ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Шамина Валерия Владимировна

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

курсовая работа

Оглавление

Введение        3

Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры  дошкольников        5

1. 1. Содержание экологического воспитания дошкольников        5

1. 2. Воспитание осознанного отношения к природе дошкольников        10

1. 3. Система эколого-оздоровительной работы в ДОУ        15

Выводы по первой главе        19

Глава II. Опытно-эксперементальная работа по формированию экологической культуры дошкольников        20

2. 1. Диагностика уровня экологических представлений дошкольников        20

2. 2. Комплексная программа формирования экологических представлений дошкольников…………………………………………………………………………………...25

Выводы по второй главе        33

Заключение        34

Список  литературы        36

Приложения        39

Введение

Актуальность исследования. Природа – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться о нем[1]. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают  знакомиться с травкой, цветочками, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе. Уже тогда необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано[2].

Конечно, дети в силу своего возраста не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. В этом и заключается задача нас - взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков[3].

В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе[4]. Тема экологического воспитания детей актуальна, так как в средствах массовой информации, с телеэкранов мы слышим и читаем о том, что нашей планете грозит экологическая катастрофа[5]. На протяжении многих лет данная тема имеет все большую популярность среди педагогов школ и дошкольных учреждений в целом. Ведь именно там идет начальное обучение элементарным экологическим представлениям. Многие дошкольные учреждения берут программу экологического воспитания как приоритетное направление обучения и воспитания детей.

Последнее десятилетие ХХI века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством[6]. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Объект исследования. Экологическое воспитание  детей дошкольного возраста

Предмет исследования. Формирование экологических представлений дошкольников.

Цель исследования.

- изучить особенности организации экологического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи исследования.

  • Раскрыть содержание по экологическому воспитанию дошкольников
  • Охарактеризовать в воспитании осознанного отношения к природе дошкольников
  • Изучить и представить систему эколого-оздоровительной работы в ДОУ
  • Выявить уровень экологических представлений дошкольников
  • Разработать и опрабировать программу формирования экологических представлений дошкольников

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа обобщает и углубляет имеющие представления по формированию экологической культуры дошкольников.

Практическая значимость исследования. Данное исследование может быть полезно при изучении дошкольной педагогики, экологического воспитания дошкольников, психологии развития и других смежных наук.

Обзор литературы. В исследовании мы использовали работы таких авторов как Додокина Н. В., Евдокимова Е. С., Марудова Е. В., Димидова Т.В., Николаевой С.Н. и др.

Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры  дошкольников

  1. 1. Содержание экологического воспитания дошкольников

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.

Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки.

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших[7]. Для решения этих вопросов необходимо формирование экологической культуры всего населения, а начинать это надо уже в дошкольном возрасте. Так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красивыми звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребенка. Мы должны «научить знаниям законов, по которым живет природа, уметь организовать свой труд и отдых так, чтобы не наносить вреда природе и иметь осознанное желание делать это» (из «Концепции экологического воспитания дошкольников)[8].

В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Экологическое воспитание в сфере дошкольного образования занимает одну из приоритетных областей.

Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке.

Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

 Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертая позиция - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования.

На этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления от природы, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируется зачатки экологической культуры. Важным условием формирования экологической культуры является совместная деятельность всего ближайшего окружения ребенка[9].

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Таким образом, успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы и включает в себя следующие компоненты[10]:

- Готовность педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников, к организации системы методической работы;

- Построение экологически развивающей среды в детском саду;        

- Создание системы педагогического воздействия, направленного на экологическое развитие детей

- Способствовать постоянному общению детей с природой;

- Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников

- Работа с социумом

Главным показателем экологической воспитанности дошкольников будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и  сберечь природу и т. д[11].

Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.

Таким образом, экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

1. 2. Воспитание осознанного отношения к природе дошкольников

В начале 21 века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем- экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребёнок погружён в эту стихию в ещё большей степени, ведь он ещё учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня- воспитать планетарный патриотизм у дошкольников. Ели внимательно относиться к потребностям ребёнка, то вырастает человек с чувством собственного достоинства, уважающий окружающих, их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия, которые прилагает ребёнок, чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим. Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Воспитывает малыша не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё исследована не полностью. Поэтому уже в дошкольные годы так важны проблемы экологического сознания и установление закономерностей его формирования. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. В связи с этим возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать возможность соблюдения норм и правил поведения в природе. Это позволяет детям применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.

К. Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им  в различных трудах, не утратили актуальность и по сей день. К. Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок между человеком и природой». Л. Н. Толстой  стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей. Всемерно развивать их творческие силы. Применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Выдающиеся педагоги советского периода А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мысли себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших. Задача воспитателя детского сада на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому[12].

В настоящее время человечество осознало, наконец, всю сторону экологического кризиса. Важная роль в решении экологических проблем принадлежит системе образования. Это значит , что должно быть всеобщее экологическое образование, целью которого является становление экологической культуры личности и общества. Здесь задействованы все уровни образования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения. Которые определяют в будущем уважение к природе. Для дошкольной педагогике экологическое воспитание достаточно новое направление, призванное формировать основы экологической направленности личности, осознанно- правильному отношению к природным явлениям и объектам, к человеку как живому существу, к своему здоровью и окружающей среде. Формирование начал экологической культуры- это становление осознанно- правильного отношения:

- непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;

- к людям, охраняющим и созидающим ее;

- понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;

- осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Задачи экологического воспитания- это создания и реализации воспитательно- образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Природа- неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понятно детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы. Сформировать реалистические представления- знание о ее объектах и явлениях, воспитать у маленького человека способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней- важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении. Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования основ экологического воспитания.

Именно дошкольный период-это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к природе, знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живому, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живых существах, создавать условия, необходимые для жизни.

Воспитателям в условиях ДОУ необходимо воспитывать у дошкольников чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширяем знания детей об окружающем мире[13].

Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Поэтому любовь к природе должна прививаться с детства. С ранних лет необходимо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного, бережного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы, думать о ней. И чем раньше маленький человек познакомится с миром природы, тем быстрее проснется в нём чувство прекрасного.

 Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, зависящий от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.

 Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах. Все эти знания мы черпаем из художественной литературы, рисунков с изображением животных, но самое главное- из непосредственного общения с животными.

 Общаясь с животными, малыши учатся понимать животных. Любовь к животным, ответственность за них лучше воспитывается на наглядном примере, когда сам ребёнок непосредственно участвует в уходе за животным.

 Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, поэтому дошкольники должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания воспитателя. Педагог, воспитывая у ребёнка чувство любви к природе должен стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе также зависит от способности воспринимать её эстетически, то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Это обеспечивается непосредственным общением детей с живой природой.

Знания, которые получают дети, должны иметь глубокую эмоциональную основу, чтобы оказывать положительное влияние на поведение ребенка, поэтому первые уроки мышления должны быть среди природы.

В своей работе воспитатели ДОУ используют различные виды деятельности ребёнка для целей сознательного отношения к природе: в первую очередь используем игру: сюжетно-ролевую, дидактическую, интеллектуальную. Элемент игры, подражание жизни взрослых содержит и трудовая деятельность дошкольника. Поэтому «труд в природе», как мы считаем,  является неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, который воспитатели ДОУ активно применяют  в своей работе. В процессе труда воспитали и педагоги ДОУ учат  воспитанников подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит растения, животных. Если ребенка в условиях ДОУ педагоги стараются научить самостоятельно находить ответы на свои вопросы, используя при этом поисковую деятельность, в которой ребенок выступает как настоящий исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения, то в таких условиях знания воспитанников крепчают, да и чувство радости открытия  подталкивает их на дальнейшие наблюдения и исследования[14].

Экскурсии, которые воспитатели могут проводить в экосистеме «луг», «лес», болото», дают возможность детям увидеть изменения в природе, почувствовать красоту пейзажа в любую погоду, в любое время года. Чувства, возникающие от встречи с природой, находят своё отражение в рисунках детей, в их рассказах.

Художественное слово о природе, которое звучит ежедневно, помогает наиболее точно отразить впечатления от встречи с ней.

Действенная любовь, настоящая забота о природе возникают у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого[15].

С педагогами детского сада должны проводиться консультации, семинары по экологическому образованию[16].

Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребёнка: «Брось эту гадость», то пользы от этого не будет.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, без их поддержки.

К сожалению, ещё многие родители не придают должного внимания этому вопросу, порой сами потребительски относятся к родной природе. Поэтому воспитатели должны вести активную работу с родителями, сотрудничая с ними. Например, можно выпускать педагогические листки с советами, рекомендациями по охране природы, знакомить пап и мам с растениями, которые  занесены в Красную книгу РФ, РМЭ. На родительских собраниях рассказывать, как надо ухаживать за комнатными растениями, животными. Размещать материал на сайте детского сада.

При таких условиях, работа по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе даст положительные результаты.

1. 3. Система эколого-оздоровительной работы в ДОУ

В современной образовательной политике одной из приоритетных проблем является качество образования. Решающими критериями качества дошкольного образования является здоровье дошкольника[17].

Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического и психического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности в области экологического образования, позволяет решить проблему укрепления здоровья детей, воспитания осознанного отношения к здоровому образу жизни и бережного отношения к природе.

В систему эколого-оздоровительной работы в ДОУ включается: ознакомление с различными видами гимнастики (пальчиковая, дыхательная, корригирующая); игры на развитие эмоций; пластические этюды; логоритмические игры; инновационные оздоровительные технологии (музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, изотерапия); музыка для релаксаций; обучение элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; обучение правилам безопасного поведения в природе. Все упражнения объединяет образ природы: животные, растения, минералы, явления живой и неживой природы[18].

Взаимодействовать с окружающей природной средой дошкольники учатся во

время целевых прогулок, ежегодных эколого-туристических походов в лес, экскурсий, специально организованной деятельности (спортивная площадка, дорожка здоровья, экологическая тропа на территории ДОУ, экологическая тропинка в здании учреждения).

Роль педагога заключается в том, чтобы донести формулу - «ребенок – природа – здоровье» до детей через интеграцию образовательных областей «Здоровье», «Познание», «Физическая культура» и др., раскрывая такие направления как: «Я и мое здоровье», «В природе все взаимосвязано», «Загрязнение окружающей среды», «Сохраним природу», «Природа и мы».

Одним из важных условий реализации эколого-оздоровительной системы в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды, которая способствует[19]: 

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов детской деятельности.

Для оздоровления детей в учреждении должны иметься необходимые кабинеты и оборудование. Главной задачей экологического образования является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

По помещениям детского сада целесоообразно сделать экологические тропинки, в которую могут входить: оранжерея, где находится большое разнообразие комнатных цветов и растений, через нее могут проходить несколько точек – группы цветов, объединенных какими-либо признаками или наименованиями, искусственный ландшафт. Возможно, сделать детскую экобиблиотеку и опытно – исследовательскую минилабораторию. В мини лаборатории имеются материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.), микроскоп, природный материал. Здесь дети под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.

 В каждой группе желательно оформить уголки природы, которые содержат многообразие коллекций, макетов, природного материала, большое разнообразие книг, картин, игрушек и игр природоведческого содержания, оборудование для труда, комнатные цветы.

Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – здесь он практически половину всего своего времени.

От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, насколько здоровыми и экологически грамотными ребят мы воспитаем. Наиболее эффективным здесь будет собственный пример и метод совместного взаимодействия  – участие детей, родителей и педагогов в оформлении территории и участков.

На территории ДОУ целесообразно иметь уголок леса с различными видами деревьев и кустарников, экологическую тропу, альпийскую горку, метеостанцию, цветники, для которых весной сотрудники учреждения могут сами выращивать рассаду. Цветники необходимо рассредоточить на каждом участке возрастных групп, клумбы по форме должны быть очень разнообразными и оригинальными. В них могут расти астры, сальвия, бархатцы, петуния, настурция, портулак, цинерария и другие цветочные культуры.

Для здоровья дошколят, которые в теплые деньки любят походить босиком, можно создать оздоровительную дорожку из колес малых размеров, наполненных различным природным материалом (шишки, щебенка мелкая, песок, травяной покров).

Силами сотрудников ДОУ можно соорудить метеостанцию, чтобы дети наблюдали за ветром, определяли температуру по большому термометру, здесь же на столиках зарисовывали природные явления[20].

Так же актуально сделать уголок сказок - территория обнесенная столбиками и цепочкой, где педагоги совместно с детьми и родителями ежегодно могут создавать сюжет, наполненный сказочными героями и множеством цветов. В уголке можно поселить героев из любимых мультфильмов: Маша и Медведь, Смешарики и т.п.

На территории ДОУ так же можно сделать небольшой искусственный водоем, который несомненно будет очень нравится детям.

 Фантазия педагогов детского сада не знает границ, поэтому для благоустройства территории можно использовать и природный (коряги, чурки, пни) и бросовый материал (старые пластинки - солнышко, бабочки; пластмассовые бутылки – цветы, вазоны).

Используя бросовый материал очищается территория, которая окружает ДОУ, чем  приносится польза окружающей среде.

Педагоги должны учить дошкольников следить за чистотой и порядком на территории учреждения, например помогать дворнику собирать мелкий мусор, сухую листву, для этого около каждой двери можно поставить разрисованные урны (бочонки) под мусор. Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды[21].

В учреждении детского сада можно развести маленький огород для выращивания картофеля,  небольшие участки для выращивания овощей и лекарственных растений, где дети могут проводить наблюдения и заниматься трудовой деятельностью. 

Озелененная территория детского сада используется в работе с детьми во всех видах деятельности: праздники и развлечения по музыкальному и физическому развитию детей, оздоровительная работа, эстетическое воспитание и т.д. Также проводятся экскурсии, эколого-оздоровительные походы, чтобы дети могли сравнить озеленение своей территорией ДОУ с естественной природой.

Не должен оставаться без внимания территория детского сада и в зимний период. Участки для прогулок детей и тротуары должны чиститься в утренние часы, при необходимости и в течение дня.

Целесообразно устраивать субботники для постройки снежных фигур, где

сотрудники и родители воспитанников детского сада могут принимать очень активное участие. Родители совместно со своими детьми и воспитателями могут принимать участие в построении ярких сказочные фигур в канун новогодних праздников, и других зимних праздников.

Комплексная, последовательная эколого-оздоровительная работа, как правило, дает положительную динамику. Дети проявляют осознанное отношение к своему здоровью, окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным[22].

Одной из важнейших задач является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

Выводы по первой главе

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом.

Детям рано или поздно придется столкнуться с миром, в котором все часто меняется. Этот фактор делает необходимым формирование у ребят потребности постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в детстве ребёнок очень эмоционально воспринимает окружающий мир.

Дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья.

Организация образовательного процесса в современных условиях позволяет обеспечить интегрированный подход к системе эколого-оздоровительной работы в ДОУ, которая должно являться одним из приоритетных направлений детских садов. Для того, чтобы комплексная система оздоровления вошла в общий режим работы ДОУ, воспитатели и педагоги ДОУ должны пересмотреть организацию воспитательно-образовательного процесса, познакомить педагогов с новыми целями и задачами эколого-оздоровительной работы.

Совместная с родителями (и другими членами семьи) работа в системе экологического воспитания способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей; формированию представлений об окружающей природе, об опасных ситуациях в природе для человека и окружающего мира и способах поведения в них; способах предотвращения опасных ситуаций; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Глава II. Опытно-эксперементальная работа по формированию экологической культуры дошкольников

2. 1. Диагностика уровня экологических представлений

дошкольников

Исследование проходило на базе МБДОУ № 111, в группе «Колобок». В эксперименте участвовало 20 человек детей.

Начиная работу в  направлении развития позитивного отношения детей к природе, был проведён мониторинг. По результатам мониторинга были определены следующие проблемы:

- у детей низкий уровень знаний о природе, они бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития экологической культуры

- родители не готовы на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание, имея недостаточный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания. (так же провели устный опрос родителей на собрании Приложение 1.)

 Для решения этих проблем необходимо было систематизировать работу по экологическому воспитанию. С этой целью разработала проект «Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию через детское экспериментирование», который охватывает все виды детской деятельности.

Участниками этого проекта должны были стать дети, педагоги и родители воспитанников исследуемой группы.

Цель проекта: формировать у детей осознанно - правильное отношение к природе.

Задачи проекта:

1.Расширять представление детей о явлениях природы, устанавливать причинно – следственные связи между ними.

2.Развивать у детей наблюдательность и познавательный интерес к миру природы

3.Развивать у детей в процессе экспериментирования интеллектуальные, умственные и исследовательские способности.

4.Формировать у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

5. Повысить уровень экологических знаний у родителей, сделать их активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

 Для реализации проекта, опираясь на образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой[23], а также изучив следующую методическую литературу: «Живая экология» и «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» А. И. Иванова[24]; «В союзе с природой» (эколого-природоведческие игры и развлечения) Л. И.Греховой[25]; «Организация деятельности детей на прогулке» Т. Г. Кобзевой[26]; «Игровые экологические занятия с детьми» Л. П. Молодовой[27]; «Юный эколог» С. Н. Николаевой[28]; «Формирование экологической культуры дошкольников» Л. Г. Киреевой[29]; «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» Л. В. Кокуевой[30]; «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Е. В. Морудовой[31]; «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» под редакцией Г.П. Тугушевой[32], «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой[33]; «Экспериментальная деятельность детей» Л.Н.Меньщикова[34] и руководствуясь «Концепцией дошкольного воспитания», составили программу по формированию экологических представлений у дошкольников

Определили  формы и методы работы по экологическому воспитанию для реализации программы и представлены в таблице 1

Таблица 1 Формы и методы работы по экологическому воспитанию

Формы и методы

Содержание

I.

Создание экологической
развивающей среды в группе

-уголок природы
-«живой уголок»
-«огород на окне»

экспериментальный    уголок со
специальным оборудованием

- детские энциклопедии

- методические диски «Времена года»

- картотека экологических игр

- картотека прогулок (наблюдений)

- наглядный дидактический материал

- художественная литература

муляжи    («овощи», «фрукты»,
«насекомые», «животные»)

2.

Создание уголка природы в
группе

- календарь природы

- календарь погоды

- календарь «Времена года»

- природный материал

- дневники наблюдений
-инструменты для труда

3.

Создание мини - музея в группе

- образцы (почвы, глины, песка)

- коллекция семян и плодов растений

- коллекция сухих листьев
-коллекция перьев птиц

- коллекция коры деревьев
-стенд «Растения нашего края»

- стенд   «   Полезные ископаемые
нашего края»

4.

Познавательно

исследовательская деятельность

- экскурсии

- природоведческие беседы

- экологические выставки

познавательно   - экологические
праздники и развлечения

- изучение детских энциклопедий

- просмотр видеофильмов

- опыты и эксперименты

- наблюдения в уголке природы

- целевые прогулки

- решение проблемных ситуаций

- на занятиях ИЗО

- труд в уголке природы и участке

5.

Познавательно - экологические
занятия с элементами
экспериментирования

- «Живая природа»

- «Неживая природа»

- «Времена года»

- «Человек охраняет природу»

6.

Наблюдения - эксперименты

- «Изменения в природе»
-« Температура воздуха»

- Осадки « Дождь», «Снег »

- «Ветер»

- «Растения»

- «Птицы»

-« Солнце»

- «Небо»

- «Почва»

- «Насекомые »

7.

Дидактические игры с
природоохранным и
экологическим содержанием

- «Природа - не природа»

- «Природа и человек»

- «Загадки о природе»

- « О чем говорят экологические
знаки»

- « Что опасно для природы»

- «Кто кем был?»

- « Кто кем будет?»

8.

Экологические мини - проекты

- «Защитим природу»

- «Земля наш общий дом»

- «Твое село - твое здоровье»

- «Поможем зимующим птицам»

- «Вода — источник жизни»

9.

Природоохранные акции

- «Очистим  берег реки  Орды от
мусора»

- «Чистый участок»

- «Птичья столовая»

!0.

Экологические походы

- « Сентябрь холоден, да сыт»

- « Этот волшебный снегопад»

- «Деревья - наши друзья»

- « Мороз не велик, да стоять не
велит»

- «Разведка весенних примет»
-« Весенняя песня»

11.

Экспериментальная деятельность
на участке

-фитоогород

- цветочные клумбы

- уголок для привлечения птиц

- огород

12.

Взаимодействие с семьей

- родительские собрания

- лектории

- консультации

- советы и рекомендации

- оформление наглядной агитации для

родителей

- тематические экологические

выставки

- природоохранные акции

Ожидаемые результаты:

  1. Расширится представление детей о явлениях природы, устанавливать причинно – следственные связи между ними.

  2. Повысится у детей уровень наблюдательности и познавательный интерес к миру природы.

  3. Повысится у детей в процессе экспериментирования интеллектуальные, умственные и исследовательские способности.

  4. Сформируются у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

           5.   Повысится уровень экологических знаний у родителей, сделать их активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.  

2. 2. Комплексная программа формирования экологических представлений дошкольников

Таблица 2 Программа формирования экологических представлений дошкольников

Мероприятия с детьми

Сроки

Ответственный

Познавательная

организованная

образовательная

деятельность с

элементами

экспериментирования

1 раз в месяц в течение
года

Воспитатели

Природоведческие
беседы

ежедневно

Воспитатели

Целевые прогулки-
экскурсии:

- «Проводы осени»;

- «Зимний лес»;

Октябрь
Декабрь

Воспитатели
Родители

- «Весна - красна»;

Апрель

- «Экскурсия в парк».

Июнь

Чтение художественной
и познавательной
литературы

ежедневно

Воспитатели

Сбор природного
материала

октябрь

Воспитатели
Родители

Познавательно-
исследовательская
деятельность

ежедневно

Воспитатели

Дидактические игры

экологического

содержания

ежедневно

Воспитатели

Занятия кружка «Юный
исследователь»

1 раз в месяц в старшей
и подготовительной
группах

Меньшикова О.В.

Наблюдения в уголке
природы и на прогулках

Ежедневно

Воспитатели

Природоохранные
акции:

-«Сделаем чище берег
реки Орды»;

Июль

Воспитатели
Родители

-«Подготовим участок
детского сада к зиме »;

Сентябрь

-«Поможем зимующим
птицам»;

Декабрь

-«Елочка    - зеленая
иголочка»;

Январь

-«Очистим участок от
мусора»;

Апрель

-«Украсим наш
участок».

Май

Труд в уголке природы
и на участке

Ежедневно

Воспитатели

Экологические
выставки, конкурсы:

- выставка «Дары
Осени»;

Сентябрь

- конкурс рисунка «Мы
и природа»;

- конкурс рисунка
«Охрана природы»;

Сентябрь
Февраль

Воспитатели
Родители

- конкурс рисунка
«Пробуждение весны»;

Март

- конкурс рисунка
«Первые цветы».

Апрель

Экологические праздники и развлечения

Воспитатели

-«День Земли»;

Апрель

-«Осень в гости просим»

Октябрь

Музыкальный

-«Весенний праздник птиц»;

руководитель

Март

-«Праздник русской березки»

Июнь

Эколого-оздоровительные

Воспитатели

мероприятия:
утренняя гимнастика и
босохождение на улице

Июнь- август

Инструктор по
физическому
воспитанию

эколого -

оздоровительные

походы:

-«Трудная жизнь
деревьев»;

Ноябрь
Апрель

-«В гости к птицам»;
-«Снегопад».

Февраль

Мероприятия с
родителями:

Консультации и беседы

2 раза в месяц

Воспитатели

Советы и рекомендации

2 раза в месяц

Воспитатели

Родительские собрания

1 раз в квартал

Воспитатели

Наглядная информация

2 раза в месяц

Воспитатели

В процессе разработки программы, анализируя свою работу, пришли к выводу, что одним из эффективных методов экологического воспитания с детьми является метод экспериментирования, потому что детское экспериментирование – это метод практического и целенаправленного действия. Он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти и речи ребенка, активизируются умственные и исследовательские способности, формируется у детей собственный жизненный опыт.

 Поэтому экспериментирование включаем в разные формы работы с детьми: в организованную, самостоятельную, совместную деятельность, экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую деятельность, проведение опытов.

 Для того чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью создали мини – лаборатории в старшей и подготовительной группах, оборудовали их необходимым оборудованием для опытов и экспериментов, с помощью родителей сшили для работы в лабораториях белые халаты. В процессе экспериментирования дети учились наблюдать, быть ответственными и бережливыми по отношению к миру природы и получали реальные представления о целостной картине мира.

 Чтобы систематизировать и активизировать работу детей в мини-лабораториях и с целью развития наблюдательности, любознательности, внимания, памяти, речи, мышления, познавательного интереса и бережного отношения к миру природы организовали в ДОУ кружок «Юный исследователь» для детей старшей и подготовительной групп.

Вместе с детьми составили правила безопасной работы с разными материалами, которые очень легко запоминаются. Поместили их на стенд в уголке экспериментальной деятельности.  Создали картотеку познавательных и занимательных опытов и экспериментов. На экскурсиях познакомили детей с правилами поведения в природе и с понятиями «этажи леса», учим наблюдать за лесом, формирую конкретные представления о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе, закладываю любовь к природе. Детям эти экскурсии приносят удовольствие. Проводили экскурсии по сезонам «Проводы осени», «Весна - красна», «Оздоравливающая экскурсия в лесопарк», «Зимний лес».

 Ежегодно с детьми старшей и подготовительной групп мы совершаем экскурсию на берег реки Оки с целью очищения берега от мусора. Цель акции – бережное отношение к природе, результаты - детям доставляют радость результаты своего труда.  

 Традиционно осенью выводим детей на хлебное поле, где дети воочию наблюдают откуда к нам хлеб пришёл.

 Беседы являются неотъемлемой частью настоящего проекта, в процессе которых у детей формируются осознанно – правильное отношение к миру природы и связанные с ними экологические акции: «Подготовим участок детского сада к зиме », «Поможем зимующим птицам», «Елочка – зеленая иголочка», «Украсим наш участок».

 В своей работе большое внимание уделяем проведению организованной познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования. Мы провели следующие занятия: «Рассматривание веток деревьев»; «Хлеб и каша - пища наша»; «Зимующие птицы»; «Береза - символ России»; «Пробуждение природы»; «Удивительные свойства воды» «Лес - наше богатство» и т. д. Занятия строим из наблюдений, экскурсий, природоведческих и тематических бесед, рассматривания картин, дидактических игр экологического содержания, художественного слова, опытов и экспериментов. Цикл познавательной организованной образовательной деятельности помог поспособствовать более глубокому расширению экологических знаний воспитанников, а также развитию речи, мышлению, творческих способностей, культуры поведения в природе.

 Большое значение в экологическом воспитании детей придаем играм. В своем проекте используем дидактические игры с экологическим и природоохранным содержанием. В играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся знания и представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Например: «Что такое природа?», «Природа и человек», «Связь живой и неживой природы», «Что опасно для природы?», «Чьи следы?» и т.д.

В процессе игр – экспериментов мы расширяем наш сенсорный опыт и обогащали жизненный опыт, а также развивали такие качества, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, целенаправленность, последовательность.

 Особое внимание при формировании знаний у детей уделяли чтению художественной литературы. Знакомим детей с произведениями известных детских писателей – природоведов М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, К. Паустовского, Г. Скребицкого. Разучиваем о природе стихи  А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, Ф. Тютчева.

 Создали в группе мини- библиотеку, в которой собрала разнообразные красочные книги о природе, энциклопедии для детей, художественные произведения, журналы, газеты.

 В уголке познавательной деятельности собрали природный материал гербарии, коллекции: семян, перьев, листьев, коры деревьев, почвы. Оформили стенды «Полезные ископаемые нашей местности» и «Растения нашего края».

Подобрали дидактический материал для решения задач экологического образования детей, иллюстративный материал, дидактические игры с экологическим содержанием, муляжи животных, фруктов и овощей , видео - аудио материал и т.д. Наглядный материал помогает нам знакомить детей с различными природными объектами и развития навыков классификации различных объектов по различным признакам и сенсорным навыкам.

В групповой комнате у нас размещены более 12 видов растений. Дети свободно различают и называют их. Наблюдая за ростом растений и проводя опыты, дети легко определяют, когда необходимо поливать, рыхлить растения и что им нужно для роста и развития. Научившись понимать состояние растений, дошкольники сочувствуют, оберегают и сохраняют их. Здесь же имеется инвентарь для ухода за растениями и животными. Труд в природе способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам. Позволяет увидеть результат свой помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.

 С целью формирования знаний о погодных условиях, взаимосвязи погоды с растительным и животным миром оформили в уголке природы «календарь погоды», где дети ежедневно отмечают погодные явления, знакомятся с «народным» календарем и народными приметами, что позволяет формировать умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.

Составили картотеку природных предсказаний погоды, так как считаем, что одним из основных средств познания природы является наблюдение за природными изменениями, потому что природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием.

Гуляя ежедневно на прогулке, дети учатся наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, проводить простейшие опыты, наблюдения - эксперименты, выполнять трудовые поручения.

 Длительной и кропотливой, но очень интересной и познавательной в экологическом воспитании является работа по созданию и выращиванию «огорода на окне». Здесь дети выращивают зеленый лук, овес для попугая, салат для черепахи, петрушку, укроп, наблюдают за ростом моркови, картофеля, свеклы. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за ростом растений от семени до семени, ухаживать за ними, делать зарисовки в дневниках наблюдений и проводить опытно - экспериментальную деятельность.

 Для более тесного контакта детей с живой природой на участках детского сада, при уже имеющемся травяном покрытии оформлены клумбы, совместно с родителями и детьми разбит огород. На огороде совместно с детьми выращиваем овощные культуры: кабачки, капусту, помидоры, свеклу.

Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за ростом растений от момента всходов до полного созревания.

 На фитоогороде посажены лекарственные растения: ромашка, календула, подорожник, мелиса, мята, валерьяна, где дети знакомятся с лекарственными растениями, а также получают и закрепляют имеющиеся знания о пользе и применении лекарственных растений.

 На территории детского сада растут различные виды деревьев: тополь, береза, ель, липа, рябина, клен. Совместно с детьми и родителями посадили на территории детского сада рябиновую и липовую аллеи, на участках липы, ели и сосны. Имеются разные виды кустарников: сирень, черемуха, смородина.

Посажены на участке и травянистые растения – барометры: мать и мачеха, ноготки, одуванчик, папоротник. Они помогают детям наблюдать, определять изменения в погоде и делать выводы. Дети знают: если цветки мать-и-мачехи закрываются — следует ожидать дождя; ноготки закрывают свои оранжевые чашечки — верный признак того, что собирается дождь; ноготки развернули венчики после полудня — это указывает на приближение ненастья; одуванчик плотно сжимает свою пушистую шапку - к ненастью; у папоротника листья, ранее закрученные вниз, начинают распрямляться — следует ожидать дождя.

 На участке создала уголок для привлечения птиц.

 На игровой площадке совместно с воспитателями и родителями построили метеорологическую площадку с оборудованием для формирования у детей навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, развития любознательности и познавательного интереса к природе. Теперь дети самостоятельно могут наблюдать за направлением и силой ветра, температурными изменениями и количеством осадков.

 Большое внимание в экологическом воспитании детей  уделили эколого-оздоровительным мероприятиям, так как оздоровительная работа является  приоритетным направлением в организации работы нашего детского сада.

 От эколого – оздоровительных походов дети получают большой психологический и эмоциональный заряд, Провели следующие эколого - оздоровительные походы «Трудная жизнь деревьев», «В гости к птицам», «Снегопад» и т. д.

 На свежем воздухе проводили утреннюю гимнастику, дыхательную гимнастику, психологические игры, игры – превращения, подвижные игры, физкультурные праздники, развлечения, соревнования.

 На участках детского сада созданы условия для ведения здорового образа жизни: дорожки для босохождения, оборудование для лазанья, подлезания, прыжковая яма, турник и естественные снаряды – пеньки.

 Знакомя детей с особенностями организма человека провела занимательные опыты и игры - эксперименты, в процессе которых дети узнали, что здоровье человека во многом зависит от ответственного отношения человека к окружающей среде.

 Интересной формой работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками стало составление экологических проектов для детей.

Были составила следующие проекты с детьми на тему «Вода - источник жизни», «Земля наш общий дом», «Дары природы», «Поможем зимующим птицам» «Твое село – твое здоровье» и т. д. Проекты способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников и взаимоотношений человека с окружающей средой.

 Стало традицией в детском саду проведение экологических праздников, развлечений, КВН, викторин. Провела экологические праздники:  «День Земли», «Здравствуй, весна - красна», «Весенний праздник птиц», «Праздник русской березки»; КВН: «В гостях у животных», «Наш дом - природа»; экологические викторины: «Осень», «О воде», «Знатоки леса».

 Эффективность в экологическом воспитании дошкольников во многом зависит от активности родителей и от того, как они сами относятся к природе, какой пример подают своим детям. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались традиционные формы работы: родительские собрания, беседы и консультации и нетрадиционные: дежурства родителей в группах, на участке, совместные субботники и походы, привлечение родителей к изготовлению природных композиций, выставок, кормушек, скворечников, заготовления корма для птиц.

 Для родителей подготовила и провела следующие консультации: «Если в доме рыбки, птички, черепахи, птички, хомяки», «Роль игры в воспитании у детей любви к природе, «Зеленый мир на окне», «Экология здоровья».

 Много было проведено родительских собраний: «Роль семьи в воспитании положительного отношения к природе», «Проведение экспериментов летом», «Мы твои друзья природа».

 Проведены беседы с родителями: «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности», «Прогулки в природу», «Экспериментирование в саду и дома», «Сохраним природу родного края».  Эффективным средством работы с родителями явилось размещение наглядной информации в уголке для родителей: «Не рвите, цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Досуг с ребенком на природе» и т. д.

Таблица 3 Результаты освоения программы по формирования экологических представлений дошкольников

Уровень развития представлений о природе и овладение основами природоохранной деятельности

2013 (первая половина)

2013 (вторая половина)

Начало 2014

Высокий

10/52.6%

12/54.5 %

13/65%

Средний

8/42.2%

8/45.5%

6/30%

Низкий

2/5.2%

-

1/5%

Выводы по второй главе

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях.

Воспитанники в итоге начинают узнавать:

- элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;

- основы безопасности жизнедеятельности в природном окружении.

Воспитанники различают объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;  вести наблюдения в природе под руководством воспитателя; проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога; анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; оформлять результаты своей   поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов.

Воспитают в себе: любознательность; готовность к сотрудничеству;  любовь к природе, ответственность человека перед ней.

В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у дошкольников добились следующих результатов:  

1. Повысился у детей уровень экологических представлений о признаках природных объектов и явлений. Дети умеют устанавливать причинно – следственные связи между ними.

2. Повысился уровень наблюдательности и познавательный интерес к миру природы.

3. Повысился у детей в процессе экспериментирования уровень интеллектуальных, умственных и исследовательских способностей.

4. Сформировались у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

5. Повысился уровень экологических знаний у родителей.

6. Повысился уровень готовности детей к школе.

Заключение

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическая направленность современного воспитательно-образовательного процесса вызвана целым рядом причин. В их числе: наличие угрозы экологической катастрофы, разворачивающейся на глобальном, национальном и локальном уровнях; противостояние культуры технократической цивилизации и окружающей среды и проблема выбора новой формы жизнедеятельности; формирование на современном этапе новой системы ценностей человека, вызванное необходимостью смены взаимоотношений «человек – природа – культура.

Решение экологических проблем следует искать в области культуры природопользования людей, в формировании новых систем сознания и поведения, в изменении содержания интересов, норм, ценностей и знаний, связанных с взаимодействием общества и природы.

Главной задачей экологического образования является вооружение ребенка определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Современное содержание термина «экология» предельно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.

Воспитательно-образовательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияние семьи и детского сада, школы, учреждений культуры и дополнительного образования. Становление экологически культурной личности в учебно-воспитательном процессе происходит при условии органичного единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания и порождает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Принцип единства интеллектуального и эмоционального начал в процессе изучения и улучшения окружающей среды является ведущим. Он определяет сочетание рационального познания с художественно-образным при непосредственном общении дошкольников с природой. Взаимосвязи рационального и эмоционального в практической деятельности динамичны и многообразны и зависят от возраста детей, от конкретных условий осуществления воспитательно-образовательного процесса.

Если современная образовательно-воспитательная практика сможет привить нынешнему и последующим поколениям людей чувство любви к природе, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, развить способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия собственной деятельности, тем самым будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

Экологическое воспитание личности дошкольника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремленности к прогрессу.

Экологическое воспитание дошкольников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Именно во время прогулок и экскурсий, через прикосновение к живому окружающему нас миру наши детиучатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В связи с этим приоритетными направлениями воспитания дошкольников являются:

- формирование у детей основ экологически грамотного, гуманного, нравственного поведения;

- организация природоохранной деятельности детей;

- воспитание у дошкольников потребности к здоровому образу жизни;

- повышение экологической культуры родителей.

Список литературы

  1. Акимов Ю.А. знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
  2. Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.
  3. Войтенко В. В. Ребенок – природа – здоровье. // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. – Томск: ОГБУ РЦРО. 2013.
  4. Грехова Л.И. В союзе с природой : Эколого-природоведческие игры и развлеченияс детьми. - М.:Сервисшкола,2003.
  5. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет.- М.: Мозайка-Синтез, 2008.
  6. Зверева О.Л.,. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  7. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром// Дошкольное воспитание. 2005. № 7.
  8. Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.
  9. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. Волгоград "Учитель", 2006.
  10. Кобзева Т.Г.: Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Год выпуска: 2013.
  11. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.:  АРКТИ, 2005.
  12. Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.
  13. Корнилова В. "Экологическое окно" в детском саду: Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2013.
  14. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика». М.: Издательский дом «Карапуз» Творческий центр СФЕРА, 2008.
  15. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. - М.:  Издательство: Учитель, 2013.
  16. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. 2001.
  17. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  18. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной  научно-практической конференции. Томск 6—7 ноября. // Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. Томск: ОГУ РЦРО, 2008.
  19. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  20. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду// http://modernlib.ru
  21. Орликова Е. К. Организация дошкольного экологического образования как начальный этап пропедевтики образования для устойчивого развития. //  Экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма педагога нового типа: Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара 8 – 12 ноября 2010 г., Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2010.
  22. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой -М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  23. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. - М.:  АРКТИ, 2008.
  24. Саво И.Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада». – СПб.: Детство-Пресс, 2010.  
  25. Сборник "Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста" http://doshkrc.by/2012-08
  26. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой. Экологическая психология. - М.: СПбГИ ПиС, 2010.
  27. Соломенникова О. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. – М.: мозаика-Синтез, 2013.
  28. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика - Синтез, 2006.
  29. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Эксперименталь-ная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста -  М.: Издательство: Детство-Пресс,2013.
  30. Турыгина С. В. Экологический марафон:  игры, фестивали,программы для дошкольников и начальной школы / С.В. Турыгина, Н.А. Кашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  31. Щербанёва Е. А. Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 3-4 лет. М.: Учитель, 2011.
  32. Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим: Из опыта работы Димовой Т.В., воспитателя детского сада пос. Бира. – Биробиджан: ОблИУУ, 2007.
  33. Экспериментальная деятельность длядетей  4-6 лет: из опыта работы ДОУ/ авт.-сост. Меньщикова Л.Н.- Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение1

Приложение 1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО________________________________________________________________

Возрастная группа____________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ____________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?____________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?_____________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? ______________________________________

5. В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ____________________________________________________________________

7. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?__________________________

8. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________________________________

9. В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

10. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? __________________

11. Нужно ли это делать? ______________________________________________

12. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________________

13. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? ______________________

14. Ваши предложения, пожелания. _____________________________________


[1] Саво И.Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада». – СПб.: Детство-Пресс, 2010.  С. 5

[2] Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет.- М.: Мозайка-Синтез, 2008. С. 8

[3] Турыгина С. В. Экологический марафон: игры, фестивали,программы для дошкольников и начальной школы / С.В. Турыгина, Н.А. Кашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. С. 4

[4] Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой. Экологическая психология. - М.: СПбГИ ПиС, 2010. С. 80

[5] Корнилова В. "Экологическое окно" в детском саду: Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2013. С. 5

[6] Соломенникова Ольга Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. – М.: мозаика-Синтез, 2013. С. 10

[7] Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика». М.: Издательский дом «Карапуз» Творческий центр СФЕРА, 2008. С. 5

[8]Сборник "Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста" http://doshkrc.by/2012-08

[9] Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим: Из опыта работы Димовой Т.В., воспитателя детского сада пос. Бира. – Биробиджан: ОблИУУ, 2007. С. 2

[10] Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012. С. 48

[11] Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной  научно-практической конференции. Томск 6—7 ноября. // Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. Томск: ОГУ РЦРО, 2008. С. 66

[12] Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика - Синтез, 2006. С. 21

[13] Зверева О.Л.,. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2010. С. 60

[14] Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. С.. 38

[15] Акимов Ю.А. знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – С. 55

[16] Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром// Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 5

[17] Щербанёва Е. А. Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 3-4 лет. М.: Учитель, 2011. – С. 38

[18] Орликова Е. К. Организация дошкольного экологического образования как начальный этап пропедевтики образования для устойчивого развития. //  Экологическая культура и культура устойчивого развития

как компоненты профессионализма педагога нового типа: Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара 8 – 12 ноября 2010 г., Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2010. – С. 63

[19] Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013. С. 15

[20] Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2009. С. 20

[21] Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. - М.:  Издательство: Учитель, 2013. С. 8

[22] Войтенко В. В. Ребенок – природа – здоровье. // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. – Томск: ОГБУ РЦРО. 2013. С. 33

[23] См.: Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2011.

[24] См.: Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.

[25] См.: Грехова Л.И. В союзе с природой : Эколого-природоведческие игры и развлеченияс детьми. - М.:Сервисшкола,2003.

[26] См.: Кобзева Т.Г.: Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Год выпуска: 2013.

[27] См.: Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. 2001.

[28] См.: Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду// http://modernlib.ru

[29] См.: Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. Волгоград "Учитель", 2006.

[30] См.: Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.:  АРКТИ, 2005.

[31] См.: Морудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром  экспериментирование» СПб.: Мозаика-Синтез,  2010.

[32]См.: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментаная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста -  М.: Издательство: Детство-Пресс,2013 

[33] См.: Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. - М.:  АРКТИ, 2008.

[34]См.:"Экспериментальная деятельность длядетей 4-6 лет: из опыта работы ДОУ/ авт.-сост. Меньщикова Л.Н.- Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей "Особенности экологического воспитания младших дошкольников"

В консультации указываются методы и приемы, а также формы работы по ознакомлению детей младшего возраста с природой....

«Особенности проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников в современных условиях»

Повышение профессионального мастерства воспитателей – участников семинара в процессе активного педагогического общения по вопросам использования метода проектной деятельности в экологическом вос...

Особенности экологического воспитания дошкольнико

В современном мире начали активно подниматься вопросы сохранения окружающей среды. Появляются многоразовые мешочки для продуктов, авоськи снова становятся модными. Правильное и бережное отношение к пр...

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...