методическая разработка фрагмента плана одного рабочего дня на тему "Осень" в средней группе
методическая разработка (средняя группа) на тему

Краснова Татьяна Евгеньевна

Подробное описание совместной деятельности педагога и детей в течении дня: групповая, индивидуальная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов, а также организация предметной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_nizhegorodskoy_oblasti.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

фрагмента плана одного рабочего дня

на тему «Осень»

ПО КУРСУ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

 Слушателя курсов повышения квалификации по проблеме:

Красновой Татьяны Евгеньевны

воспитателя 1 квалификационной категории

МБДОУ детского сада №20 г. Павлово

Нижний Новгород, 2014

Тема «Осень»

средняя группа

День  недели

понедельник

НОД

 (индивидуальная)

Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Организация самостоятель-ной деятельности детей

у

т

р

о

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Вид детской деятельности:

изобразительная

Обведение шаблона листа и закрашивание полученного изображения.

(ф.и. детей)

Мотивация:

Внесение настоящего осеннего листика воспитателем с предложением его рассмотреть и нарисовать похожий.

Цель:

Развитие умения детей обводить шаблон и аккуратно закрашивать красками полученное изображение.

Средства:

Шаблоны листьев разных пород деревьев, настоящий осенний листок, гуашевые краски, палитра, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Способы:

Рассматривание осеннего листика, вопросы к детям, объяснение, напоминание техники рисования красками.

ОО  «Познавательное развитие»

Вид детской деятельности:

коммуникативная,

восприятие художественной литературы

  • Экологическая беседа на тему «Листопад»

Мотивация:

Чтение стихотворения М.Ивенсен «Падают, падают листья».

Цель:

Уточнение представлений детей об изменениях, произошедших в живой природе осенью.

Способы:

Обращение к личному опыту детей (наблюдали изменения на прогулке); вопросы к детям, рассказ воспитателя.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Вид детской деятельности:

музыкальная

  • Слушание музыкального произведения «Осенняя песенка» (муз. Е.Васильева – Буглая, сл. А.Плещеева)

Мотивация:

Внесение пиктограмм эмоций «грусть», «радость», «спокойствие». Предложение детям послушать произведение и определить, какую эмоцию оно вызывает.

Цель:

Развитие умения детей высказывать свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении, понимать его характер и подбирать соответствующую эмоцию.

Средства:

Магнитола, СД –диск

Способы:

Слушание произведения, вопросы к детям, подбор пиктограмм.

  • Ознакомление с искусством. Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»

Мотивация:

Отгадывание загадки об осени:

«Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?» или

«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».

Цель:

Формирование умения детей эмоционально откликаться на произведение искусства и замечать красоту в пейзажной живописи; видеть и называть средства выразительности.

Средства:

Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», сборник загадок для детей об осени.

Способы:

Рассматривание картины, вопросы к детям.

  • Музыкально - ритмические движения  с  осенними листочками («Танец осенних листочков»  муз. А.Филиппенко, сл. А.Макшанцевой) 

Вид детской деятельности:  музыкальная, двигательная

Мотивация:

Играет тихая-тихая музыка. Привлечение внимания детей.

Цель: 

Развитие умения детей двигаться в соответствии с характером музыки. 

Средства:

Аудиозапись, магнитола,  листочки

Самостоятельная игровая деятельность с настольно-печатными играми.

Лото «Овощи-фрукты», «Что где растёт», «Времена года», «С какой ветки детка»

Вид детской деятельности:

Игровая,

познавательно-исследователь-ская

Мотивация:

Внесение настольно-печатных игр.

Цель: Формирование умения детей играть вместе со сверстниками, организовывать игровое взаимодействие в группе играющих, соблюдать элементарные правила игры.

Н

О

Д

  • ОО «Познавательное развитие»

 Тема «Прохождение экологической тропы»

Виды детской деятельности:

коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, игровая, двигательная.

Мотивация:

Приход деда Природоведа (наряжается педагог) или Осени.

Цель: 

Расширение и уточнение представлений детей об осенних изменениях в природе, о взаимосвязи человека и природы.

 Средства:

Источник: (О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада, стр. 13, занятие №3),

Осенние листья разных пород деревьев, аудиозапись «Звуки леса». Настенное панно «Берёза» и «Рябина», скворечник, пень (большой куб с чехлом) 

Способы:

Рассматривание панно, скворечника, чтение стихотворения М.Авдеевой об осени, д/у «Найди такой же листок, какой покажу», п/у «Кружатся листочки»

  • ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Лепка на тему «Осенние грибы»

 (Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада», стр. 36, занятие №13)

Вид детской деятельности:

Изобразительная, восприятие малых фольклорных форм.

Мотивация:

Отгадывание загадки: «Маленький, удаленький.

                                      Сквозь землю прошёл

                                      Красну шапочку нашёл»

Цель: 

Формирование умения детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

 Средства:

Источник: (Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада», стр. 36, занятие №13),

Муляжи грибов, восковой пластилин, дощечки для лепки (на каждого ребёнка), большой лист бархатной зелёной бумаги (полянка).

Способы:

Отгадывание загадки, рассматривание муляжей грибов, вопросы к детям, уточнение приёмов лепки, чтение потешки  при оценивании детских работ:

- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

-Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели-

Все пенёчки оглядели,

Вот и Ванюшка с грибком

С подосиновичком!

НОД (индивидуальная)

Совместная деятельность в РМ

Организация самостоят. игры

п

р

о

г

у

л

к

а

в

е

ч

е

р

ОО «Физическое развитие»

Работа по развитию основных движений с детьми (ф.и.детей)

П/у  «Поймай паутинку» (по типу «Поймай комара»

Вид детской деятельности:

Двигательная

Мотивация:

Общая мотивация всей прогулки- встреча с Лесовичком.

Цель: 

Развитие умения детей группироваться при подпрыгивании вверх на двух ногах, пытаясь дотянуться до предмета.

ОО «Речевое развитие»

Работа по развитию речи с детьми (Ф.И. детей)

Д/упражнение «Осень – волшебница»

Мотивация:

 Воспитатель вносит самодельную книгу (обложка оформлена, листы пустые)и сообщает, что для создания книги «Осень-волшебница» нужно придумать интересные рассказы об этом красивом времени года. Просит детей выступить в роли писателей.

Цель: 

Развитие умения детей составлять небольшой рассказ  об осени (из 3-5 предложений) из личного опыта, включая  в него описание ключевых осенних признаков.

Выход детей на прогулку:

«Раз, два, три, четыре, пять – отправляемся гулять.

Все же знают, что полезно

свежим воздухом дышать.

Мы гуляем и играем

и, конечно, наблюдаем.

Мы пойдём  в осенний лес

полный сказок и чудес»

(дети с воспитателем идут в уголок леса)

ОО «Познавательное развитие»,

ОО «Речевое развитие»

  • Наблюдение за осенними деревьями. Рассматривание  листвы. Сравнение листьев разных пород деревьев. Выкладывание узоров из листьев.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная

Мотивация:

Дети находят в уголке леса спрятанного Лесовичка (игрушку). Между ними завязывается разговор:

- Ой, ребята, кто это там прячется? Да это же Лесовичок! Как ты сюда попал?

Лесовичок: «Я гулял по городу и увидел тут у вас в детском саду уголок леса. Здесь растёт много красивых деревьев…»

Цель: 

Расширение знаний детей о деревьях, показ детям многообразия красок золотой осени.

  • Дидактическая игра «Узнай  дерево по листочку»

Вид детской деятельности: игровая 

Цель:

Развитие зрительного восприятия детей, умения сравнивать листочки по форме, цвету, величине и соотносить с деревом.

ОО «Физическое развитие»

  • Подвижная игра «Раз, два, три – к ….дереву беги!»

Вид детской деятельности: двигательная 

Цель:

Развитие целенаправленного бега детей, умения ориентироваться в пространстве  (быстро находить нужное дерево по названию).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Трудовая деятельность «Поможем Лесовичку навести порядок» (сбор мусора, веточек в уголке леса)

Цель: 

Поощрение стремления детей трудиться на общую пользу, формирование представления о порядке, осознанное желание его поддерживать.

ОО «Физическое развитие»

Самостоятель-ная  двигательная деятельность детей

Мотивация:

Лесовичку очень понравилось, как ребята трудились, играли, как хорошо они знают деревья и поэтому он для них на прогулочном участке спрятал подарок (корзина со спортивным инвентарём: мячи, обручи, скакалки)

Цель: 

Повышение двигательной активности  детей, формирование умения самостоятельно подбирать игру в соответствии с условиями и имеющимся инвентарём.

Способство-вать организации с/р

игры «Овощной магазин»

Вид детской деятельности:

Игровая

Мотивация:

Внесение необходимых атрибутов. Разговор по телефону (проблемная ситуация).

Например: «Здравствуй-те! Вы не подскажете, где я могу купить овощи? Мне нужно… (перечисление необходимого)

Будьте любезны, уточните, где находится нужный магазин?!» Цель:

Развитие умения детей взаимодействовать друг с другом, выполнять игровые действия в рамках единого сюжета

ОО «Познавательное развитие»,

ОО «Речевое развитие»

  • Внесение альбома «Осень» (из серии « 4 времени года») для рассматривания. Чтение отрывков стихов об осени разных поэтов. Загадывание загадок об овощах, осенних явлениях.

Мотивация:

 Воспитатель сообщает детям о том, что Лесовичок оставил ребятам ещё один подарок в группе – 4 альбома о разных временах года (голубой, зелёный, красный, жёлтый). Воспитатель просит детей подумать, в каком из альбомов собран материал об осени. Педагог уточняет причину выбора жёлтого альбома. (Голубой – зима, зелёный – весна, красный – лето, жёлтый – осень)

Цель: 

Формирование умения детей анализировать описание и сопоставлять с характеристикой объекта или явления.

  • Компьютерная презентация «Осень в лесу»

Вид детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная

Мотивация:

Привлечение внимания детей загоревшимся экраном диапроектора. Показ ярких слайдов.

Цель: 

Систематизация и дополнение представлений   детей об осенних явлениях природы  и подготовке зверей к зиме.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Игра со строительным материалом «Построим новый дом Лесовичку»

Вид детской деятельности:

Конструирование из строительного материала

Мотивация:

От Лесовичка приходит письмо (СМС, телеграмма) с просьбой  построить ему новый дом, т.к. скоро зима, а его дом недостаточно крепкий.

Цель: 

Формирование ассоциативных связей и практических умений выполнения знакомых построек из строительного материала.

Средства:

Схемы – образцы построения дома, строительные наборы (напольный и настольный)

Способы:

пояснение, вопросы, показ схем для рассматривания, напоминание приёмов поэтапного конструирования, безопасного пользования строительным материалом.

в

е

ч

е

р

н

я

я

п

р

о

г

у

л

к

а

ОО «Физическое развитие»

Работа по развитию координации движений с детьми (ф.и.воспитанников)

П/у «Жёлтые листочки кружатся, летят»

Мотивация:

 Воспитатель обращает внимание детей на то как плавно и легко кружатся осенние листочки и предлагает детям тоже покружится как листики в разные стороны.

Цель: 

Развитие координации движений детей, умения кружиться в обе стороны, сохраняя равновесие.

 ОО «Познавательное развитие»

  • Опытно-исследовательская деятельность «Выявление свойств воздуха»

Мотивация:

Экскурсия к метеостанции. Обращение внимания на термометр и вертушки.

Цель: 

Развитие умения детей в ходе экспериментов выявлять такие свойства воздуха как плотность и температура.

Средства:

Метеорологическая станция (самодельная) на территории детского сада, вертушки, термометр

Способы:

Вопросы к детям, рассматривание термометра, вертушек, простейшие эксперименты с воздухом (движение детей по ветру и против ветра, осмысление назначения одежды для улицы), выявление таких свойств воздуха как плотность (оказание сопротивления движению) и температура (в помещении воздух тёплый, на улице - холодный)

ОО «Физическое развитие»

  • Подвижная игра «Перелёт птиц в тёплые края»

Вид детской деятельности:

двигательная

Мотивация:

Воспитатель обращает внимание детей на стайки улетающих в тёплые края птиц. Предлагает детям тоже «превратиться в перелётных птиц» и поиграть.

Цель: 

Формирование умения детей сопоставлять свои действия с правилами игры, быстро реагировать на сигнал.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Трудовая деятельность. Сбор семян на клумбе.

Мотивация:

Показ воспитателем фотографий цветников, сделанных летом. Обращение внимание на их красоту. Сравнение растений цветника летом и осенью. Предложение собрать семена.

Цель:

Развитие желания детей трудиться сообща- самостоятельно заготавливать семена цветов для весеннего посева.

Способы:

Показ фотографий, показ трудовой операции, вопросы к детям, поощрение

Вынесение на прогулку велосипедов, самокатов.

Самостоятель-ная двигательная деятельность детей.

Мотивация:

Воспитатель объявляет о спортивных состязаниях в быстроте и ловкости.

Цель: 

Развитие у детей ориентировки в пространстве и интереса к спортивным упражнениям.  Способствова-ние повышению  возможностей детского организма.

Рабо-та с роди-теля-ми

  • Конкурс рисунков «Вместе с мамой, вместе с папой» на тему «Осень»
  • Задание родителям: собрать листья разных пород деревьев для создания гербария. 

Используемая литература:

  1. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие.- М.: Издательский дом «Цветной мир». 2013.- 144 с.

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.- 96 с., цв. вкл.

  1. Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование внеучебной   с детьми в режиме дня. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011. – 448 с.

  1.  Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 80 с.

  1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №1 / 2014. Статья «Методические рекомендации по проведению тематических прогулок-развлечений» (Белая К.Ю., Каралашвили Е.А., Павлова Л.И.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА фрагмента плана одного рабочего дня в соответствии с ФГОС

На тему: «Мой город» /старший дошкольный возраст/ ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»...

Методическая разработка фрагмента плана одного рабочего дня на тему "Мой город" Старший дошкольный возраст.

Методическая разработка фрагмента плана одного рабочего дня на тему "Мой город" Старший длшкольный возраст....

методическая разработка фрагмента плана одного рабочего дня

тематическое планирование в группе раннего возраст "Солнышко-колоколнышко"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА фрагмента плана одного рабочего дня на тему «День Народного Единства»

Фрагмент календарного плана на тему "День Народного Единства" в старшей группе детского сада....