Кохлеарная имплантация: надежда на слух для детей с нарушением слуха
статья по коррекционной педагогике

Столярова Екатерина Александровна

В статье рассматриваются вопросы кохлеарной имплантации (КИ) как эффективного метода реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха. Описаны показания, этапы проведения КИ, роль учителя-логопеда в реабилитации и ожидаемые резултаты.

Данная статья полезна: родителям детей с нарушением слуха, специалистам (логопедам, дефектологам, сурдопедагогам, отоларингологам), студентам медицинских и педагогических вузов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кохлеарная имплантация: надежда на слух для детей с нарушением слуха

    Представьте: маленький Миша родился с глубокой потерей слуха. Долгое время мир для него был миром тишины, где не было места ни маминой колыбельной, ни веселому смеху друзей. Но благодаря кохлеарной имплантации, все изменилось. Теперь Миша учится в обычной школе, играет в футбол и с восторгом рассказывает о своих любимых мультфильмах. Его история – это лишь один из сотен примеров того, как кохлеарная имплантация (КИ) дарит шанс на полноценную жизнь детям с тяжелыми нарушениями слуха. По данным статистики, в России ежегодно рождается более тысячи малышей, которым показана данная операция. Что же такое кохлеарная имплантация и как она возвращает детей в мир звуков?

Что такое кохлеарная имплантация?

Кохлеарная имплантация – это высокотехнологичный метод восстановления слуха у детей с тяжелой и глубокой сенсоневральной тугоухостью, когда использование слуховых аппаратов оказывается неэффективным. В отличие от слухового аппарата, который лишь усиливает звуки, КИ обходит поврежденные участки внутреннего уха и напрямую стимулирует слуховой нерв, позволяя мозгу воспринимать звуковую информацию.

Система кохлеарного импланта состоит из двух частей:

•  Внешняя часть: Включает в себя микрофон (улавливает звуки), речевой процессор (обрабатывает звуки и преобразует их в электрические сигналы) и передатчик (передает сигналы на внутреннюю часть импланта).

•  Внутренняя часть: Включает в себя приемник-стимулятор (принимает сигналы от передатчика и преобразует их в электрические импульсы) и электродную решетку (вводится в улитку и стимулирует слуховой нерв).

    Принцип работы КИ заключается в следующем: звуки, улавливаемые микрофоном, обрабатываются речевым процессором и преобразуются в электрические сигналы. Эти сигналы передаются на внутреннюю часть импланта, которая стимулирует слуховой нерв, минуя поврежденные волосковые клетки улитки. В результате, мозг получает электрические импульсы, которые интерпретируются как звуки.

Кому показана кохлеарная имплантация?

    Решение о проведении КИ принимается коллегиально командой специалистов: сурдологом, отохирургом, логопедом, психологом. Основными показаниями к КИ у детей являются:

•  Двусторонняя тяжелая и глубокая сенсоневральная тугоухость (4 степень).

•  Неэффективность использования правильно подобранных и настроенных слуховых аппаратов в течение 3-6 месяцев.

•  Возраст от 12 месяцев (в некоторых случаях возможно и ранее).

•  Отсутствие медицинских противопоказаний (патологии слухового нерва, тяжелые соматические или психические заболевания).

•  Высокая мотивация родителей и ребенка к длительной реабилитации.

Этапы кохлеарной имплантации:

1. Комплексное обследование: Тщательная диагностика слуха (аудиометрия, тимпанометрия, КСВП, ОАЭ), медицинское обследование (МРТ, КТ), психологическая оценка для определения готовности ребенка и семьи к имплантации и последующей реабилитации.

2. Хирургический этап: Операция по имплантации внутренней части КИ. Это малотравматичная операция, которая проводится под общим наркозом.

3. Реабилитационный этап: Самый длительный и важный этап, включающий:

  •  Первичное подключение речевого процессора через 2-4 недели после операции.

  •  Многократные настройки речевого процессора для оптимизации слухового восприятия.

  •  Систематические занятия по слухоречевой реабилитации с сурдопедагогом и логопедом.

Логопедическая реабилитация – ключ к успеху!

Роль логопеда в реабилитации детей после КИ огромна. Именно логопед помогает ребенку научиться слышать и понимать звуки, формировать и развивать речь, корректировать произношение и овладевать коммуникативными навыками.

Основные направления работы логопеда:

•  Развитие слухового восприятия: От обучения определению наличия звука до различения сложных речевых конструкций.

•  Формирование и развитие речи: Наращивание словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

•  Коррекция произношения: Постановка и автоматизация звуков, улучшение разборчивости речи.

•  Развитие коммуникативных навыков: Обучение общению в различных ситуациях, развитие умения слушать и понимать собеседника.

    Логопедические занятия должны быть индивидуальными, систематическими и интенсивными. Успех реабилитации во многом зависит от активного участия родителей, их вовлеченности в процесс обучения и создания благоприятной речевой среды дома.

Что ждет ребенка после кохлеарной имплантации?

    При условии своевременной имплантации и качественной реабилитации, большинство детей с КИ достигают значительных успехов в развитии слуха и речи. Они начинают слышать окружающие звуки, понимать речь, говорить и общаться со сверстниками. Многие дети с КИ успешно учатся в обычных школах и ведут полноценную жизнь.

    Однако важно понимать, что КИ – это не волшебная палочка. Это сложный и длительный процесс, требующий усилий со стороны ребенка, родителей и специалистов. Результаты КИ зависят от многих факторов: возраста имплантации, состояния слухового нерва, мотивации к обучению, качества реабилитации.

Заключение:

Кохлеарная имплантация – это современный и эффективный метод реабилитации детей с тяжелой и глубокой потерей слуха, открывающий перед ними двери в мир звуков и возможностей. Своевременная диагностика, правильно проведенная операция и грамотно организованная реабилитация позволяют детям с КИ достичь значительных успехов в развитии и интеграции в общество слышащих людей. Не откладывайте визит к специалисту, если у вас есть подозрения на нарушение слуха у вашего ребенка! Помните, чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов на полноценную жизнь.

Автор: Столярова Екатерина Александровна, учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с нарушением слуха - классификация детей с ОВЗ

Основные особенности психического развития детей с нарушением слуха. Психолого-педагогическая коррекция глухих детей. Особенности адаптации и развития детей с нарушениями слуха, характеристика и класс...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ)

Кохлеарная имплантация - это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха. КИ не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

«Особенности формирования предречевых средств коммуникации у детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальными расстройствами».

Особенности формирования предречевых средств коммуникации у детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальными расстройствами...

Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте для детей с нарушением слуха, имплантированных кохлеарным имплантом «Грамотейка»

Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте направлена на решение речевых задач детей с нарушением слуха, имплантированных кохлеарным имплантом, на формирование аналитико-синтетическо...