Организация предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
материал (средняя группа) на тему

Салова Наталья Евгеньевна

Как организуется предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию с детьми 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

Организация предметно-пространственной среды для формирования нравственно-патриотических чувств  в средней группе №7 «Апельсинки»

        

      Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой посёлок, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться. 

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе, созданная педагогами. Правильно организованная развивающая среда в группе нашего детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам, как мальчиков, так и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей. Воспитателями изготовлены дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: план посёлка, на котором дети без труда узнают свой детский сад; представлены различные виды театра по русским народным сказкам. Традиционный центр по художественно-эстетическому развитию превратились в настоящие творческие мастерские. Появилось много изделий прикладного искусства. Куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.  Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в группе имеется периодически меняющийся материал:  на знание родного посёлка, края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому центр физкультурного развития кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр. Для нравственно-эстетического развития детей в  группе организован центр музыкальной деятельности, в котором подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты. Музыкальным руководителем детского сада собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Для нравственно-патриотического воспитания создан центр патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного посёлка; альбомы с фотографиями родного посёлка, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию.

Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. Педагогами накоплен методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения. Знакомство с историей Родины начинается с занятий, которые помогают обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого педагоги рассказывают детям, как и почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение фамилий», «Мой дом, моя семья». Показывают иллюстрации, оформляют семейные фотоальбомы, записывают детские рассказы об интересных событиях в семье.

Занятия, беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединены с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков. По традиции в День защитника Отечества в детский сад приглашаются гости –ветераны Великой Отечественной войны. 9 мая организуются экскурсии к Мемориалу Победы.

Так же родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием. Привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях. Традиционным в детском саду стало проведение совместных выставок детского творчества.

Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».

ноябрь.2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе.

рекомендации по Организации предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе...

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе.

Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, т...

« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»

В данной работе описана роль    развития познавательной активности и исследовательского поведения у  детей с нарушением зрения    в особой, специально организованной...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Задачи:Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений в старшей группе.

Организация предметно-развивающей среды по математике в старшей группе для воспитателей....

"Организация предметно-пространственной развивающей среды для формирования нравственно патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО"

Материал был представлен на педагогическом совете в ДОУ. Организация предметно-развивающей среды для формирования нравственно-патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО строится так, чтобы д...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений в подготовительной группе детского сада

В связи с модернизацией дошкольного образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятел...