«Особенности проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников в современных условиях»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Ломакина Елена Валерьевна

Повышение профессионального мастерства воспитателей – участников семинара в процессе активного педагогического общения по вопросам использования метода проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Дельфиненок» г. Павлово

Семинар - практикум

 «Особенности проектной деятельности  в экологическом воспитании дошкольников в современных условиях»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ

Ломакина Елена Валерьевна

г. Павлово

2016 г.

Конспект семинара - практикума

На тему:

«Особенности проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников в современных условиях»

Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей – участников семинара в процессе активного педагогического общения по вопросам использования метода проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Ход:

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации.

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод проектов в работе с дошкольниками — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования, так как:

        Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.

        Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

        Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Используя проектный метод в работе с детьми, педагоги нашего детского сада эффективно реализуют современные требования. В соответствии с современными требованиями, деятельность педагогов в детском саду направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.

Сегодня в реализации различных экологических проектов мы принимаем активное участие. Практика показала, что дошкольники, педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.  

Что такое «экологический проект»? Прежде всего, он предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями и желаниями детей, содержанием образовательных программ.

Этапы проекта

Проект включает три основных этапа:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выво-дов и, по возможности, составление рекомендаций.

В дошкольном возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что должно учитываться и при разработке программ, методик проектно-исследовательской деятельности. Знания, полученные детьми в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, помогают ребятам во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал, способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Однако при этом знания всегда остаются лишь «средством», а не целью экологического образования.

Рекомендации педагогу

Реализуя проект, пожалуйста, помните:

1. Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект – это интересные задания, которые, кроме него, никто не может выполнить.

2. Необходимо предоставить детям свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все участники проекта, с другой – кто-то из них может предложить что-то свое.

3. Относитесь к любым наблюдениям ребят серьезно. Как можно чаще хвалите их. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса.

4. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе.

5. Помогайте ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном.

6. Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания.

7. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка. Педагог должен быть не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.

8. Старайтесь привлечь  к участию в проекте членов семьи ребенка.

«Интеграция ДОУ и семьи на основе совместной проектно – исследовательской деятельности»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям — для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка, педагогам — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнавать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

Удачной находкой на наш взгляд является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей. Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учиться, сколько помогать ребенку, осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать  качества социально-компетентного человека.

Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознавать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

Вовлеченный в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу и даже подружиться.

«Природа – творчество»

Сегодня, очевидно, что экологические проблемы нельзя рассматривать только лишь как проблемы сохранения окружающей среды. Пагубное воздействие на природу – результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания.

Сегодня хотелось бы затронуть область социальной экологии, в частности экологию души. Что здесь имеется в виду? Экология души – это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Много людей сегодня страдает от загрязнения собственной души.

Ни для кого не секрет, что современные дети живут в мощном информационном поле: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастают. Но ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается — ее необходимо формировать. Тут необходима помощь взрослых — специалистов. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение значительно обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, в их поведении присутствует агрессия. В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сфере ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Как нам кажется, причин этому довольно много, главная из которых заключается в том, что взрослые в наше время направляют все свои усилия, в первую очередь, на развитие умственных способностей ребенка, чтобы дети могли поступить в престижные школы, а затем в вузы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме. Как это исправить? Самым лучшим методом является привлечение к природе, творчеству и искусству.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь, с лепкой.

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка. Она развивает творческую исследовательскую активность детей.

В последние годы очень популярным материалом для лепки стало соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «тестопластика». Соленое тесто – материал экологически чистый, безвредный, не вызывает аллергии, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином или другими мягкими материалами.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю посетить нашу веселую мастерскую и изготовить из соленого теста небольшие сувениры. (Изготовление сувениров)

«Экосказка как одна из форм работы в поисково-исследовательской деятельности»

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. В интересной сказочной форме даются детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место я уделяю экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

Мы надеемся, что тема семинара никого из Вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое. Благодарим за активное участие и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Тип проекта.По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, развивающий, обучающий.По содержанию: организация совместной ( детей, педагогов, родителей) деятельности, согласование взгл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Проекты «Лес-дерево-бумага» и «Старой вещи – новая жизнь»В рамках цикла экологических проектов, основанных на экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности детей, в старшей груп...

Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»...

проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников «Зелёная аптека на благо человека».

     Долгосрочный проект по экологии «Зелёная аптека на благо человека»...

Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...