Знакомство с русской народной сказкой "Лиса и Журавль".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Дымшакова Наталья Алексеевна

Открытое занятие в подготовительной группе по чтению художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam.docx24.67 КБ
Файл puteshestvie_po_skazkam.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ход   занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель:    Все мы за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

  1. Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда узнаете разгадав загадку:

Много жанров есть на свете:

басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети

волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски

А зовётся чудо - .... сказки!

Воспитатель: Ребята,  догадались куда мы с вами отправимся?

( В сказку)

СЛАЙД 1

Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки? ( Дети отвечают)

СЛАЙД 2

Сказки пришли  к нам из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали

друг другу, т.е.  передавали("Из  уст в уста"),поэтому сказки относятся  к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да.) Сейчас я проверю ,хорошо ли вы знаете сказки?

Игра "Угадай сказку"

Воспитатель:

В путешествие пойдём

В страну сказок попадём

Слушай, думай, наблюдай,

Сказки эти отгадай.

1.         Он от дедушки ушёл   СЛАЙД 3

Он от бабушки ушёл

            Круглый сам, румяный бок,

А зовётся ....("Колобок") СЛАЙД 4

2.    Только за козой закрылась дверь,

Тут как тут голодный зверь...

     Знает сказку каждый  из ребят:

Это...(Семеро козлят)СЛАЙД 5

3.   На печи лежал Емеля

Долго  мучился  бездельем.

А  потом  пошло  везенье,

Всё .... ("По щучьему велению")  СЛАЙД 6

4.Тянут дедка, бабка, внучка,

Тянет маленькая Жучка,

Кошка с мышкой тянут крепко....

Догадались? Это...("Репка") СЛАЙД7

5.В поле домишко. Нашли в нём приют-

жители леса, и дружно живут:

Заяц, норушка, лисица и волк.

Только медведь развалил...("Теремок") СЛАЙД 8

Воспитатель: Молодцы! Все названия сказок отгадали.

Сюрпризный момент.

Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана лиса .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то забыл волшебный мешочек ,а внутри что-то есть.  Давайте попробуем отгадать что там.

Игра "Собери словечко"

Детям раздаются карточки со слогами, они должны сложить слово - лиса.

Воспитатель: Ребята, вы должны  из карточек сложить слово.

Воспитатель:

 - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказки.

- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках?(хитрая, обманщица)

-Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, кума, рыжая плутовка)

- А ещё в сказках лису называют Патрикеевной. А знаете почему ? СЛАЙД 9    Давным-давно 700 лет назад жил князь Патрикей. Был он  хитрым, коварным человеком. И в честь князя лиса получила второе имя Патрикеевна.

Воспитатель: Ой, ребята что-то лисичка загрустила. Давайте похвалим лисичку. СЛАЙД 10

Физминутка

У лисицы острый нос.

У неё пушистый хвост.

Шуба  рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает.

Лиса павою похаживает

Шубу пышную поглаживает

Я - охотница до птицы

Кур ловить я мастерица

Как увижу- подкрадусь

И тихонько затаюсь

Воспитатель: Посмотрите, как рада лиса, что мы её похвалили.

Воспитатель: -Ребята, лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой сказки ?

В каких сказках мы с вами  встречали лису?  Давайте вместе вспомним эти

сказки:

("Петушок - золотой гребешок","Заюшкина избушка", " Лисичка - сестричка и серый волк", " Лиса и кот" СЛАЙД 11

Воспитатель: Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки - " Лиса и Журавль" . Давайте её послушаем.

Чтение сказки. СЛАЙД12

"Лиса и Журавль"

Подружились лиса с журавлём. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, журавль! Приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Идет журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала её по тарелке.

Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик, сама стряпала!

Журавль тук-тук носом по тарелке. Стучал, стучал, ничего не попадает. А лиса лижет да лижет кашу. Так всю кашу сама и скушала.

А как съела лиса кашу, и говорит:

- Не обессудь, гость дорогой. Больше потчевать нечем.

- Спасибо, лисонька, и на этом. Приходи же теперь ты ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю. А журавль наготовил окрошки, положил её в высокий кувшин с узким горлышком.

Поставил кувшин на стол и говорит:

- Кушай, лисонька! Право больше потчевать нечем.

Лиса вертится около кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт-то его, и понюхает, все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А журавль стоит на высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает. Клевал да клевал, пока все не поел.

- Ну, не обессудь, лисонька, больше угощать нечем, - говорит.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА .

Беседа и обсуждение непонятных для детей слов.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята ,как вы думаете, что значат слова:

пир - угощение с приглашением многих гостей

кума, куманёк - родные люди, родственники

Воспитатель : - Как вы понимаете выражения: 

"нечем потчевать" - нечем угощать

" не обессудь" - не вини, не обсуждай

"Несолоно хлебала" -  ни с чем

Объясните смысл пословицы:

"Как аукнется ,так и откликнется" - как поступишь ты ,так и поступят с тобой.

Работа над сказкой.

Воспитатель:

- Понравилась вам сказка? Чем особенно?

- Какая это сказка?

- Кто главные герои сказки?

- Кто первым решил устроить званый пир?

 -Что же сделала лиса? Как угощала  лиса  журавля?

- Что же  задумал  журавль? Как он угостил лису?

- Как вы думаете ,хорошо поступила лиса?

- Кто в этой сказке вам понравился?

Воспитатель: - Подходят ли к этой сказке такие пословицы:

" Что посеешь ,то и пожнёшь"

" Злом отвечать на зло плохо"

"Как аукнется, так и откликнется"

Воспитатель: Ребята , вам жалко , что лиса и журавль поссорились?

Давайте их помирим. Я предлагаю вам сейчас взять пазлы , которые лежат у вас на   столах и собрать сказку- Лиса  и Журавль помирятся, если вы соберёте всё правильно.( Оценивание работы детей.)

Итог:

Воспитатель: Ребята ,а чему учит нас эта сказка? (ответы детей: Эта сказка учит нас гостеприимству ,вежливости.)

-Ну а нам пора прощаться ,и со сказкой расставаться .СЛАЙД



Предварительный просмотр:

Ход   занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель:    Все мы за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

  1. Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда узнаете разгадав загадку:

Много жанров есть на свете:

басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети

волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски

А зовётся чудо - .... сказки!

Воспитатель: Ребята,  догадались куда мы с вами отправимся?

( В сказку)

СЛАЙД 1

Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки? ( Дети отвечают)

СЛАЙД 2

Сказки пришли  к нам из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали

друг другу, т.е.  передавали("Из  уст в уста"),поэтому сказки относятся  к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да.) Сейчас я проверю ,хорошо ли вы знаете сказки?

Игра "Угадай сказку"

Воспитатель:

В путешествие пойдём

В страну сказок попадём

Слушай, думай, наблюдай,

Сказки эти отгадай.

1.         Он от дедушки ушёл   СЛАЙД 3

Он от бабушки ушёл

            Круглый сам, румяный бок,

А зовётся ....("Колобок") СЛАЙД 4

2.    Только за козой закрылась дверь,

Тут как тут голодный зверь...

     Знает сказку каждый  из ребят:

Это...(Семеро козлят)СЛАЙД 5

3.   На печи лежал Емеля

Долго  мучился  бездельем.

А  потом  пошло  везенье,

Всё .... ("По щучьему велению")  СЛАЙД 6

4.Тянут дедка, бабка, внучка,

Тянет маленькая Жучка,

Кошка с мышкой тянут крепко....

Догадались? Это...("Репка") СЛАЙД7

5.В поле домишко. Нашли в нём приют-

жители леса, и дружно живут:

Заяц, норушка, лисица и волк.

Только медведь развалил...("Теремок") СЛАЙД 8

Воспитатель: Молодцы! Все названия сказок отгадали.

Сюрпризный момент.

Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана лиса .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то забыл волшебный мешочек ,а внутри что-то есть.  Давайте попробуем отгадать что там.

Игра "Собери словечко"

Детям раздаются карточки со слогами, они должны сложить слово - лиса.

Воспитатель: Ребята, вы должны  из карточек сложить слово.

Воспитатель:

 - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказки.

- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках?(хитрая, обманщица)

-Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, кума, рыжая плутовка)

- А ещё в сказках лису называют Патрикеевной. А знаете почему ? СЛАЙД 9    Давным-давно 700 лет назад жил князь Патрикей. Был он  хитрым, коварным человеком. И в честь князя лиса получила второе имя Патрикеевна.

Воспитатель: Ой, ребята что-то лисичка загрустила. Давайте похвалим лисичку. СЛАЙД 10

Физминутка

У лисицы острый нос.

У неё пушистый хвост.

Шуба  рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает.

Лиса павою похаживает

Шубу пышную поглаживает

Я - охотница до птицы

Кур ловить я мастерица

Как увижу- подкрадусь

И тихонько затаюсь

Воспитатель: Посмотрите, как рада лиса, что мы её похвалили.

Воспитатель: -Ребята, лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой сказки ?

В каких сказках мы с вами  встречали лису?  Давайте вместе вспомним эти

сказки:

("Петушок - золотой гребешок","Заюшкина избушка", " Лисичка - сестричка и серый волк", " Лиса и кот" СЛАЙД 11

Воспитатель: Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки - " Лиса и Журавль" . Давайте её послушаем.

Чтение сказки. СЛАЙД12

"Лиса и Журавль"

Подружились лиса с журавлём. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, журавль! Приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Идет журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала её по тарелке.

Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик, сама стряпала!

Журавль тук-тук носом по тарелке. Стучал, стучал, ничего не попадает. А лиса лижет да лижет кашу. Так всю кашу сама и скушала.

А как съела лиса кашу, и говорит:

- Не обессудь, гость дорогой. Больше потчевать нечем.

- Спасибо, лисонька, и на этом. Приходи же теперь ты ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю. А журавль наготовил окрошки, положил её в высокий кувшин с узким горлышком.

Поставил кувшин на стол и говорит:

- Кушай, лисонька! Право больше потчевать нечем.

Лиса вертится около кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт-то его, и понюхает, все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А журавль стоит на высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает. Клевал да клевал, пока все не поел.

- Ну, не обессудь, лисонька, больше угощать нечем, - говорит.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА .

Беседа и обсуждение непонятных для детей слов.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята ,как вы думаете, что значат слова:

пир - угощение с приглашением многих гостей

кума, куманёк - родные люди, родственники

Воспитатель : - Как вы понимаете выражения: 

"нечем потчевать" - нечем угощать

" не обессудь" - не вини, не обсуждай

"Несолоно хлебала" -  ни с чем

Объясните смысл пословицы:

"Как аукнется ,так и откликнется" - как поступишь ты ,так и поступят с тобой.

Работа над сказкой.

Воспитатель:

- Понравилась вам сказка? Чем особенно?

- Какая это сказка?

- Кто главные герои сказки?

- Кто первым решил устроить званый пир?

 -Что же сделала лиса? Как угощала  лиса  журавля?

- Что же  задумал  журавль? Как он угостил лису?

- Как вы думаете ,хорошо поступила лиса?

- Кто в этой сказке вам понравился?

Воспитатель: - Подходят ли к этой сказке такие пословицы:

" Что посеешь ,то и пожнёшь"

" Злом отвечать на зло плохо"

"Как аукнется, так и откликнется"

Воспитатель: Ребята , вам жалко , что лиса и журавль поссорились?

Давайте их помирим. Я предлагаю вам сейчас взять пазлы , которые лежат у вас на   столах и собрать сказку- Лиса  и Журавль помирятся, если вы соберёте всё правильно.( Оценивание работы детей.)

Итог:

Воспитатель: Ребята ,а чему учит нас эта сказка? (ответы детей: Эта сказка учит нас гостеприимству ,вежливости.)

-Ну а нам пора прощаться ,и со сказкой расставаться .СЛАЙД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...

Знакомство с русской народной сказкой "Лиса и Журавль".

Открытое занятие по художественной литературе в подготовительной группе...

Знакомство с русской народной сказкой "Лиса и Журавль".

Открытое занятие по художественной литературе в подготовительной группе...