«Как играть с детьми старшего дошкольного возраста».
материал на тему

Тюрина Наталья Евлампиевна

Своевременная и правильная организация взрослым игры ребёнка важна не только для его развития, его будующей жизни, но и для его сегодняшнего эмоционального благополучия, которое для старшего дошкольника во многом определяется возможностями его включения в гуппу сверстников, успешностью взаимодействия с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_natashi_tyurinoy.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как играть с детьми старшего дошкольного возраста».

        Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой.

Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира и построить свой собственный мир.

Что же привлекает ребенка в игре? Сам процесс действования. Но действие в игре — особое, ненастоящее.

Эти «понарошку», «как будто», то есть действие в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации для ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается».

Игра позволяет ребенку остановить мгновение, повторить и прожить его еще много раз. Например, он ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре. Игра помогает ребенку не только получить удовольствие от «повторения» приятных событий, но и избавиться от неприятных переживаний, чувства неудовлетворенности, если что-то ему не удалось в действительности. К примеру, девочке очень хотелось быть Снегурочкой на детском празднике, но ей досталась всего лишь роль Снежинки. И вот она привлекает бабушку в качестве зрителя, а сама несколько раз разыгрывает сценарий уже прошедшего в детском саду праздника, выполняя роль Снегурочки.

Ребёнку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и, прежде всего, желание действовать как взрослый, желание управлять вещами (которые на самом-то деле пока еще не очень подчиняются ему).

Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не

 доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.

Из всего сказанного ясно, что игра имеет огромное значение для общего

 развития и воспитания ребенка.

Как же играют дети пяти-семи лет? Сюжетная игра ребенка становится очень разнообразной по своим формам.

В жизни старшего дошкольника все большее место начинает занимать режиссерская игра, появляется игра-фантазирование.

Собственно ролевая игра развивается в сторону конкретизации образа персонажа, роль которого берет на себя ребенок. Не просто назвать себя, условно обозначить свою роль, а уподобиться образу, максимально приблизиться к нему хотя бы внешне — вот что становится очень важным.

Часто возникает особая игра — ряженье, где дело до развернутых ролевых действий даже не доходит. Девочки, решившие играть в принцесс, могут долго прилаживать себе шлейф из покрывала, примерять мамины бусы и т.п. Не чужды такой игры и мальчики, для которых могут стать притягательными предметами папина шляпа, офицерская фуражка или ремень, старые погоны и т. п., надев которые можно вообразить себя кем-то иным. Важно только, чтобы эти вещи были настоящими (а не игрушечными ролевыми атрибутами). Желательно иметь в группе уголок ряжения.

Несмотря на то, что ссюжетная игра детей пяти-семи лет имеет чрезвычайно разнообразные формы, встает вопрос: а зачем же взрослому подключаться к игре ребенка, если он уже умеет играть?

Делать это нужно, как и на предыдущих этапах, играя вместе с ребенком (но уже иначе, чем раньше). Взрослый и для старшего дошкольника (и даже для младшего школьника) остается еще очень притягательной фигурой.

Надо заметить, что поиск и развертывание сюжетной темы необходимы не только для игры, но и для любой другой творческой деятельности ребенка - рисования, лепки, свободного конструирования. И часто случается, что ребенок говорит: «Я не знаю, что мне рисовать (лепить, строить)».

Здесь и необходима помощь взрослого.

Можно, конечно, помочь ребенку каждый раз разнообразить привычные, наигранные сюжеты, играя вместе с ним. При этом взрослый просто подключается к уже возникшей игре ребенка и вводит в нее новые сюжетные события, наталкивает на них ребенка.

Но поскольку при таком «подключении» взрослый является все же инициатором введения в сюжет новых событий, привлекательной для ребенка становится именно игра со взрослым, который все время что-то придумывает, обновляет игру, придает ей интерес. Так, шестилетний Рома, после того как я внесла некоторое разнообразие в его игру (он все время играл в летчика, а в совместной игре мы перешли от летчика к космонавтам, путешествию на Луну и встрече с пришельцами с другой планеты).

Взрослый становится как бы поставщиком интересных сюжетов, а ребенок скорее потребителем их, нежели создателем.

Бесспорно, такое упражнение в совместной игре со взрослым полезнее, нежели однообразная игра самого ребенка, но все же лучше, если ребенок научится сам строить интересные и разнообразные сюжеты игры.

Для этого надо выделить для ребенка сам сюжет как последовательность событий, попробовать поставить его в такие ситуации, где он сознательно оперировал бы событиями и их последовательностями как самостоятельным материалом.

Здесь нам поможет особого рода игра, которую взрослый может предложить ребенку, — игра в «придумку».

Как мы уже выяснили, одна из форм сюжетной игры, которая появляется к концу дошкольного детства, — игра-фантазирование.

Дело в том, детская фантазия нуждается, с одной стороны, в активизации, а с другой — в некоторых опорах, структурирующих и направляющих ее. Поскольку мы собираемся развертывать игру в речевом плане (то есть уводим ребенка от внешних предметных опор), нам нужны смысловые опоры, которые направляли бы развертывание сюжета в определенное русло, но в то же время обеспечивали достаточную свободу воображения, активизировали его.

Пожалуй, в поисках смысловых опор для придумывания нам придется снова обратиться к сказке.

Любая волшебная сказка предстанет перед нами как последовательность следующих основных событий или смысловых блоков:

  1. Фиксация первоначальной недостачи, неосуществленного желания (нехватка какого-то предмета; нарушение запрета, в результате чего какой-то персонаж пропал, похищен); отсылка (или самостоятельный уход) героя за недостающим объектом.
  2. Встреча героя с дарителем волшебного средства; предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т. п.).
  3. Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с его помощью препятствий на пути к недостающему объекту.
  4. Встреча героя с противником-антагонистом (обладателем недостающего объекта); основное испытание героя (борьба с антагонистом).
  5. Победа героя и получение им искомого объекта.
  6. Возвращение героя и получение им награды.

Итак, основная схема сказки задает последовательность примерно из шести сюжетных событий. Больше для ребенка пока и не нужно.

Взрослый, играя с ребенком в «придумку», может иметь в виду эту схему и руководствоваться ею, предлагая ребенку образцы трансформации, изменения (поначалу — незначительного) каждого смыслового кусочка известной сказки. Знание схемы сказки облегчает участь взрослого в такой игре. Ведь не каждый взрослый может легко импровизировать, придумывать интересную историю, увлекая за собой и ребенка.

Изменения, вносимые взрослым в известную сказку, являются образцом для ребенка, активизируют его воображение, а сама сюжетная схема позволяет направить его в более строгое русло, задает смысловые опоры, придает фантазии ребенка большую логичность, связность.

Во-первых, ни в коем случае нельзя заранее объяснять эту схему ребенку и требовать от него придумывания по схеме. В таком случае игра превратится в учебную задачу, потеряет характер свободной и необязательной деятельности. Механическая работа по наполнению схемы — это уже не игра. Кроме того, снимается момент ожидания неизвестного (что будет дальше), который составляет одну из самых привлекательных сторон совместной игры в «придумку».

Во-вторых, надо иметь в виду, что, поскольку речь идет о совместном придумывании, взрослый должен руководствоваться именно сюжетной схемой. Даже если взрослый заготовит заранее конкретный вариант трансформации какой-либо сказки, он не может и не должен быть реализован в совместной деятельности, так как в ходе придумывания ребенок будет вносить свои предложения, развертывать сюжет по-своему. Придуманная вдвоем сказка всегда отличается от замысла каждого из партнеров.

Старший дошкольник уже легко принимает переиначивание знакомой сказки. Но надо сказать, что, изменяя конкретных персонажей, способы их действий, он стремится сохранить духовный смысл сказки.

В сказке добрые всегда побеждают злых.

Игровой материал для старшего дошкольника не слишком отличается от имевшегося у него раньше.

Для совместной игры детей игрушка уже не так важна, они легко обходятся самым минимумом сюжетных игрушек, разнообразными предметами-заместителями.

Также необходимы строительные наборы разного размера; они обеспечивают занятия свободным конструированием и могут быть использованы в сюжетной игре (для обозначения игрового пространства, в качестве предметов-заместителей).

Ребёнок должен иметь возможность свободно использовать для игры детский: стол и стулья в своей комнате, диванные подушки и т. п. «Пещера» под столом, накрытым скатертью, «ракета» из перевернутых стульев, взятая из коридора стремянка — «капитанский мостик» — все это придает игре привлекательность.

Вообще все материалы для игры и самостоятельных занятий ребенка должны располагаться так, чтобы он имел возможность организовать самостоятельную деятельность (и сменить один ее вид на другой) без лишних обращений к взрослому.

Своевременная и правильная организация взрослым игры ребенка важна не

 только для его развития, его будущей жизни, но и для его сегодняшнего

 эмоционального благополучия, которое для старшего дошкольника во многом

 определяется возможностями его включения в группу сверстников,

 успешностью взаимодействия с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра с детьми старшего дошкольного возраста

Игра “Внимание, Светофор” развивает самостоятельность, и ответственность при соблюдении правил поведения на дороге. Эта игра закрепляет и систематизирует знания по теме “Безопасность”, развивает ...

Конкурс "Речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста"

Подведение итогов  в рамках Педагогического марафона"Реализация задач ОО "Коммуникация" в разделе «Словарная работа»"Методы и приёмы формирования навыков диалогической речи у дошкольников"...

Использование грамматических средств языка в индивидуальных занятиях и играх с детьми старшего дошкольного возраста.

Старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо обучать  таким способам речевой деятельности, усвоение которых в условиях повседневного общения вызывает определенные трудности. Р...

Словесные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Начало систематического обучения детей в школе – дело всегда сложное и нелегкое. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, пребывание в большом школьном коллективе – это н...

Проект реализации образовательной области физическая культура на тему: Зимние "Малые Олимпийские игры" с детьми старшего дошкольного возраста.

Олимпийские игры - крупнейшие спортивные соревнования нашего времени. Они объединяют спортсменов- олимпийцев всех стран в честных и равноправных соревнованиях. Данный проект позволяет выявить способно...

Интерактивная игра с детьми старшего дошкольного возраста

КонспектИнтегрированная игра  с детьми старшего дошкольного возрастаПрограммное содержание:Уточнить с детьми понятие «транспорт»Учить группировать транспорт по назначению на пассажирский и ...


 

Комментарии

Пятницкая Наталья Фёдоровна

Полностью с Вами согласна Наталья Евлампиевна, что своевременная и правильная организация взрослым игры ребенка важна для его эмоционального благополучия.

Тюрина Наталья Евлампиевна

Наталья Фёдоровна, большое спасибо за комментарий. Очень приятно, что вы ознакомились с моим докладом.