саду. СПб, 2011.

+

+

13

Закончи предложение

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

+

14

4 лишний

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014.

+

+

15

Найди недостающий

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014

+

16

Теппинг-тест

Моторика

+

+

+

17

Графический диктант

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

+

18

Вырезание по контуру

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014.

+

19

Скопируй фразу

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

+

20

Уложи монетки в коробку

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

+

21

Пальчик с носиком здоровается

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

+

22

Скопируй геометрическую фигуру

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

+

23

Собери матрешку

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014.

+

24

Разрезные картинки

Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», Н.Я. и М.М.Семаго, М. – 2003.

Восприятие

+

+

+

25

Почтовый ящик

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014.

+

26

Узнавание перечеркнутых изображений

Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», Н.Я. и М.М.Семаго, М. – 2003.

+

+

+

27

Узнавание реалистичных изображений

Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», Н.Я. и М.М.Семаго, М. – 2003.

+

+

+

28

Узнавание наложенных изображений

Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», Н.Я. и М.М.Семаго, М. – 2003.

+

+

+

Эмоционально-личностная сфера

29

Эмпатия

Авт. С.Т.Посохова, Е.Е.Белан

Способность к эмпатии

+

+

+

30

Рисунок человека

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Личностные особенности

+

+

+

31

Рисунок несуществующего животного

Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.

Разработанность и оригинальность воображения

+

+

+

32

Рисунок семьи

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.

Межличностные отношения

+

+

+

33

Два дома

Психодиагностика в дошкольных учреждениях / сост. Н.Д.Денисова. Волгоград, 2011.

+

+

+

34

ЦТО

Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера.  – СПб., «Речь», 2001.

+

+

+

35

Выбери нужное лицо

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н.Д.Денисова. Волгоград, 2010.

Тревожность

+

+

+

Мотивационная готовность к школе

36

Рисунок «Я в школе»

+

37

Стандартизированная беседа (15 вопр.)

+

Диагностические методики, используемые при обследовании родителей воспитанников ГБДОУ и педагогов (примерный перечень):

Педагоги

Родители

Изучение психологического климата коллектива

Материалы РГПУ им. А.И.Герцена

Опросник «Анализ семейного воспитания»

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996

Тест Т.Лири

Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.

Типовое стояние семьи

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996

Тест описания поведения

Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния. Л., 1981.

Биографический опросник

Материалы РГПУ им. А.И.Герцена

Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича

Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.

Анкета для определения социально-бытовых навыков

Шипицина Л.М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб: Изд-во «Дидактика плюс», 2002.

B. Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

 Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

  • Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
  • Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-развивающей среды.

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – художественно- эстетическое  и особенностей ДОУ   ( общеразвивающий вид) , с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.  Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии.  Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Обязательно:

  • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности  (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.

С. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

Обязательно:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительно:

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.  
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

D. Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:

1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4. Стили педагогического общения.

5. Психологические основы взаимодействия  с семьей.

6.  Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.

  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

1. Адаптация ребенка к ДОУ.

2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3.  Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6. Психологическая готовность к обучению.

7. Половое воспитание и развитие.

Дополнительно:

  • Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.

  1. .Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ по освоению образовательных областей

Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетных направлений деятельности МБДОУ (познавательное развитие и речевое развитие)  и сферы компетентности педагога-психолога,   реализацию пяти образовательных областей:

- познавательное развитие – направление «Познание»; 

- речевое развитие  – направления «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;

- социально-коммуникативное развитие – направления «Безопасность», «Труд», «Социализация»;

- художественно-эстетическое развитие – направления «Художественное творчество», «Музыка»;

- физическое развитие – направления «Здоровье», «Физическая культура».

Образовательная область «Познавательное развитие», направление «Познание».

Сфера компетентности педагога-психолога: ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

Образовательная область «Речевое развитие», направления «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Сфера компетентности педагога-психолога: развиваем речь и коммуникативные способности детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», направления «Безопасность», «Труд», «Социализация».

Сфера компетентности педагога-психолога:  в игре ребенок развивается, познает мир, общается. Ребенок входит в мир социальных отношений, познает себя и других. Обеспечение безопасности детей при организации образовательной деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направления «Художественное творчество», «Музыка»;

Сфера компетентности педагога-психолога: развиваем детское художественное творчество через использование методов арт-терапии, сказкотерапии. Приобщаем к музыкальному искусству через использование разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).

Образовательная область «Физическое развитие», направления «Здоровье», «Физическая культура».

Сфера компетентности педагога-психолога: сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, профилактика нарушений психического развития. Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

2.3. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами МДОУ в условиях реализации ФГОС

 С руководителем МБДОУ

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей  и задач.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
  5. Предоставляет отчетную документацию.
  6. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  7. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  8. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ГПМПК.
  9. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  10. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

С методистом

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
  2. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  5. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
  6. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
  7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
  8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  9. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.
  10. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
  11. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  12. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.
  13. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
  14. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателями

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)

  1. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  2. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  3. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  4. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  5. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  6. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  7. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  8. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  9. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
  10. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  11. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  12. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
  13. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
  3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
  4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
  7. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
  8. Участвует в проведении музыкальной терапии.
  9. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
  10. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

2.4.  Взаимодействие  с семьями  воспитанников

При анализе контингента семей выявлено, что дети МДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое  направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в  МДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей

  • Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
  • Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей  по образовательным областям

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
  • Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
  • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
  • Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
  • Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
  • Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
  • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
  • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
  • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
  • Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
  • Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, входе проектной деятельности).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
  • Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
  • Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на сохранение психического здоровье ребенка.
  • Информировать родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье ребенка. Помогать родителям сохранять и укреплять психическое здоровье ребенка.
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
  • Совместно с родителями создавать индивидуальные программы сохранения и укрепления психического здоровья детей и поддерживать семью в их реализации.

III. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение Программы:

  • Соответствие СанПинН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Соответствие правилам пожарной безопасности;
  • Средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • Учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы.

Материально-техническая база:

  • помещение для проведения занятий;
  • наличие специализированных методических материалов, пособий;
  • диагностический инструментарий.

3.2 Содержание методического материала и средств обучения и воспитания

Основные программы

  Примерная образовательная  программа  дошкольного образования «ДЕТСТВО» (под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др).

Парциальные программы и технологии

Комплексная программа психолого –педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» от 3-х до 7 лет (авт.-составитель . Н.Ю .Куржаева, Н.В.Вараева и др.).

Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (авт.-составитель. Крюкова С.В., Слободянник Н.П)

Развивающая программа «Готовимся к школе» (авт.-составитель. Н.П.Локалова, Д.П.Локалова)

Пособия

см. раздел «Список используемой литературы»

3.3. Критерии результативности деятельности педагога-психолога МДОУ

  • психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
  • обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
  • достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
  • обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
  • функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
  • сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
  • вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

КАРТА усвоения дошкольниками социальных норм и правил

Возраст

Социальные нормы и правила

1

2

3-4

Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста».

По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции.

4—5

В поведении сверстников и своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца.

Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимопонимании с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения.

Формируются представления об особенностях полового поведения.

5-6

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил и несоответствие своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей.

Эмоционально переживает несоблюдение ими  норм и правил и несоответствие поведения своим этический представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.

6-7

Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми

Используемые психодиагностические комплекты

Перечень программ, технологий, пособий

  • Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений (авторы: Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко)
  • Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик.
  • Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию» (авт. С. М. Забрамная)
  • Психодиагностический комплект (авт. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании»)
  • Психодиагностический комплект (авт. Р. С. Немов «Психология, т.3)

3.4. Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей

(из примерной программы и СанПиН)

Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня.    Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме.

   Режим дня в группе  соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.

Основные физиологические принципы построения режима дня  соблюдаются в рамках медико-педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности.

В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое (7.00-19.00) пребывание ребенка  в детском саду при пятидневной рабочей неделе.

В режиме учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Продолжительность ежедневных прогулок в холодный период составляет 3 часа 35 минут в день. В холодный период прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня – после НОД и до обеда, во вторую половину дня - после ужина и до наступления тёмного времени суток или ухода детей домой.

В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Приём детей осуществляется на улице, там же проводится утренняя зарядка, после завтрака и до обеда дети находятся на улице. Летне-оздоровительные мероприятия проводятся там же. Вторая прогулка организована после ужина и до ухода детей домой. При благоприятных погодных условиях прогулка в летний период составляет 7 часов 15 минут.

Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

Дневному сну в режиме дня отводится 2 часа в холодный период, 2 часа 15 минут – в тёплый период.  

Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня в холодный период 3-4 часа, в тёплый период - 5-6 часов.

3.5.  Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для построения грамотной работы педагога-психолога используются помещения МДОУ.

Вид помещения. Функциональное использование

Оснащение

Кабинет педагога-психолога

  • Индивидуальное консультирование родителей и педагогов
  • Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция)
  • Реализация организационно-планирующей  функции
  • Рабочая зона педагога-психолога
  • Интерактивный стол SMART
  • Библиотека специальной литературы и практических пособий
  • Материалы консультаций, семинаров, школы педагогического мастерства
  • Уголок для консультирования
  • Зона коррекции
  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Конструкторы различных видов
  • Головоломки, мозаики, настольно-печатные игры
  • Развивающие игры
  • Раздаточные и демонстративные материалы
  • Информационный уголок для родителей

Кабинет  соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников

Список используемой литературы:

Основные программы

  1.  Примерная образовательная программа дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»

Парциальные программы

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002.
  2. Вкус и запах радости. Л.А.Никифорова: М.Книголюб, 2005.
  3. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4 года. Н.Ю.Куржаева: С-Петербург-М, Речь,2014.
  4. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4-5лет. Н.Ю.Куржаева: С-Петербург-М, Речь,2014.
  5. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 5-6лет. Н.Ю.Куржаева: С-Петербург-М, Речь,2014.
  6. 70 развивающих заданий для дошкольников.3-4 года. Программа «Цветик –семицветик».  Н.Ю.Куржаева: С-Петербург-М, Речь,2014.
  7. 70 развивающих заданий для дошкольников.5-6 лет. Программа «Цветик –семицветик».  Н.Ю.Куржаева: С-Петербург-М, Речь,2014
  8. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе. В.Л.Шарохина: М.Книголюб, 2005.
  9. Коррекционно-развивающие занятия в старшей  группе. В.Л.Шарохина: М.Книголюб, 2005.
  10. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Л.И.Катаева: М.Книголюб, 2005.
  11. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет. С.Г.Королева: Волгоград. «Учитель», 2010.
  12. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. Т.В.Ананьева: С-Петербург, Детство-пресс, 2011.
  13. Школьники

Литература по общей, педагогической, социальной и возрастной психологии

  1. Настольная книга практического психолога. Ч.1 Е.И.Рогова: «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
  2. 1. Настольная книга практического психолога. Ч.2  Е.И.Рогова: «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
  3.  Работа педагога – психолога в ДОУ.Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М. : Айрис- пресс, 2005.
  4. Практикум для детского психолога. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  5. Перспективное планирование работы психолога в ДОУ. Практическое пособие. Г.А.Прохорова: М. Айрис-Пресс, 2006.
  6. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы.И.В.Дубровина: М.-Академ А, 1997.
  7. Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. Т.В.Лавреньтьева: ООО «издательство Гном и Д», 2002.
  8. Тестирование детей. В.Богомолов: Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
  9. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. . Ростов н/Д: «Феникс», 2009.
  10. Лучшие психологические тесты. М.В.Олейникова. ООО «Издательство «Сова», 2010.
  11. Методические матералы для психологическго обследования детей 5-7 лет.В.И.Чирков:НПЦ «Психодиагностика», 1995
  12. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. .Е.А.Ничепорюк: Ростов-на-Дону, 2001.
  13. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. А.Н.Веракса: М. Мозайка-синтез, 2012
  14. Азбука общения. Л.М.Шипицына, Л.М.Защиринская.: Детство-пресс, 1998
  15. Как учить детей общаться. Д.И.Бойков, С.В.Бойкова.: С-Петрбург, НОУ «Союз», 2004
  16. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. С.И.семенака: М.Аркти, 2004
  17. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Т.П.Смирнова: Ростов н/Д: «Феникс», 2004
  18. Психология. Нестандартные занятия. Старшая группа. Р.А.Жукова: Волгоград, издательский дом «Корифей», 2010.
  19. Развитие воображения у детей. Л.Ю.Субботина: Ярославль, Академия развития, 1997
  20. Игры и упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников В.Н.Лукьяненко, Н.И.Титаренко: Ростов- на –Дону, 1994.
  21. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада. Т.В.Бавина, Е.И.Агаркова: М. Аркти, 2011
  22. Арт-терапия в работе с детьми. М.В.Киселева: С-Петербург, Речь. 2006
  23. Эмоции и чувства. А.Н.Лук: М.Знание, 1997.
  24. Общение детей до 5 лет. Ю.В.Филиппова: Ярославль, Академия Развития, 2001
  25. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Т.В.Башаева: Ярославль, Академия Развития, 2001
  26. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. Опыт эксперементальной деятельности МБДОУ №293 г. Ростова –на -Дону, 2004
  27. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. Практическое пособие. Н.В.Кирюхина: М. Айрис-пресс, 2005
  28. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет. А.С.Галанов.: М. Аркти, 2005
  29. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. А.С.Роньжина: Книголюб, 2003
  30. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. 1-3 года. Е.А.Янушко: М. Мозаика-синтез, 2007
  31. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие. Е.А.Алябьева.: М. Сфера, 2008
  32. День за днем говорим и растем. Пособие по развитию детей раннего возраста. О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница: М. Сфера, 2005
  33. 150 развивающих игр для дошкольников. У.Пенни:  ООО «Попурри», 2005
  34. Развивающие игры в ДОУ. Г.М.Бондаренко.: Воронеж: ИП Лакоценина, 2012
  35. Двигательный игротренинг для дошкольников .А..А. Потапчук: С-Петербург, Речь, 2003
  36. Тренинг преодоления конфликтов. Н.Н.Васильев.: С-Петербург, Речь, 2003
  37. Игра с правилами в дошкольном возрасте .Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова: Екатеринбург, 1997
  38. Развивающие игры. Загадочные истории. Л.Машин, Е. Мадышева: Харьков. Фолио, 1997
  39. Предупреждение и разрешение конфликтов к дошкольников.В.Я.Зедгенидзе: М.Айрис-дидактика, 2005
  40. Непослушный ребенок. Джеймс Добстон: Пенаты, 1992
  41. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. Л.Ф.Трохимчук, О.И.Шквирина: Ростов -на Дону, 1994
  42. Воспитание у детей правильного произношения. М.Ф.Фомичева: Москва-Воронеж, 1997
  43. Игры и игровые упражнения по развитию речи. Пособие для практических работников ДОУ. Г.С.Швайко: М.Айрис-дидактика, 2005
  44. Шестилетние дети с задержкой психического развития. У.В.Ульенкова: М.Педагогика. 1990
  45. Ребенок от 7-14 лет. Как научить вашего ребенка общаться. Лорен Бредвей.: М.Юнвейс, 1997
  46. Становление личности ребенка 6-7 лет. Н.И.Непомнящая.: М.Педагогика, 1992
  47. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников. М.Г.Копытина: Ростов-на- Дону, Баро-пресс, 2004
  48. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Р.Т.Байярд, Д.Байярд: М.Академический проект, 2013
  49. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. М.Кипнис: ООО издательство АСТ, 2009
  50. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. Л.Матвеева, И.Выбойщик: М.АСТ-ПРЕСС, 1996
  51. Коммуникативный тренинг. Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс: С-Петербург, Речь, 2010
  52. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. И.В.Павлов: С-Петербург, Речь, 2008
  53. Знаете ли вы себя ?. К.М.Левитан.: С.Профтекс, 1997

подборка ссылок на различные сайты

http://vch.narod.ru/index.html/ Психологические тесты

http://magazine.mospsy.ru/ Московский психологический журнал

http://www.psi-net.ru/ Информационная сеть российской психологии

http://www.art-therapy.ru/ Сайт по арт-терапии

http://www.psychology.ru/links много-много ссылок по психологии

http://psychol.narod.ru/sites.htm многопрофильные сайты по психологии

http://psy-creation.pp.net.ua/forum/1 форум по арт-терапии

http://www.narrative.ru/ центр направленной психологии и практики

http://Koob.ru/ Библиотека психологической литературы

http://psychology.net.ru/ Сайт «Мир психологии»

http://psy.rin.ru/ Сайт «Психология»

http://testsworld.org.ua/ Сайт «Мир тестов»

http://kurbatova.psy-help.com/ Онлайновый проект «Свой психолог»

http://psy.piter.com/ Псипортал

http://www.psy.msu.ru/ факультет психологии МГУ

http://psychology.ru/ Психология на русском языке

http://dic.academic.ru/ Он-лайн словари, энциклопедии

http://libelli.ru/library/tema/sc/psych.htm Библиотека Нестор – Психология

http://www.bookap.by.ru/ Библиотека BOOKAP

http://www.myword.ru/ Библиотека My Word

3.6. Приложения  

  1. Годовой план педагога-психолога
  2. Паспорт кабинета педагога-психолога
  3. Циклограмма деятельности педагога психолога
  4. Перспективно- тематический план по сопровождению дошкольников

в  процессе  подготовки к школьному обучению

  1. Перспективно –тематический план «Развитие творческого воображения детей. Школа фантазеров» Старший дошкольный возраст
  2. Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий с детьми (3-6 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...