Опыт работы по проекту в старшей группе "Книга в моей семье"
проект (старшая группа)

Макеева Елена Викторовна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_proektu_v_starshey_gruppe_kniga_v_seme.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

     Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему внимание опыт работы по проекту «Книга в моей семье».

     Коллеги, думаю вы со мной согласитесь, что трудно заставить современного ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности, дети дошкольного возраста – это, скорее, слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам.

     Наша встреча с книгой началась с того, что детям я прочитала авторскую сказку «История одной книги», в которой рассказывалось о девочке, послушно обменявшей свою книгу на   компьютерные игры и стрелялки из игрушечного пистолета. Ей сказали, что книги — это скучно и неинтересно.  Но когда она захотела послушать о волшебных приключениях, то книги не оказалась на полке…

     По окончании чтения с детьми провелась беседа «А вам дома читают родители?», «Какие сказки и рассказы вы любите слушать?». Из этой беседы стало понятно, что   родители   вместо чтения детям книг вслух предпочитают детские мультфильмы, игры в телефонах и в планшетах.

     Также, было проведено анкетирование родителей, с целью определения места и значения книги в жизни и развитии ребенка, получения представления об организации домашнего, семейного чтения. Анализ анкетирования показал, что родители, действительно, уделяют мало внимания чтению. Не читают детям, и сами не читают. По-видимому, оценка «чтению» очень занижена. Домашние библиотеки также изживают себя. Наверно, это можно объяснить объективными причинами 21 века: у современных детей, как и их родителей, к сожалению, компьютер и телевизор, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 12 % из опрошенных родителей отдали предпочтение совместному чтению книг. И еще 20 % опрошенных – являются так называемыми «пассивными» читателями, т.е. берут книгу в руки от случая к случаю, например, в отпуске или в выходной день, или только по просьбе ребенка. Также, на диаграмме видно, что многие родители не уделяют должного внимания не просто чтению произведения, а совместному обсуждению прочитанного.

     Все эти факты послужили разработке данного проекта в старшей группе, цель которого, сформировать устойчивый интерес ребёнка к литературе, как виду искусства, через привлечение детей к художественной книге.

    Мы предполагаем, что в результате проекта дети будут знать о назначении книги, о ее роли в жизни человека; проявлять бережное отношение к книге, инициативу к чтению книг. А также, иметь представление о различных жанрах книг, проявлять активность в познавательной и творческой деятельности.

    Разрабатывая данный проект, я использовала методику «трёх вопросов», которая помогла нам получить первичную информацию о запасе знаний, представлений детей о книге, сориентироваться в способах получения информации, а также для создания условий, направленных на развитие самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста.

     На данном слайде представлен механизм реализации данного проекта, который проходил в 3 этапа. На каждом этапе решались задачи в интеграции образовательных областей и видах деятельности.

     Так результатом 1 этапа стала разработка плана реализации проекта и плана совместных мероприятий со школьной и городской библиотекой, подобраны различные видеоролики, определен список викторин, конкурсов и участников в данных мероприятиях, а также оформлен «Уголок читателя», информация в котором постоянно менялась, что было направлено для поддержания читательского интереса воспитанников на протяжении всего проекта.

     На 2 этапе – практическом, была проведена основная работа по проекту как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Так например, на занятиях по Программе «Социокультурные Истоки», в блоке «Мудрое слово», дети не только знакомились с народными пословицами о книге, но и учились выделять идею каждой пословицы и их глубину.

     Играя в сюжетно-ролевую игру «Книжкина больница», дети приобрели ценные навыки по ремонту книг, что способствует, на мой взгляд, к формированию бережного отношения к книгам. В с\ролевой игре «Библиотека», расширилось представление о профессии   библиотекарь, познакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом и иллюстрациями. Во время игр «Книжный магазин», «Переплетная мастерская», «Издательство «Юные мыслители» у детей расширился кругозор, они познакомились с новыми профессиями.

      На занятиях по художественно-эстетическому развитию дети были привлечены к созданию собственных книг, в которых они отражали героев сказок, их быт, приключения, а также работали над развитием умения фантазировать, перевоплощать знакомое произведение с новой концовкой. У детей родилось желание изготавливать книги. Впоследствии, дети совместно с педагогом изготовили книги для малышей «Колобок», «Зайкина избушка», что способствовало развитию дружеских отношений и заботы о малышах.

     В образовательной области «Речевое развитие», особое внимание в ходе проекта, уделялось совместной работе с библиотекой, особенно знакомству с творчеством писателей – юбиляров:

    - К 140-летнему юбилею уральского сказителя, Петра Павловича Бажова, в рамках взаимодействия с начальной школой, прошла литературная гостиная «За сказом сказ», в ходе которой дети приняли участие в викторине по сказам писателя и в конкурсе рисунков по его произведениям.  

    - К 195-летнему юбилею Константина Дмитриевича Ушинского, прошло знакомство с его рассказами: «Умей обождать», «Дети в роще», «Четыре желания». А дома совместно с родителями дети отразили в рисунках главных героев сказок, которые впоследствии пополнили художественную выставку школьной библиотеки.

     А по мотивам прочитанных сказок Сутеева В. Г. «Кто сказал мяу?», «Под грибом» была организована театрализованная постановка для малышей. Дети впервые участвовали в подобной постановке, которая создала неповторимую атмосферу праздничного настроения как у артистов, так и у зрителей.

     Ежедневно детям читались книги перед сном. Нам получилось заинтересовать детей чтением с продолжением, где побуждалось удерживать в памяти содержание прочитанного.

     На занятии по окружающему миру, на тему «Как появилась книга», у детей расширилось представление о материалах, используемых человеком для записи своих мыслей, истории, действий. Дети заинтересовались историей книги; а также во второй половине дня были организованы просмотры видео роликов «Как печатаются книги», «По секрету всему свету о книгах», «Как делают книги для детей» и познавательные мультфильмы «Фиксики-Бумага», «Фиксики-Книги».

     Во время проекта дети посетили библиотеку нашего ОУ. Библиотекарь Телегина Надежда Николаевна познакомила детей не только с художественной литературой, но и с такой литературой, как энциклопедии, словари, журналы, подшивки газет и журналов. У детей появились индивидуальные литературные предпочтения.

     Для того, чтобы ребенку было легче запомнить литературное произведение, а впоследствии его пересказать, мы использовали различные подвижные игры с героями детских книг; в которых, наряду с физическими качествами, такими как развитие внимания, ловкости, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, также формировался интерес к художественной литературе, побуждал детей еще раз вспомнить не только русские народные сказки, но и авторские.

     Реализация проекта предполагала тесное сотрудничество с родителями. Так во время проведения акции «Книга из дома», собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы, а часть книг была передана в школьную библиотеку.

     Совместно с родителями дети посетили городскую библиотеку, а городская библиотека, в свою очередь, пополнилась юными читателями. Дети познакомились с коллекцией книг, журналов, узнали о правильном обращении с книгами, как выбирать книги и как вести себя на абонементе и в читальном зале. Ребята узнали, по какому принципу располагаются книги в библиотеке, что больше любят читать дети. После посещения библиотеки, некоторые семьи создали у себя дома детскую библиотечку и пополнили ее новыми книгами. Во многих семьях появилась традиции семейного чтения, сочинение детьми своих рассказов и сказок   и их совместное изготовление с родителями в виде мини- книжек.

     На заключительном этапе нашего проекта была проведена викторина «Путешествие по сказкам», которая способствовала укреплению детско-родительских отношений, созданию новых семейных традиций, а именно, семейное чтение. Во время викторины родители вместе со своими детьми участвовали в конкурсах, выполняли интересные задания, разгадывали ребусы, отгадывали загадки, участвовали в эстафете. 

     Таким образом, проект помог вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми направленную на формирование интереса к литературным произведениям и книгам. Родители освоили некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценили возможности своих детей и стали сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

     Участвовали в проекте 88% семей группы. При проведении опроса в конце проекта «Будете ли Вы читать с ребёнком дома», многие родителей записались в детскую библиотеку, стали приобретать книги как для дома, так и для группы. А также стали инициаторами создания буктрейлера к прочитанным книгам. Данные ролики транслировались в холле для всеобщего внимания, и стали интересны не только дошкольникам, но и обучающимся начальных классов. Вашему вниманию предлагаю посмотреть 2 из них. Всего было создано – 5.

     В ходе всей работы проекта была пополнена картотека дидактическими, настольно-печатными, с\ролевыми играми и художественными произведениями. Театральный уголок пополнился костюмами, книжный уголок - новыми книжками-малышками.

     К концу проекта мы получили неплохой результат:

-дети слушали с интересом литературные тексты,

-старались понять характер героев и передать его в драматизациях, в небольших инсценировках.

-чаще стали играть в театральном уголке, придумывая свои сюжеты и своих героев.

-речь стала более выразительной, законченной.

     В течении проекта 11 воспитанников нашей группы получили дипломы за участие во Всероссийских викторинах, олимпиадах, конкурсах.

     В подготовительной группе продолжим начатую работу по развитию у детей интереса к детской книге, литературному творчеству, ведь развитие процессов восприятия и понимания художественного словесного творчества, имеет большое значение, в плане умственного развития, и в плане подготовки детей к обучению в школе.

     Не останутся без внимания и родители. Именно они предложили ввести в группу новые традиции, такие как:

- «Вечернее чтение детских книг», когда именно родители приходят во второй половине дня в группу и читают детям сказки, стихи, рассказы, иногда с сопровождением театра;

- Смотр - конкурс "Книги своими руками", в ходе которого, в домашних условиях дети совместно с родителями изготовляли бы авторские книги, проявляя при этом творчество и фантазию.

    В результате работы над проектом, дети узнали о важности и значении книги в жизни человека. У детей сформировались навыки бережного обращения с книгой. Обогатили словарный запас названиями жанров книг.