Личный опыт
статья (подготовительная группа) по теме

Плотникова Жанна Юрьевна

  В образовательном процессе имеется широкий спектр инновационных технологий, для системы дошкольного образования и воспитания представляет интерес проблемного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема творческого отчета:

«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения»

  В образовательном процессе имеется широкий спектр инновационных технологий, для системы дошкольного образования и воспитания представляет интерес проблемного обучения.

Решение современных задач все больше требует системного подхода: умение видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий. Регулярное использование технологии проблемного обучения необходимо для становления личности ребенка. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера. Ребенок, овладевший основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и хочет сам учиться, у него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное мышление, развитое воображение. Ребенок стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Предположив, что развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста   станет более успешным, если в образовательном процессе использовать технологии проблемного обучения, была определена следующая цель: создание условий для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения.  

Цель работы была конкретизирована в следующих задачах:

1.  Проанализировать теоретический  и  практический опыт развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения.  

2. Создать соответствующую требованиям предметно-пространственную развивающую среду для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения.

3. Подобрать содержание программно-методического обеспечения по развитию  познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения.

4. Организовать целенаправленную педагогическую работу по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения

 

Предполагаемые результаты:

  1. Соответствующая требованиям предметно-пространственная развивающая  среда по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения.  
  2. Подбор содержания программно-методического обеспечения по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения.
  3. Создание системы работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения.  

В основу  данной работы  положены научные предпосылки, сформулированные в работах отечественных педагогов, посвященных проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения. Внедряя данную технологию, мы опирались на идеи основателя проблемного обучения Дж. Дьюи, американского философа, психолога и педагога.  Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. А также изучили взгляды отечественных психологов - Т.В.Кудрявцева, А.М.Матюшкина, З.И.Калмыковой, которые утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

В числе современных педагогических технологий, которые обогащают субъектный опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, технология проблемного обучения является специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Технология проблемного обучения (ТПО) обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.

Данная технология позволяет не только школьнику, но и воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни. В ней отражены требования к современному образованию (по Дьюи):

  • собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом, противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой процесса познания конкретной личности;
  • субъектность присвоения знаний;
  • учет интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций;
  • «радость открытий», получение удовольствия и позитивное подкрепление.

В основу разработки данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста были положены следующие концептуальные идеи.

  1. Принцип проблемности, или противоречия как закономерного познания, как основного механизма, активизирующего обучение ребенка - это основополагающий для технологии проблемного обучения принцип (Б.Т.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.М.Матюшкин). Согласно ему объекты действительности всегда содержат в себе определенные внутренние и (или) внешние противоречия, мир открывается человеку, будучи исполненным проблемностью, что и вызывает необходимость в мышлении, определяет развитие. Именно проблемной ситуацией, противоречием, определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, пробуждение ее мыслительной активности (С.Л.Рубинштейн).
  2. Процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка и у взрослого (Л.Путляева). Он возникает «…лишь при условии включения ребенка в проблемные ситуации, где он сам действует как субъект, сам видит вопросы и проблемы, над которыми трудились самостоятельно другие люди и трудятся современники, и сам включается в процесс решения, в общий поток творческих поисков и усилий» (Н.П.Батищева). В целом ряде работ (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков) убедительно показано, что… дошкольники не просто усваивают общественный опыт, но могут далеко выходить за его пределы, проявляя при этом незаурядное творчество: самостоятельно добывая новые знания, открывая для себя новые способы умственной деятельности и т.д.
  3. Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления. Основная идея технологии проблемного обучения состоит в том, что развитие личности происходит там, где существует противоречие, что лучше усваивается не то, что получил в готовом виде, а то, что открываешь сам (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Е.Л. Мельникова).
  4.  Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л.С. Выготский).
  5. Технология проблемного обучения, предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Для того, чтобы деятельность детей сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов решения проблемной ситуации и приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Специфика целей и методов технологии проблемного обучения существенно изменяет роль воспитателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу, так как он перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель обучения (если рассматривать обучение как единое целое).

Умения детей разрешать проблемные ситуации включают: умения видеть проблемы и ставить их самостоятельно; создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае непродуктивности первоначальной; направлять и изменять ход решения в соответствии со своими интересами; оценить свое решение и решения собеседников.

В свою очередь, умения воспитателей управлять процессом разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим: предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации; мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов; выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.

Чтобы ребенок-дошкольник осознал предлагаемую ему ситуацию как проблемную и заинтересовался ею,  был выделен ряд специфических приемов создания проблемных ситуаций.

  • Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?)
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. (Почему у птиц клювы разной формы? Какое дерево мы наряжали на Новый год? Можно ли хвоинку назвать листочком?)
  • Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог.)
  • Создание противоречия. (Надо создать коллекцию семян по способу их распространения в природе, но не имеем знаний о способах распространения. Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.)
  • Организация противоречия в практической деятельности детей. (Готовимся к встрече с выпускниками. Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров.)

В процессе работы в группе   была создана  следующая  предметно-пространственная развивающая среда:

  1. Центр экспериментирования  
  2. Мини-музей исследовательской деятельности.
  3. Оптимизировано  дидактическое  обеспечение по развитию  познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения
  4. Библиотека педагога – подборка методической литературы по  развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения.
  5. Создана картотека технологии проблемного обучения.

   Для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения в   домашних условиях использовала следующие формы работы с родителями:

  • Выставка литературы по  развитию  познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения
  • Консультации: «Познавательная активность в процессе экспериментирования»  

  • Тематические родительские  собрания: «Развитие  познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения»  

В процессе  реализации поставленных задач было разработано и представлено коллегам содержание различных форм работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения.  

  1. Перспективный план
  2. Опорные (авторские) конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного обучения
  3. Мастер-класс для воспитателей: «Технология проблемного обучения»

 

Перспективой дальнейшей работы является разработка методических рекомендаций по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии проблемного.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в логопедических занятиях с детьми.

В качестве ИКТ, изучены  и апробированы на логопедических занятиях обучающие и развивающие компьютерные программы: «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед», «Большая энциклопедия раз...

Адаптация детей 1,5 - 2 лет к детскому саду. Личный опыт.

Адаптация детей 1,5 - 2 лет к детскому саду. Личный опыт. Малыши приходят в детский сад... Я с волнением и интересом знакомлюсь с ними, с родителями. Я понимаю, как важен этот день для моих воспи...

Личный опыт педагога по теме самообразования "Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми"

Модернизации российского образования предполагает смену традиционной модели взаимодействия воспитателя с детьми на личностно-ориентированную модель. Но действия педагогов,их установки и стереотип...

Личный опыт в работе над планом по самообразованию

Делюсь своим опытом и наработками....

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС Личный опыт

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОСВо 2младшей группе:   1  Знакомство с книгой   2 Знакомство с книжным уголком в группе   3 Проек...

Личный опыт по выращиванию кристаллов с детьми

Я выбрала эту тему для исследования, так как хотелось интересно рассказать и показать наглядно этим маленьким «почемучкам», как можно вырастить кристаллы из сахара самостоятельно. Мне было...