Консультация для воспитателей "Рисование с использованием нетрадиционных техник"
консультация (старшая группа) по теме

Пушишина Татьяна Борисовна

Развитие творческих способностей детей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения города Москвы «Детский санаторий № 42

Департамента здравоохранения города Москвы»

Консультация для воспитателей

На тему:

«Развитие творческих способностей детей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами

во всех возрастных группах»

Воспитатель: Пушишина Татьяна Борисовна

1-ая квалификационная категория

Москва, 2014


Цели и задачи

Цель: Познакомить педагогов с существующими разнообразными нетрадиционными, художественно-графическими техниками, способами их изображения, приёмами работы с краской. Познакомить с новыми зарубежными техниками изобразительной деятельности. Поделиться своим опытом работы для дальнейшего его использования. Систематизировать знания педагогов по развитию творческих способностей детей во всех возрастных группах с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Раскрыть значение приёмов изобразительной деятельности для развития воображения, творческого мышления.
  2. Предложить педагогам использовать в своей работе мои творческие разработки.
  3. Обучить педагогов способам получения изображения в разных нетрадиционных техниках.

Необходимое оборудование:

– акварельные краски, гуашь; тушь

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

– пластилин

План проведения мероприятия

  1. Вступительное слово
  2. Представление нетрадиционных художественных техник из опыта работы (рассматривание альбома)
  3. Выбор заинтересовавшей техники
  4. Выполнение нетрадиционной техники на выбор воспитателя для детей разных возрастных групп
  5. Обсуждение и подведение итогов
  6. Ответы на вопросы по нетрадиционным техникам
  7. Рекомендации из опыта работы
  8. Подбор педагогической литературы

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук не ловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, ботики. зашнуровать Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными вместо оранжевого –красный, желтый, вместо фиолетового-голубой, синий и т.п.), причем перенос этот является стойким.

 Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Если дети с нормально развитой речью в 6-ти летнем возрасте свободно используют слова – определения «зеленоваты», «светло-желтый». «голубой», то дети с общим недоразвитием речи такими определениями не владеют четырехлетние малыши часто не знают названий ос даже цветов, не узнают и не соотносят их.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняют развития познания и эстетическоrо восприятия.

Все это говорит о том, что с детьми, страдающем общим недоразвитием речи, целесообразно проводить специальную работу по Формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.

На занятиях с применением комбинирования очень важно использовать все возможные способы рисования, в том числе и нетрадиционные. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. При выборе нетрадиционноrо метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют быстро достичь желаемого детям результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • Рисование пальчиками
  • Оттиск печатками из картофеля;
  • Тычок жесткой полусухой кистью.
  • Оттиск пробкой
  • Печатки из ластика
  • Танец шарика
  • Рисование клейстером

 Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • Оттиск поролоном,
  • Оттиск печатками из ластика;
  • Восковые мелки + акварель;
  • Свеча +акварель;
  • Отпечатки листьев;
  • Рисунки из ладошки;
  • Волшебные веревочки;
  • Рисование методом тычка
  • Оттиск смятой бумагой
  • Рисование по мокрому листу
  • Обрывание и скатывание бумаги
  • Оттиск пенопластом
  • Воздушные фломастеры (блопены)
  • Набрызг
  • Рисование воздушным шариком

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более трудные методы и техники:

  • Клякcография с трубочкой;
  • Монотипия пейзажная;
  • Печать по трафарету;
  • Монотипия предметная;
  • Клякcография обычная.
  • Акварельные мелки
  • Чёрно-белый граттаж
  • Цветной граттаж
  • Пуантализм
  • Пластилинография
  • Тычкование
  • Знакомая форма – новый образ
  • Скользящая техника
  • Мокрым по мокрому
  • Соляная техника
  • Техника «Ёжики»
  • Масляная

Каждый из этих методов это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развития координации движения.

Описание нетрадиционных художественных техник

Тычок жёсткой полусухой кистью

  • Возраст: любой
  • Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
  • Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
  • Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге держа вертикально. При работе кисть в воду не опускать. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

Рисование пальчиками

  • Возраст: от 2 лет
  • Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
  • Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование ладошкой

  • Возраст: от 2 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
  • Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

  • Возраст: от 3 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
    Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля

(то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)

  • Возраст: от 3 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.
  • Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
  • Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Пластилинография

  • Возраст: от 4-х лет
  • Средства выразительности: цвет, форма, фактура.
  • Материал: пластилин разных цветов, простой карандаш (ручка), кусок пластика (картона).
  • Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусок пластилина, кладет его на картон, надавливает или размазывает, получая нужное изображение. Детали дорисовываются стекой. Изображение может быть похоже на мозаику.

Пуантализм

  • Возраст: от 4-х лет
  • Средство выразительности: точка, цвет, симметрия.
  • Материал: фломастеры, цветные карандаши, краски, ватные палочки, конфетти, клей.
  • Способ получения изображения: ребенок заполняет готовый шаблон, рисуя точки краской и ватными палочками, кружочки – фломастерами, или конфетти на клеевую основу. По окончания изображения получается пёстрая картина.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
  • Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
  • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
  • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: точка, фактура.
  • Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см)
  • Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
  • Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
  • Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Тычкование

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: фактура, объём.
  • Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2×2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
  • Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
  • Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
  • Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Рисование с помощью пищевой пленки.

Своеобразие техники - в сырой поверхности листа, когда на увлажненной поверхности наносится кисточкой акварельная краска, цвета при этом смешиваются, образую яркое пятно. Затем, пока краска не высохла - на лист наносится пищевая пленка. Пленку не натягивают и не разглаживают. Выразительность заключается в том, чтобы на пленке было как можно больше складок. Тогда рисунок получится изящным и интересным по композиции. Как только краска подсохнет, пленку можно снять. Складки образованные ею, создают удивительный рисунок, который может стать:

  1. Основой фона для аппликации
  2. Фон можно дорисовать до образа

Например, младший возраст-техника штампа по фону (листья вырезанные из картона)

Старший возраст-техника эстампа ( на осенние листья наноситься гуашь, делается оттиск листьям и дорисовываются прожилки, насекомые и т.д.).

Также можно нарисовать рисунок. Например, Стволы деревьев рисует восковыми мелками, затем смачиваем лист водой, наносим смешанные краски и закрываем пленкой. После высыхания пленку снять. Дорисовать листочки, веточки, птичек и др. Еще используется пластилин для изображения деревьев, цветов и др., затем тот же фон и дорисовать не достающие детали.

Аппликация

На фон наклеиваются вырезанные силуэты, заготовки ягод, листьев, грибов и др., из цветной бумаги, картона или салфеток. Рваные салфетки наклеиваются в хаотичном порядке, разорванные на мелкие кусочки или смятые. Затем салфетки окрасить гуашью. Старшим дошкольникам можно использовать нитки, кусочки ткани. Также используется пластилин (ветки, иголочки, елочки). Можно добавить ватные шарики (сугробы). А также используется техника Квилинга или оригами и гофрированные картон.

Рисование с помощью бумажных салфеток

Салфетка - незаменимое подручное средство. С ее помощью рисунку, изображаемому образу придается художественная выразительность. Салфетка накладывается на влажный фон, после наноситься краска. Влажная салфетка придает рисунку фактурность. Например,

Стволы деревьев - вырезаем из салфеток в виде полосок, накладываем их на влажный фон, затем окрашиваем акварельными красками -получается кора, ветки дорисовываем.

Старшим дошкольникам можно использовать способ диаптии (это когда цветовое пятно прикладывается к фону, после чего лист бумаги, на котором было пятно, отрывается от поверхности). Можно изобразить также с помощью салфеток-тучи, силуэты гор, морской пейзаж, с помощью пластилинографии - сосульки, яблони, а яблоки из кусочков салфеток смятых в комок. Цветы, бутоны - из салфеток, а листья и стебли -пластилинография, а также можно - обрывание салфеток и закрашивание их.

Ребенку необходимо средство выразительности, которые адекватны его возрасту и индивидуальным возможностям. Наличие творческих способностей помогает в формирование Личностных качеств, раскрывает суть образа, наполненного содержанием и эмоциями.

Рисование воздушным шариком

Возраст: от 4-х лет

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет

Материалы: плотная бумага любого цвета, размера (цветной картон, акварель или гуашь, разведенные до средней консистенции, кисть для рисования, слегка надутый воздушный шарик без рисунка.

Способ получения изображения: Ребенок держит шарик за завязанный кончик и покрывает его поверхность на со всех сторон. Ставит шарик на бумагу перпендикулярно и с разной силой надавливает на него сверху – получается оттиск круглой формы. В процессе рисования можно менять или добавлять цвета краски. Детали (стебли, тычинки, листья, и. т. д.) дорисовываются кистью.

Соляная техника

Возраст: от 5-ти лет

Средство выразительности: пятно, фактура цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, размера (цветной картон, акварель или гуашь, разведенные до средней консистенции, кисть для рисования), морская соль.

Способ получения изображения: ребенок закрашивает поверхность листа красками трёх разных цветов. Поверх краски, высыпаем на лист ( лист засыпаем полностью) морскую соль. Оставляем на несколько минут, затем соль сметаем сухой мягкой кисточкой и получаем рисунок.

Рисование клейстером

Возраст: от 6-ти лет

Материалы: плотная бумага любого цвета, размера (цветной картон, акварель или гуашь, разведенные до средней консистенции, кисть для рисования), кисть, клей.

Средство выразительности: пятно, цвет, рельеф.

Способ получения изображения: Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Техника «Ёжики»

Возраст: от 6-ти лет

Материал: плотная бумага любого цвета и  размера, ластик, восковые карандаши.

Средство выразительности: пятно, цвет, тон, штрих.

Способ получения изображения: Ребенок берет лист бумаги, рисует на нём восковыми карандашами любую картинку и, стирая ластиком, размазывает лучики.

Вывод:

Способность к творчеству является специфической особенностью человека,

которая дает возможность не только использовать действительность, но и

видоизменять ее. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии. Рисовать только кисточкой? Но это же скучно! Данный мастер-класс и описания альтернативных техник создания художественных картин, был проведен с педагогами нашего санатория. Все мы получили массу удовольствия от работы по нетрадиционным технологиям. Педагоги узнали новые способы рисования, которые они смогут использовать в своей дальнейшей работе и  много новых идей для проведения необычных занятий по изобразительному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования

Семинар, мастер-класс и консультации для родителей и педагогов по использованию различных нетрадиционных техник рисования для развития тонкой моторики рук....

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

консультация для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования

консультация для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования...

Консультация для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования.

Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 23» Романова Анастасия Александровна.  Уважаемые родители, очень рада приветствовать вас на нашем сайте!Не секрет, что многие родител...