Диагностические методики для определения готовности к обучению в школе
учебно-методический материал на тему

Рожкова Лариса Алексеевна

В помощь воспитателям и педагогам-психологам диагностические материалы для проведения обследовавния ребенка на готовность к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_diagnostika.docx697.59 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические   методики,   определяющие готовность детей  к школьному обучению.

(из методического письма. Авт. Л.Е. Жукова)

1 этап — фронтальное обследование

Задание 1.

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или  подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет :удить о твёрдости руки ребёнка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.

Материал для выполнения задания: лист, на котором нарисована фигура.

Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете  выполнять задание. Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру».

Оценка выполнения задания:

3 балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

2 балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, при этом не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

1 балл — существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

0 баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвёрдой рукой, ставится значок «-» в дополнение к баллу.

Задание 2.  

Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.

Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине листа одна клетка закрашена чёрным цветом.

Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих                листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет.

1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3) Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от неё, закрасьте зелёным  карандашом.

4) Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом.        

Оценка выполнения задания:

При оценивании данного задания за каждые 2 неверных шага снимается один балл из расчёта общих 3 баллов. К неверным шагам относятся ошибки в направлении, счёте, начале отсчёта. В случае если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится «-».

Задание 3.    

Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги

Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания № 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание».

1.«На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке». (Текст задачи можно повторить).

2.«В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить).

Оценка выполнения задания:

3 балла — выполнены верно обе задачи.

2 балла — одна задача выполнена верно (нарисовано или 5 кругов, или 4 квадрата), есть попытка решить вторую задачу, но несколько кружков, или квадратов неверное.

1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4.    

Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, например, «Отметьте точку внутри квадрата».

Материал для выполнения задания: Лист бумаги, на нём фигуры.

Текст задания: «Посмотрите на доску» (Учитель чертит на доске треугольник).  «Я начертила треугольник».  (Отмечает точку внутри треугольника). «Я отметила точку внутри треугольника». (Отмечает точку вне треугольника) «Я отметила точку вне треугольника». «Теперь посмотрите на этот рисунок (указывается рисунок к заданию № 4). На своих листках найдите круг, найдите квадрат

1) Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

2) Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3) Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая
была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.

4) Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата».

Оценка выполнения задания:

3 балла — всё выполнено верно.

2 балла — выполнено верно 2-3 пункта задания.

1 балл — выполнен верно только 1 пункт задания.

0 баллов — задание не выполнено.

Задание 5.    

Цель; выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счёта).

Материал для выполнения задания: На листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которые вписаны треугольники. Примерно в середине один круг пустой.

Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники» (указывается рисунок к заданию № 5). «Чего больше: кругов или треугольников?»

Если кругов, то нарисуйте рядом ещё один круг; если треугольников, то нарисуйте ещё один треугольник».

Оценка выполнения задания:

3 балла — сравнение проведено верно, дано объяснение.

2балла — сравнение проведено верно, но не дано объяснения.

0 баллов — сравнение проведено неверно.

Сравнивая два множества (круги и треугольники), ребёнок оказывается в конфликтной ситуации: импульсивное желание дорисовать треугольник, чтобы треугольников было столько же, сколько кругов, не совпадает с требованием инструкции «Если кругов больше, дорисуйте ещё один круг». Правильное выполнение этого задания позволяет судить об умении ребёнка точно следовать инструкции взрослого, подчинять ей свои действия, то есть об уровне его произвольности.

Задание 6.

Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Материал для выполнения задания: на листе бумаги нарисованы (или наклеены) в одной рамке 4 птицы (например, дятел, воробей, сова и т.п.), в другой 5 зверей (лиса., заяц и т.п.). Между двумя рамками — белка.

Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка» (указываются рисунки к заданию № 6). «На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы её нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

3балла — линия проведена правильно: от белочки к зверям; признак связан с характеристикой класса.

2 балла — линия проведена неверно: от белочки к птицам; дано объяснение, но признак связан с количеством предметов.

1 балл — линия проведена неверно, объяснение не дано.

0 баллов — задание не выполнено (линия не проведена).

Задание 7.      

Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координации, умения копировать заданный письменными буквами образец.

Материал для выполнения задания: На листе бумаги запись «Ann can play».

Текст задания: «Видите, здесь что-то написано на английском языке. Конечно, вы ещё не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы и ниже перерисуйте так же».

Оценка выполнения задания:

3 балла — хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из 3-х слов.

2 балла — достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы; неверно написаны 2-3 буквы. 1 балл — с образцом совпадают 2-3 буквы.

0 баллов — каракули.

Задание 8.

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.  

Материал для выполнения задания: картинки: солнце, собака, зонт, самолёт, коса, слон, лиса, роза, цыплёнок, ваза, кисточка для рисования, капуста. Все картинки наклеены на один лист бумаги, под каждой нарисован кружок.

Текст задания: «Посмотрите на эти картинки. Видите, под каждой картинкой нарисован кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок под ней, если в названии есть звук Id. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук Id, значит, нужно зачеркнуть кружок (показать, как), а на этой картинке нарисован зонт. В слове «зонт» нет звука 1с], поэтому не зачёркиваем кружок. Теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания». Оценка выполнения задания:

3 балла — правильное выполнение задания

2 балла — выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет

1 балл — наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]— [з])

0 баллов — отсутствие дифференциации звуков [с] — [з], [с] — [ц], [с] — [ш] или полное непринятие задания.

Задание 9.    

Цель:  выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Материал для выполнения задания: на листе три схемы звукового состава слова.

Вокруг них картинки: рак, лев, волк, сыр, бант.

Текст задания: «Вы видите домики с разным количеством окошечек и рядом с ними картинки. Постарайтесь определит, какой картинке соответствует каждый из этих домиков. Вот, например, картинка «рак». В слове «рак» три звука. Я соединю эту картинку с домиком, в котором три окошечка. Попробуйте теперь продолжить работу самостоятельно».

Оценка выполнения задания:

3 балла — правильное выполнение задания

2 балла — наличие единичных ошибок

1балл — наличие большого числа ошибок

0баллов — неприятие задачи: полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек».

2 этап — индивидуальное обследование.

1-И Обследование слухоречевой памяти

Это обследование следует проводить, предлагая ребёнку запомнить и повторить предложение, состоящее из 8 слов. Ребёнку даётся три попытки.

Задание: «Послушай, а потом повтори то, что я тебе сейчас скажу: «Летом в лесу поспевают ягоды: земляника, черника, ежевика». Если ребёнок воспроизвёл меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение ещё раз. Если и вторая попытка оказалась недостаточно удачной (менее 6 слов), предлагается послушать предложение третий раз.

Оценка:

3 балла — за воспроизведение 7-8 слов после первого
предъявления

2 балла — за воспроизведение 6-8 слов после второго предъявления

1 балл — за воспроизведение 6-8 слов после третьего предъявления

0 баллов — при воспроизведении менее 6 единиц после третьего предъявления.

2-И Обследование связной речи.  

Обследование связной речи проводится с помощью серии из трёх картинок, связанных единым сюжетом. Ребёнок должен, сам установить последовательность картинок и составить по ним рассказ.

Текст задания: «Вот по этим картинкам, если их правильно разложить, можно составить очень интересный рассказ. Ты каждую картинку рассмотри внимательно, потом разложи их так, как ты считаешь нужным, и расскажи мне историю, которую ты по ним придумал». В процессе выполнения этого задания можно оказать такие виды помощи:

1. Уточнение задания, если ребёнок в течение длительного времени не приступает к выполнению задания: «Где же картинка, на которой нарисовано то, с чего всё началось?» «А где картинка, на которой нарисовано продолжение истории?» «Осталась только одна картинка, значит, на ней нарисован конец истории». «Посмотри ещё раз внимательно, всё ли ты правильно разложил, а теперь расскажи свой рассказ».

2. Если ребёнок не может воспользоваться первым видом помощи, постоянно меняет местами картинки и утверждает, что у него всё равно ничего не получится, следует перейти ко второму виду помощи, разложив картинки в правильном порядке и предложив ребёнку составить рассказ.

Оценка:

3 балла — за логически верно выстроенный рассказ с правильным речевым оформлением

2 балла — за логически правильный рассказ, но выполненный с небольшими затруднениями в речевом оформлении, проявившимися в трудностях выбора нужного слова, в повторах одних и тех же слов, в неточном выборе слова, в ошибках согласования слов в предложении

1 балл — за рассказ, составленный после помощи учителя, состоящей в раскладывании картинок в необходимой последовательности

0 баллов — за невыполненное задание даже после оказания помощи

3-И  Обследование  состояния  фонематического  слуха  и восприятия.

Проводится только с теми детьми, которые допустили ошибки в задании № 8 в условиях фронтальной педагогической диагностики. Это делается для определения степени обучаемости ребёнка по данному параметру. В набор картинок необходимо включить не только картинки, в названия которых входит заданный звук, но и картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикуляторно-акустическим признакам. Примерный набор картинок: шапка, шарф, шар, шалаш, душ, карандаш, матрёшка,«шишка, кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щётка, собака, слон, весы.

Задание: Называй каждую картинку. Если в её названии есть звук [ш], положи эту картинку вот сюда.

В ходе выполнения ребёнком этого задания важно обращать внимание на следующие моменты: сохраняет ли ребёнок инструкцию в процессе работы, либо постоянно уточняет, наличие какого звука он должен определять; отбирает ли картинки, в названии которых нет заданного звука; определяет ли наличие заданного звука только в начальной позиции, или в позициях начала, середины и конца слова.

Если ребёнок отобрал только картинки, в названиях которых звук [ш1 находится в начальной позиции, учитель говорит ему; «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил и оставил вот здесь. Сейчас послушай, я назову картинки ещё раз, а ты будешь говорить — есть звук [ш] или нет». Таким образом, вы спускаетесь на «ступеньку» ниже, предлагая ребёнку определить наличие звука, опираясь не на собственное произношение, а на восприятие слова на слух. Учитель должен слегка интонационно выделить звук [ш]: «ш-шап-ка ».

Если при первой самостоятельной попытке ребёнок отложил наряду с картинками, названия которых содержит звук [ш], картинки, названия которых содержат звук [ж! или [с], также важно прибегнуть к обучающему моменту; «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отложенные тобой картинки, а ты будешь говорить — есть звук [ш] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении учитель интонационно выделяет в словах звуки [ш], [ж], [с].

Оценка.

3 балла — за правильное выполнение задания

2 балла — за самостоятельное выделение звука из начальной позиции, и при умении выделить звук в середине и конце слова при помощи учителя; за правильное выполнение задания, но при отсутствии дифференцировок [ш] — [щ]

1 балл — за выделение звука только из позиции начала слова даже после введения обучающего элемента

0 баллов — за невыполнение задания даже с помощью учителя (раскладывает картинки, не руководствуясь предложенным  принципом)

4-И Выявление умения сравнивать множества по числу элементов.

Если ребёнок ошибся в выполнении задания № 5 и получил 0 баллов, то ему предъявляется лист с его работой и задаётся вопрос: «Почему ты думаешь, что треугольников больше?» Если в этот момент ребёнок заметил свою ошибку и дал правильный ответ («Кругов больше»), то учитель может уточнить: «Почему теперь ты считаешь, что кругов больше?»        

Оценка:

3 балла - в случае правильного ответа    

2 балла - в случае неправильного ответа или его отсутствия, но при выполнении ребёнком более простого аналогичного задания («Чего больше, кругов или треугольников? Даны 6 треугольников, в каждом из них, кроме одного, нарисован круг) и верного объяснения.        

1балл — задание выполнено, но не объяснено        

0 баллов — не выполнено и не объяснено        

5-И Выявление умения классифицировать.           

Если ребенок ошибся при выполнении задания №  6 во фронтальном обследовании,   необходимо   выяснить  причину ошибки. Для этого следует спросить у ребенка: «Почему ты         провёл линию от белочки к этому рисунку?»                

Оценка:

2балла — если объяснение даётся с опорой на внешние признаки: «Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов», или «Птицы и. белки живут на деревьях» и т.п.

1 балл — если ребёнок не может объяснить своих действий.

6-И Обследование степени овладения навыком чтения.

Это задание дополнительное, т.к.  умение читать до начала школьного обучения ни в коем случае не является обязательным. Задание: «Скажи, ты знаешь какие-нибудь буквы.  Если ты уже учился читать, почитай вот здесь, пожалуйста».        

Для чтения можно предложить любой несложный текст из букваря Если ребёнок читает пока очень плохо, лучше остановить его, если он читает по слогам в быстром темпе, дать ему возможность прочитать весь рассказ,  предложив  повторить его, проверяя тем самым осознанность чтения.                      

3 балла — слитное чтение;

2 балла – слоговое чтение;

1 балл – побуквенное;

0 баллов – не знает букв.

Все результаты педагогической диагностики  заносятся в протокол обследования.

Анализ результатов педагогической диагностики позволяет определить «болевые точки» в готовности детей к обучению в школе.

П Р О Т О К О Л     О Б С Л Е Д О В А Н И Я

Фронтальная и индивидуальная педагогическая диагностика дошкольника

«___»________200_г.               Фамилия, имя ребенка________________________________

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ:

Задание № 1 - ___ балла                Задание № 7 - ___ балла                           Общий балл____

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Задание № 2 - ___ балла                Задание № 4 - ___ балла                           Общий балл____

СРАВНЕНИЕ МНОЖЕСТВ:

Задание № 5 - ___ балла                Задание № 4(и) - ___ балла                       Общий балл____

КЛАССИФИКАЦИЯ:

Задание № 6 - ___ балла                Задание № 5(и) - ___ балла                       Общий балл____

ПРЕДПОСЫЛКИ К УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ:

Задание № 3 - ___ балла                                                                                     Общий балл____

ПРЕДПОСЫЛКИ К УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ:

Фонематический слух:

Задание № 8 - ___ балла                Задание № 3(и) - ___ балла                       Общий балл____

Звуковой анализ:

Задание № 9 - ___ балла                                                                                     Общий балл____

СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ:

Задание № 1(и) - ___ балла                                                                                Общий балл____

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:

Задание № 2(и) - ___ балла                                                                               Общий балл____

НАВЫК ЧТЕНИЯ:

Задание № 5(и) - ___ балла                                                                               Общий балл____

ВЫВОДЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭКСПЕРТ:    ___________________                         __________________________________

                          (подпись)                                                          (Ф.И.О.)

ФРОНТАЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОШКОЛЬНИКА

«___»_________201__ г.          Фамилия, имя ребенка_______________________________

ЗАДАНИЕ 1:  Нарисуй похожую фигуру.      

                                                                                                   

                           

                                                                                                                                               

                                                                               

                                                                                                           

                                                                                                                    Оценка____балл.

ЗАДАНИЕ 2:

                                                                                                     Оценка____балл.

ЗАДАНИЕ 3:

                                                                                                                   Оценка____балл.

ЗАДАНИЕ 4:                                                                 ЗАДАНИЕ 5:

Оценка____балл.

 

                                                                                                     

                                                                                                   Оценка____балл.

ЗАДАНИЕ 7     Ann can play

___________________________________________________________________________

                                                                                                              Оценка____балл.

ЗАДАНИЕ 6:

птицы

MCj03264760000[1]

MCj03189340000[1]

MCj02322530000[1]

MCj01113660000[1]

j0304933

Оценка____балл.

ЗАДАНИЕ 8:

MCj03195540000[1]

MCj04107790000[1]

MCj04059620000[1]

MCj03970600000[1]

 MCj03013020000[1]

MCj02962910000[1]

MCj04046130000[1]

MCj01922050000[1]

MCj02874940000[1]

Оценка____балл.

ЗАДАНИЕ 9:MCj02322530000[1]

                                                                             

MCj03244440000[1]

                                                                             

MCj02962910000[1]

                                                                         

MCj00840640000[1]

MCj02336660000[1]

Оценка____балл.