Важность слухопротезирования детей с нарушением слуха
опыты и эксперименты на тему

Токарева Наталья Ивановна

В статье представлен материал практического исследования подтверждающего эффективность слухопротезирования детей с нарушением слуха индивиуальными слуховыми аппаратами. Протезирование биноуральное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vazhnost_slukhoprotezirovaniya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВАЖНОСТЬ СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ ПОВСЕДНЕВНОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Токарева Н.И., учитель-дефектолог

ГБУ РС (Я) РРЦ «СУВАГ», г. Нерюнгри.

Реабилитация по верботональному методу (ВТМ)  ставит первостепенную задачу развитие и максимальное использование остаточной слуховой функции, развитие устной речи через развитие слухового  восприятия т.к слушание является основным звеном в коммуникативной цепочке.

Задачи обследования: 1.Сравнить уровни разборчивости, достигаемые при различных условиях предъявления речевого материала , а именно (слухозрительном, слухоречевом, зрительном, т.е чтение с лица;

2.Оценить эффективность  слухопротезирования путём определения

а) прироста разборчивости, обеспечиваемого применением индивидуального слухового аппарата(ИСА);

б) расстояния говорящего от ребёнка, при котором ИСА  перестаёт оказывать вспомогательный эффект (т.е разборчивость, достигаемая как при слухозрительном восприятии, так и при чтении с лица становится одинаковой).

 Использован  речевой материал:слова из таблицы Авакяна, Хорги (одно-, двух- и трёхсложные слова фонетически сбалансированные);тестовые слова предъявляются живым голосом, разговорной громкости

Оценка разборчивости проводилась  в трёх условиях:

- Слухозрительное восприятие с ИСА S = 1 метр;

- Зрительное восприятие без ИСА (чтение с лица);

- Слуховое восприятие с ИСА на S =0,2 м (сзади от головы ребёнка), т.е. без зрительного компонента.

При каждом условии предъявляется по 10 слов. Средние значения разборчивости определяются путём усреднения данных.

До обследования проводились систематические   реабилитационные мероприятия:  аудиологическое обследование, подбор ИСА, занятия по развитию слухового восприятия и речи  фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция  . Специальных занятий по обучению чтения с лица не проводилось, дактильная и жестовая речь не применялись.   К моменту поступления в школу у детей была сформирована способность к речевому общению.

 Обследовано   13 человек в возрасте от 13  до18   лет.

В первую группу по аудиометрическим показателям вошли дети,

имеющие    остатки слуха почти во всём диапазоне речевых частот. Пороги слышимости для частоты 250 Гц составили от45  до80  dB, для 500Гц от 70 до 90 dB, для 1000Гц от 80 до100 dB,  в области 2000- 4000Гц  90 dB и более.

Вторая группа детей характеризуется незначительными остатками слуха в низкочастотной области . Пороги слышимости для 250Гц  от 70  до 85dB, для 500 Гц  от80 до 100 dB. В области более высоких частот пороги слуха превышали 110 dB.таким образом учитывая аудиометрические данные, первую группу представляют дети с сенсоневральной тугоухостью (СНТ) , а вторую глухие.

Дети первой группы при восприятии тестовых слов на слух имеют достаточно высокие показатели разборчивости от64 до 96%(исключение Таня Д). Возможно, низкий показатель разборчивости  у данной ученицы обусловлен поздним началом занятий по  развитию слухового восприятия. При подключении зрительных стимулов процент разборчивости увеличивается.

Во второй группе у трёх детей разборчивость тестовых слов равна 0%, у остальных разброс от 6 до 50%. Это может быть объяснено более поздним началом реабилитации., снижением порога слышимости на 1000Гц, воспитанием ребёнка в семье глухих(Снежана. С). Однако при малом остаточном слухе (Аня.Ч, Александра. Г, Кюнней Р) оказались способными к распознаванию тестовых слов. Этот факт заслуживает внимания при обсуждении потенциальных возможностей слуховой системы тугоухих и глухих детей.

При зрительном восприятии (чтении с лица) разборчивость тестовых слов  примерно одинакова и варьируется от 32 до 80% в первой подгруппе и от 20% до 62% во второй группе. Исследования показали, что наименьшую способность к чтению с лица показали дети с минимальным остаточным слухом, ребёнок, воспитывающийся в глухой среде, ребёнок со сложной структурой дефекта.  С другой стороны , дети со значительным остаточным слухом своевременно прошедшие курс реабилитации по верботональному методу (Лиля, Лиана).

При тестировании слухозрительного восприятия выявлены хорошие показатели разборчивости речи в первой подгруппе от86 до 96%, во второй подгруппе  разборчивость от 61 до 90%. Сопоставляя данные разборчивости . полученные при различных условиях предъявления , мы пытаемся количественно оценить удельный вес  различных каналов восприятия. Для этого приводим результаты сопоставления: слухозрительного и зрительного восприятия, отражающее влияние слухового восприятия; слухозрительного и слухового восприятия, отражающее влияние зрительного контроля на разборчивость тестовых слов.

У детей первой группы с СНТ привело к снижению разборчивости от 26% до 54%( у Лианы 16%), а исключение зрительного восприятия меньше отразилось на разборчивости: снижение составило от 0до22% (Таня 54%).

Во второй группе были обнаружены другие соотношения. Исключение слухового восприятия снизило разборчивость на 14-32%, а зрительного на 32-76%. Полученные  данные свидетельствуют о том, что в процессе слухоречевой тренировки дети с нарушением слуха обучаются использовать как слуховой так и зрительный каналы при этом удельный вес их различен: при значительном остаточном слухе превалирует слуховое восприятие, при минимальном – зрительное восприятие. По нашему мнению, важными являются данные о том, что применение ИСА позволяет  достигнуть разборчивости от70до 96%в первой группе и от 44 до 82% во второй группе.

По данным теории разборчивости речи 50% уровень разборчивости тестовых слов соответствует 70% фразовой разборчивости.

Важное практическое значение имеет  вопрос: на каком расстоянии ИСА перестаёт  оказывать положительный эффект, т.е разборчивость с аппаратом и без него становится одинаковой. Данные исследования показывают, что на расстоянии более 6 метров сохраняется прирост разборчивости при слухозрительном восприятии в сравнении с чтением с лица.

Эти сведения дают реальное представление об условиях речевого общения детей, именно в какой мере использование слухового аппарата облегчает общение с окружающими.

Результаты обследования позволяют сделать вывод: что результатом длительной реабилитации по ВТ методу явилось достижение высокого уровня речевого развития детей с нарушением слуха- способности  к речевому общению с окружающими. Применение слухового аппарата даёт существенный прирост разборчивости тестовых слов как у детей с СНТ (достигает96%), так и у глухих (достигает 82%) это свидетельствует о хорошей разборчивости речи в процессе общения. Использование  слухового аппарата обеспечивает прирост разборчивости по сравнению с чтением с лица , что подтверждает важность  и эффективность слухопротезирования для практики повседневного речевого общения.

Таблица 1Аудиометрические данные и разборчивость тестовых слов при различных условиях предъявления речевого материала

п/п

Дети

Пороги слышимости(dB) чистых тонов (Гц)

Разборчивость (%)

при

250

500

1000

2000

4000

на слуховой
основе

чтение

с лица

слухо

зрительно

восприятие

1 группа

1

Лиля. А

60

85

75

85

85

100

80

95

65

90

86%

56%

92%

2

Юра. Я

45

45

70

75

80

85

70

70

60

65

64%

60%

86%

3

Лиана.Е

80

75

90

80

85

80

80

75

70

70

96%

80%

96%

4

Саша. К

80

70

85

70

100

85

95

75

85

75

72

32%

86%

5

Таня.Д

80

70

80

75

85

80

80

75

75

70

38%

52%

86%

2группа

6

Серёжа. П.

70

80

90

95

105

105

115

110

115

120

50%1

56%

72%

7

Снежана. С

70

70

90

85

95

105

95

110

110

120

6%

20%

44%

8

Алекс-ра Г

70

70

85

85

100

80

105

75

110

70

50%

58%

90%

9

Петя. К

80

85

100

95

110

100

110

115

115

120

0%

62%

76%

1

Дима. Н

80

80

90

100

100

105

110

105

120

-

0%

42%

62%

1

Аня .Ч

75

75

80

95

100

110

115

110

-

28%

56%

82%

1

Надя.С

80

75

100

90

110

100

105

95

-

120

50%

50%

90%

13

Кюнней.Р

70

70

80

80

90

100

80

90

75

80

38%

50%

70%

Влияние слухового и зрительного каналов восприятия на разборчивость тестовых слов.

Условия предъявления тестовых слов

              Снижение разборчивости %

1 подгруппа

1

2

3

4

5

Исключение слухового

восприятия

36

26

16

54

34

Исключение зрительного восприятия

6

22

0

14

48

2подгруппа

6

7

8

9

10

11

12

13

16

24

32

14

20

26

4040

20

22

38

40

76

62

54

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные занятия - важное средство развития слуха и голоса у детей с нарушением слуха

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность.     Коррекция нарушений осущест...

Значение раннего слухопротезирования в обучении детей с нарушением слуха

Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха и для родителей, воспитывающих таких детей...

Дети с нарушением слуха - классификация детей с ОВЗ

Основные особенности психического развития детей с нарушением слуха. Психолого-педагогическая коррекция глухих детей. Особенности адаптации и развития детей с нарушениями слуха, характеристика и класс...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха

Материал предназначен для педагогов, работающих  с детьми с нарушением слуха...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)...