Опыт работы по работе с русскими народными сказками в ДОУ.
консультация (старшая группа) на тему

Орлова Галина Александровна

Для воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_skazki_kak_sredstvo_vospitaniya.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад г. Нововоронеж

Опыт работы по работе с русскими народными сказками в ДОУ.

Подготовила воспитатель IКК Орлова Г. А.

[Введите имя автора]

2015г.


Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему, с введением ФГОС, сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально - личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром -становится особо актуальной на данном современном этапе.

Социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования.

Поэтому педагоги нашего детского сада решили определить приоритетным направлением социально - личностное развитие ребенка.

Одной из форм работы по социально - личностному развитию ребенка является приобщение к русской культуре.

В настоящее время среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

Необходимо  донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к  истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русский танец, русская песня, русская музыка, русская сказка должны стать частичкой жизни ребёнка.

Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родине мы решили через сказку - самое доступное и любимое детьми.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. В книжном уголке в нашей группе собрана уникальная коллекция русских народных и авторских сказок.

Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И детям обязательно захочется «поиграть в сказку». Поэтому мы часто устраиваем вечера сказки с переодеванием и перевоплощением в любимых героев или      кукольный спектакль для младших друзей

Сказка не дает прямых наставлений детям. («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: 

  • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо («Заюшкина избушка»);
  • слушайся взрослых, не уходи («Колобок»);
  • не открывай незнакомым дверь («Кот, Петух  и Лиса»)э

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Со временем идет  постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты с героическими поступками.

Некоторые сказки были представлены в виде спектаклей для родителей и детей младших групп. Исполняя роли, дети передавали настроение героев, отражали их поступки.

Детям была предложена и такая форма работы как посещение музея.

В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов. Была предложена вниманию родителей серия консультаций подготовленных воспитателем по работе со сказкой и как с помощью русских народных сказок, прививать любовь к Родине.

Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что социально-личностное  развитие по-прежнему не утратило своей актуальности.

Все вышеизложенное можно и нужно  решать через возвращение к истокам нашей культуры.


Используемая литература:

  1. « От рождения до школы»  Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

  1. «Народная культура и традиции» Косарева В.Н.  – издательство «Учитель» 2014 г.
  2. «Ты детям сказку расскажи…» - М: Линка - Пресс  2003 год.
  3. «Познавательные сказки  для детей 7» - М: Балланс. Изд. Дом РАО, 2004 год.
  4. «Дорогами сказки; для работы со старшими дошкольниками» Мацкевич М. – Дошкольное воспитание-2007 год - №3- стр. 40.
  5. «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешина – М: ЦГЛ, 2005 год.
  6. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., Маханева М.Д. – Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997 год.
  7.  «С чего начинается Родина»: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А Кандрыкинская – М: Сфера, 2003 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с русской народной сказкой в старшей группе

Данный перспективный план позволит воспитателям систематизировать работу по ознакомлению с русской народной сказкой в различных видах деятельности...

Перспективный план работы по ознакомлению с русской народной сказкой в средней группе

Данный перспективный план поможет воспитателям систематизировать работу по ознакомлению с русской народной сказкой в средней группе...

Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство с русской народной сказкой"

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представ...

Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

План работы по теме самообразования: «Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 22 «Город  детства»   План работы по теме самообразования:   «Русские н...