диагностический комплекс исследования готовности к обучению в школе
материал на тему

Лабзина Светлана Владимировна

диагностика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический комплекс исследований готовности к обучению в школе детей 6–7 лет

Компоненты готовности к учебной деятельности

Критерии готовности к учебной деятельности

Методы исследования (по выбору педагога-психолога)

1. Личностно-мотивационная готовность

1. Знания о школе.

Представление о школе, обучении: полнота и точность знаний, знание существенных сторон, осознанность

• Индивидуальные беседы с детьми.

• Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (М.Р. Гинзбург)

2. Отношение к школе, учению.

Желание стать учеником, обучаться, стремление занять позицию школьника; осознание обучения в школе, как способа достижения взрослости

• Беседа об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова).

• Тест "Мотивационная готовность" (А.Л. Венгер).

• Методика "Рисунок школы" (А.И. Баркан)

3. Наличие познавательных мотивов, интереса к окружающему, активности:

• устойчивый интерес к умственной задаче и ее решению;

• умение самостоятельно их решать, производить умственные операции;

• умение мотивировать свои знания и рационально использовать их при решении задачи

Поисковые задачи, задачи-коллизии

4. Умение строить свои отношения со взрослыми и сверстниками

Характер отношений ребенка со взрослыми:

• устойчиво-положительный тип отношений;

• неустойчивый тип отношений;

• открытый отрицательный тип отношений

• Наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

• Беседы с воспитателями и детьми.

• Методика изучения типа общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина, Х. Шерьязданова)

Характер отношений со сверстниками:

• активно-положительный тип взаимодействия;

• безразличное, незаинтересованное взаимодействие;

• активно-отрицательный тип взаимодействия

Методика изучения коммуникативных умений у детей 6–7 лет (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

5. Уровень самоприятия и самооценки ребенка

Методика для изучения самооценки "Лесенка" (В.Г. Щур)

6. Статус ребенка в коллективе

Социометрические методики "Секрет" (М.И. Лисина), "Два дома"

7. Социальная приспособленность, особенности сферы межличностных отношений

Методика исследования межличностных отношений Рене Жиля

2. Интеллектуальная готовность

Качества мышления:

а) умение анализировать, выделять существенные признаки предметов и явлений;

Группировка предметов по заданному признаку, "Четвертый лишний", "Свободная классификация", "Чем похожи"

б) умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия, классифицировать, обобщать, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

"Сравни предметы", "Нахождение недостающих деталей", "Простые аналогии", "Парные аналогии", "Разрезные картинки"

в) развитие схематического и наглядно-образного мышления; умение пользоваться схемами и условными изображениями;

Методика "Лабиринт" (А.Л. Венгер, Е.А. Бугрименко)

г) основы словесно-логического мышления (способность к отвлеченным рассуждениям).

Методика экспресс-диагностики уровня развития словесно-логического мышления старших дошкольников (Э.Ф. Замбацявичене)

Особенности памяти:

объем, прочность, точность.

• Методика "Заучивание 10 слов" (А.Р. Лурия).

• "Запомни картинки" (О.Н. Земцова).

• "Запомни фигуры и нарисуй".

• Тест "Пиктограмма" (А.Р. Лурия)

Особенности внимания:

устойчивость, объем, распределение, переключение, произвольность

• Тест "Кодирование" (методика Д. Векслера в модификации А.Л. Венгера)

• Методики: "Треугольники", "Корректурные пробы", "Точки", "Домик" (Н.И. Гуткина)

Особенности воображения

Методики "Дорисуй", "На что это похоже?"

Развитие речи:

• владение простыми формами монологической речи: употребление простых и сложных предложений; использование прямой и косвенной речи;

• словарный запас, имеющий в составе существительные, прилагательные, глаголы, наречия;

• Анализ рассказов из личного опыта детей.

• Методика Бине-Симона "Последовательные картинки".

• Пробы на изменение существительных по числу

• понимание грамматической конструкции;

Повторение и понимание фраз в различных грамматических конструкциях

• развитие произвольности речевого общения.

Методика "да" и "нет" не говорите" (Л. Красильникова)

Предпосылки учебной деятельности:

• умение понимать, запоминать поставленную педагогом задачу (что нужно сделать);

• умение анализировать, вычленять способ действия, применять его для решения поставленной задачи (как сделать);

• умение контролировать свои действия, работоспособность, невротичность

Методика "Исследование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников" (У.К. Ульенкова)

3. Эмоционально-волевой уровень

Волевая готовность

1. Произвольность действий и поведения:

• умение сознательно подчинять свои действия правилу;

• ориентироваться на заданную систему требований;

• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

• умение самостоятельно выполнять задание по зрительному образцу.

Наблюдения в разных видах деятельности дошкольников

2. Формирование основных элементов волевого действия:

• постановка цели;

• принятие решения;

• построение плана, его выполнение;

• преодоление усилий в случае препятствий;

• оценка результатов.

3. Уровень развития дисциплинированности организованности, самоконтроля.

Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина

Эмоционально-чувственная сфера

1. Эмоциональный настрой.

Наблюдения в течение дня и индивидуальные беседы с детьми

2. Характер эмоциональности:

• сдержанность;

• осознанность в проявлении эмоций;

• устойчивость эмоциональных состояний;

• умение управлять своим настроением;

• развитие эмпатии (сопереживание, сочувствие, участие).

• Наблюдения за детьми в различных видах детской деятельности.

• Методика "Нарисуй себя" (А.М. Прихожан, З. Василяускайте)

3. Уровень развития социальных эмоций и ценностных ориентаций.

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики" (О.А. Орехова)

4. Наличие проблем эмоционального развития.

Проективные рисуночные тесты:

• "Рисунок семьи";

• "Несуществующее животное";

• "Дом, дерево, человек".

4. Психомоторное (функциональное) развитие

• Развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации: точность движений, подготовка руки к письму, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

• Умение подражать образцу и сосредоточенно работать над заданием

• Методика "Дорожки" А.Л. Венгера.

• Пространственно-арифметический диктант.

• Диагностика готовности к школе (М. Семаго, Н. Семаго)

Общий уровень психического развития

Определение общего уровня психического развития

Ориентационный тест школьной зрелости А. Керна – Я. Йирасека

Шкала оценки уровня психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе (по результатам диагностики)

Ф.И. ребенка ___________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________

ДОУ № _________________________________________________________

Группа _________________________________________________________

Период (дата) обследования ______________________________________

Диагност _______________________________________________________

Компоненты готовности

Уровень готовности

Высокий

Средний

Низкий

готов к школе

условно готов к школе

не готов к школе

1

2

3

Личностно-мотивационная готовность

Интеллектуальная готовность

Волевая готовность

Эмоциональная готовность

Психомоторная (функциональная) готовность

Общее развитие

Педагог-психолог ДОУ __________________________________

Воспитатели __________________________________________

Примечание: Шкала оценки выводится по выставленным точкам в соответствии с уровнем сформированности определенного компонента готовности. Полученный профиль является качественным показателем уровня готовности к обучению как в целом, так и по отдельным его компонентам. Каждый компонент может быть разбит на критерии и точно также оценен.

При необходимости, полученные результаты могут использоваться для организации коррекционной и развивающей работы с ребенком по подготовке его к обучению в школе.

Оценка результатов

Для определения уровня готовности ребенка к школе, по данным компонентам шкалы вычерчивается профиль развития ребенка (в соответствии с оценкой результатов диагностики определенного компонента развития). Полученный профиль является качественным показателем когнитивного, личностного и эмоционального развития ребенка как в целом, так и по отдельным показателям готовности к школьному обучению.

Оценка компонентов может проводиться на основании наблюдений педагога-психолога в сочетании с использованием результатов диагностических методик и тестов.

Для определения динамических изменений, рекомендуется проводить диагностику не менее 2 раз за период обучения (на начало и конец учебного года).

Полученные результаты могут использоваться для организации развивающей работы с ребенком по формированию или коррекции определенных компонентов развития и подготовки к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2013-2014 учебного года.

Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2013-2014 учебного года....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2014-2015 учебного года.

Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2014-2015 учебного года....

«Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2015-2016 учебного года»

«Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2015-2016 учебного года»...

Комплексы развивающих занятий по кружковой деятельности с детьми 5-6 лет по готовности к обучению в школе

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкую ст...

Диагностические методики для определения готовности к обучению в школе

В помощь воспитателям и педагогам-психологам диагностические материалы для проведения обследовавния ребенка на готовность к обучению в школе....

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...