Творческий отчёт деятельности воспитателя
презентация к занятию (старшая группа) на тему

Пушишина Татьяна Борисовна

Описание моего опыта работы на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей и как средство снятия эмоционального напряжения у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchyot.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение здравоохранения города Москвы «Детский санаторий № 42

Департамента здравоохранения города Москвы»

Творческий отчёт деятельности воспитателя

На тему:

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей и как средство снятия эмоционального напряжения у детей»

Подготовила: воспитатель  Пушишина Т.Б.

Первая квалификационная категория

2014 год

Я, Пущишина Татьяна Борисовна, работаю воспитателем в детском
санатории №42 уже 10 лет. Работаю с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Общий педагогический стаж 22
  года. Образование средне-специальное педагогическое. Имею первую квалификационную категорию.

В своей работе на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей и как средство снятия эмоционального напряжение у детей дошкольного возраста» я подчеркнула, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование — важнейшее средство эстетического воспитания. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.

Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Я работаю с детьми более 22 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. В начале моей педагогической карьеры я видела в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Последние 10 лет своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности. На первом году работы я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей идти на занятие. Многие просто прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Особенно дети-левши. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

Особенно это заметно у 4-х летних детей, где навыки изобразительной деятельности еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно.

Почему же дети теряют интерес к рисованию. Почему они не хотят и одновременно очень боятся рисовать? Причин много. Рисование карандашами и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой, знание приемов рисования, сформированных навыков. Несмотря на усилия, рисунок получается не привлекательным, недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах, мешает ребенку выразить в рисунке задумайся столкнулась с такой проблемой, как отказ от рисования. Некоторые дети отказывались брать кисть и карандаш. Особенно дети левши. Они боялись, потому что они, как им казалось, не умеют рисовать и у них ничего не получиться, отсюда страх и переживания.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. Наши "трусишки", которых пугал вид карандаша и кисточки, обнаружив, что они отсутствуют, бьши удивлены. Первый их вопрос был: "А что мы будем сегодня делать?" Мой ответ: "Рисовать" - поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой того занятия был "Разноцветный дождь". И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх - испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха не осталось и следа!

Мне интересна эта тема тем, что используя нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, помогают детям выразить в рисунках свои чувства и эмоции, вселяют уверенность в свои силы, а так же способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, корректируют психические процессы, способствуют развитию познавательной и творческой деятельности.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удается взрослым. И мне нравится, что на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый), строить свою диалогическую и монологическую речь. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями. В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе. Самым доступным из них я считаю рисование пальчиками, и печать от руки. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. Старшие дети радуются, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо?
Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими
руками  любые чудеса?        

С тех самых пор ,наряду с традиционным рисованием, я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования.

В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям.

 Например:

"Пальчиковое рисование" - "Мимоза",

 «Падают  снежинки», «Бусы для матрешки», «Новогодняя елочка»

"Печать от руки" - "Подводное царство", «Деревья».

«Обитатели аквариума», «Бабочки на лугу»

"Тампонирование" — "Комнатное растение", «Букет в вазе», «Пингвины на льдине»

"Рисование свечой" - "Звездное небо", «Космос», «Метель» : маленькой тонкой свечкой, можно церковной, рисуем на белом листе, а затем тонируем лист краской любого цвета — на цветном фоне картинка проявляется.

"Кляксография" - "Осеннее дерево".

«Печать листьями» - «Лес осенью».

«Рисование по мокрому листу и на скомканном листе» - «Корабли на море» «Закат».

«Рисование веревочкой» - «Ваза», «Одуванчики», «Мальчики и девочки».

«Монотипия» - «Бабочка», «Осенний пейзаж».

«Рисование салфетками, бисером (засыпаем на клеевую основу)» - «Солнышко».

«Точечный рисунок» - «Жар птица», "Лисичка".

«Тычок жесткой полусухой кистью» - «Ежик», «Филин», «Котенок».

«Пластилинография» - «Снежинки», «Деревья», «Фрукты на блюде».

«Рисование скомканным листом»- «Летний луг», « Салют победы».

«Пуантализм»- «Яблоки в корзине», «Волшебные зверята».

«Оттиск воздушным шариком» - «Корзина с цветами», «Осенний лес»

На занятиях с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования — "Монотипию". Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия я провожу обычно в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.

Огромный интерес у детей и желание  появляется еще и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотипии мы рисуем фон будущего пейзажа, а затем традиционным способом (кисточкой и красками) рисуем деревья и все остальное, а листопад, кроны деревьев мы вновь рисуем нетрадиционным способом -обычным смятым листочком газетной бумаги. Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

Ребенок должен иметь право самостоятельно выбирать изобразительный материал: карандаши, акварель, гуашь, уголь, восковые свечи, мелки, пластилин и др. Ведь один и тот же персонаж можно изобразить в нескольких нетрадиционных техниках: мимоза — рисование пальчиком, оттиск пробкой, обрывание и скатывание салфетки. Ветка рябины — рисование пальчиком, тампонирование, скатывание салфетки. Выбор остается за ребенком. Работая по этой методике, я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Вместе с нетрадиционными техниками рисуем и традиционным способом. Например: рисуем деревья кисточкой, а листопад и кроны — смятым листом бумаги или поролоном.

Я воспользовалась опытом работы в области обучения детей рисованию. Изучила методическую литературу разных авторов: Никитиной А.В., Давыдовой Г.Н., Казаковой Р.Г., и др. (см список литературы). Отобрала методы и некоторые техники, дополнила их, и адаптировала к работе с часто болеющими и ослабленными детьми санатория. Используя наработки авторов и свои, разработала конспекты занятий по изученным техникам, проводила занятия с детьми. Занятия проводились во второй половине дня по желанию детей и в выходные дни в виде досугов.

Для закрепления навыков рисования разными техниками детьми дома и для развития детско-родительских отношений в семье разработала консультаций и уголок для родителей: «Рисуем с мамой». В этом уголке я постаралась доступно донести до родителей материал по развитию у детей мелкой моторики рук, художественного вкуса, фантазии, интереса к рисованию. В консультации я доступно объяснила значения использования нетрадиционных техник рисования для ребенка., которые должны получится. Индивидуально отвечала на вопросы родителей, консультируя их по теме. На стенде «Уголок для родителей» выполнила подборку наглядного материала и рекомендаций в «кармашках». Родители заинтересовались предложенной темой и были удивлены, что существуют нетрадиционные техники рисования. Работа получилась интересная и для меня и для детей и родителей.    В результате этой деятельности они меньше скучали, легче адаптировались и на занятиях по традиционному рисованию чувствовали себя увереннее и раскованнее, не боялись «чистого листа» и предлагали порисовать ещё. Свой опыт и свои наработки я предоставила в методический кабинет. Обобщила опыт своей работы и провела консультацию для педагогов других возрастных групп внутри учреждения по теме «Нетрадиционные техники рисования» и предложила другим педагогам использовать мой опыт работы. А так же я разработала конспекты по разным нетрадиционным художественно-графическим техникам.

На основании своего опыта работы, проводимой диагностики  и

занятий с детьми моей возрастной группы в разных заездах  могу сделать следующий вывод: Проведенная работа с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми способствовала значительному улучшению эмоционального состояния детей, что положительно отразилось на общем состоянии их здоровья. И также позволила оптимизировать образовательную деятельность детей находящихся в круглосуточном лечебном учреждении.

Например: в заезд детей с 13 января 2015 года по 5 марта 2015года в моей группе было 17 детей.

По результатам мною разработанной диагностики в начале заезда 5 детей (29%) не любили рисовать, 12 (71%) - нравилось. Отказывались рисовать 5 детей (29%) и просили помощи на занятиях 8 человек (47%). 9 детей (53%) говорили «Я не могу, я не умею»; испытывали страх и тревогу перед чистым листом 7 детей (41%). Неуверенно вели себя во время занятия (часто отвлекались, копировали рисунок соседа) - 6 детей (35%). Часто задавали вопросы «Как рисовать? А я правильно делаю?» - 7 детей (41%).

В течение заезда с детьми были проведены занятия по рисованию с использованием различных нетрадиционных техник. Я познакомила детей с различными  приёмами  изображения  предметов  и  явлений  окружающей

жизни, разными художественными материалами и способами работы с ними. Занятия проводились со всей группой детей, подгруппой (по желанию) и индивидуально (с детьми, испытывающими страх и тревогу перед чистым листом бумаги). Тематика занятий и техника рисования подбирались по интересам детей.

В результате проведённой работы с детьми (по результатам диагностики) к концу заезда всем детям (100%) нравилось рисовать. Никто не отказывался рисовать нетрадиционными способами. Просили помощи на занятии 3 детей (18%). Говорили «Я не могу, не умею» -0%. Испытывали страх перед чистым листом 0% детей и отвлекались на занятии 2 детей (12%). Задавали вопросы «Как рисовать? А я правильно делаю?» - 3 детей (18%).     Освоили     навыки     владения     различными     художественными материалами   и   техниками - 15 детей (88%). Чувствовали себя на занятии более уверенно — 17 детей (100%).

По оценке эффективности санаторного лечения детей совместно с лечащим врачом группы 35% детей выписались с улучшением в состоянии здоровья, 65% детей - со значительным улучшением в состоянии здоровья, детей с ухудшением или без перемен в состоянии здоровья — нет. Считаю, что этому способствовали, наряду с проводимыми лечебными мероприятиями, занятия с детьми с использованием нетрадиционных техник рисования.