Программа В гости к сказке
рабочая программа (старшая группа) по теме

Программа театрально кружка "В гости к сказке" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_v_gosti_k_skazke.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

Программа театрального кружка

 «В гости к сказке»

Срок реализации 2 года

Возраст детей 5-7 лет

Разработчик :

Чирвина Ольга Валентиновна

Нижневартовск 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………

2

Учебно-тематический план……………………………………………………

4

Содержание программы………………………………………………………...

11

Педагогический мониторинг …………………………………………………...

17

Список литературы………………………………………………………………

18

Пояснительная записка

Театрализованная деятельность - сложный феномен человеческой активности.  Исполняя ту или иную роль, человек переносится на другую сторону бытия, в иное пространство и время, перевоплощается, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает дополнительный опыт.

Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее  педагогические возможности неисчерпаемы поскольку:

  • основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декоративно-художественное оформление и т.п.). Кроме того ребенок воспринимает окружающий мир синкретически.
  • близка к игре – наиболее доступной деятельности ребенка в дошкольном детстве, вместе с сюжетно-ролевыми играми имеет общую основу, являясь одним из видов творческих игр.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей   ощущений  (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

Программа театральной студии «В гости к сказке»  разработана  с учетом новейших парциальных программ  по театрализованной деятельности, новейших технологий по данной тематике.

Цель: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Приобщать детей к театральной культуре, пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения.
  2. Развивать творческую активность, инициативу детей в театрализованных играх, самостоятельность в создании художественного образа.
  3. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движениями основные эмоции.
  4. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию.
  5. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  6. Совершенствовать навыки и умения в плане моделирования элементов социального поведения в заданных условиях.
  7. Продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать представления о честности, справедливости, доброте.

Учебно-тематический план

Октябрь

Виды деятельности

Программное содержание

Методические приемы

Речевые игры

Развивать  интонационный и фонематический слух. Расширять речевой диапазон.

Стихотворение «Лягушки» И.Токмакова, проговаривание скороговорок с различной интонацией.

Ритмопластика

(логоритмика)

Побуждать к импровизации игровых образов, используя знакомые средства выразительности.

«Веселые мошки» муз. С.Майкапара.

Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию чистоты речи, умению владеть своим голосом.

«Месим тесто», «Печем блины»

Развитие творческой самостоятельности

Развивать навыки импровизации, пантомимики.

Развивать творческую инициативу, фантазию.

Этюды для передачи основных эмоций: «Кубик», «Зеркало».

Игра с движением «мы по лесу шли».

Музыкально-театральное образование

Знакомить детей с литературной основой сказки. Формировать представление о театре как одном из видов искусства.

Рассматривание иллюстраций известных театров Мира

Работа над спектаклем

 Продолжать обучать приемам кукловождения  (пальчиковый театр). Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Чтение сказки « Под грибом» В. Сутеев

Беседа о смысле сказки. Отгадывание героев сказки.

Изготовление героев сказки.

Ноябрь

Виды деятельности

Программное содержание

Методические приемы

Речевые игры

Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, выразительность речи. Расширять естественное звучание голоса, чувство слова.

Проговаривание чистоговорок с разной силой голоса.

Ритмопластика

(логоритмика)

Самостоятельно выполнять и менять движения в соответствии с характером музыки

Музыкально-ритмические композиции.

Развитие мелкой моторики

Укреплять мышцы пальцев и ладоней. Способствовать развитию подражательной способности

«Лягушата», «Грибы»

Развитие творческой самостоятельности

Дать детям почувствовать себя авторами творческой работы. Учить самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа персонажей.

Игра пантомима «Жадный пес».Творческие задания:

  1. Бабочка красавица- намокла.
  2. Зайчик –храбрец, трусишка.

Музыкально-театральное образование

Знакомить детей с видами декораций, показать необходимость декораций для создания сказочной обстановки.

Знакомство с варежковым театром.

Показ декораций, элементов костюмов, варежкового театра.

Работа над спектаклем

Поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям.

Этюды, распределение ролей, репетиция.Показ спектакля детям младшей группы

Декабрь

Виды деятельности

Программное содержание

Методические приемы

Речевые игры

Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность.

Заучивание и чтение русских народных потешек: «Ой мороз, мороз», «Уж ты зимушка-зима»

Ритмопластика

(логоритмика)

Развивать двигательные способности детей, навыки творческой импровизации под музыку соответствующего характера.

«Музыкальные картинки» Ломовой.

Развитие мелкой моторики

Развивать координацию и мелкую моторику пальцев в сочетании с речью.

«Зима», «Ветер холодный пригнал облака»

Развитие творческой самостоятельности

Поощрять самостоятельность и оригинальность в творчестве (песенное, танцевальное). Развивать навыки публичного выступления.

«Веселые превращения» -самостоятельно придумать движения в соответствии с текстом.

Музыкально-театральное образование

Познакомить детей с театральными профессиями: гримера и костюмера.

Знакомство с театром картинок на руке.

Беседа «Кто работает в театре»

Разыгрывание сценок из сказки «Морозко» с предложенным видом театра.

Работа над спектаклем

Продолжать привлекать детей к активному участию в театрализованных постановках.

Воспитывать доброжелательные отношения.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Постановка спектакля «Морозко».

Январь-февраль

Виды деятельности

Программное содержание

Методические приемы

Речевые игры

Развивать умение управлять своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

Артикуляционный комплекс : «Зима». Е.А.Пожиленко

Ритмопластика

(логоритмика)

Развивать пластическую выразительность, естественность, непринужденность в передаче театрально-игрового образа ( животные)

Инсценировка песни «На мосточке» муз. А.Филлипенко.

Развитие мелкой моторики

Укреплять мышцы пальцев и ладоней, формирования навыков музицирования. Способствовать развитию подражательной способности

Развитие творческой самостоятельности

Развивать способность к свободному выбору движений, мимики для передачи образа.

Учить использовать жесты как средство выразительности.

Развивать сценическое творчество.

Этюды на выразительность движений.

Игры с движениями «Поиграем-угадаем», «Загадки без слов».

Музыкально-театральное образование

Развивать эстетический вкус, интерес к искусству. Вызвать желание посещать спектакли. Расширять представления о видах кукольного театра (би-ба-бо)

Посещение театра «Барабашка» совместно с родителями

Работа над спектаклем

Побуждать детей к активному участию в драматизации литературных произведений.  Совершенствовать умения в кукловождении.

Разыгрывание  сказки «Заюшкина избушка»,

(би-ба-бо)

Март

Виды деятельности

Программное содержание

Методические приемы

Речевые игры

Развивать четкую дикцию, интонационную выразительность речи. Продолжать работать над речевым дыханием.

Учить менять силу голоса, звука, темп речи.

«Необычный букет», «Приход весны» Артикуляционный комплекс Е.А.Пожиленко «Весна»

Ритмопластика

(логоритмика)

Учить придумывать пляски, танцы разнообразной направленности, свободно ориентироваться в пространстве.

«Танцующие куклы» муз. И. Литкова.

Развитие мелкой моторики

Опосредованно влиять на развитие речи, правильного звукопроизношения, внимания памяти.

«Зайчик», «Ножницы», «Вилка», «Колечко»

Развитие творческой самостоятельности

Совершенствовать исполнительские умения в воспроизведении отдельных черт характера персонажей.

Стимулировать желание самостоятельно искать выразительные средства для показа образа персонажей.

Игры с движениями «Живой оркестр», «Представьте себя».

Театр одного актера ( сказка, сюжет по самостоятельному выбору).

Музыкально-театральное образование

Познакомить детей с театральными жанрами (опера, балет)

Просмотр отрывков из детских спектаклей.

Работа над спектаклем

Побуждать детей к активному участию в театрализованном действии.

Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать коммуникативные навыки.

Инсценировка на празднике 8 Марта

Апрель-май

Виды деятельности

Программное содержание

Методические приемы

Речевые игры

Учить сочетать движения и речь.Закреплять умения детей интонационно выразительно проговаривать фразы с различным эмоциональным состоянием.Развивать артикуляционный аппарат.

Словесные игры и упражнения «Придумай диалог», «Телефон». Проговаривание чистоговорок , скороговорок с различной интонацией.

Ритмопластика

(логоритмика)

Развивать умение использовать мимику, жесты для более точной передачи характера персонажа. Учить самостоятельно находить место на сцене, не мешая друг другу.

«Капризуля» муз. В.Волкова.

«Прыгалки» муз. С.Прокофьева

Развитие мелкой моторики

Создать благоприятный эмоциональный фон. Способствовать согласованности движений и речи.

«Мальчик-пальчик», «Дружба», «Семья»

Развитие творческой самостоятельности

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики в передаче игрового образа.Развивать творческий потенциал.

Музыкально-литературная композиция «Приди, весна, с радостью»

Музыкально-театральное образование

Продолжать знакомить детей с театральными профессиями( режиссер, костюмер, билетер)

Досуг «Волшебный мир театра»

Работа над спектаклем

Побуждать детей к активному участию в театрализованном действии. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. Поощрять проявление творческой активности детей. Воспитывать коммуникативные навыки.

Подготовка к постановке спектакля «Красная шапочка»

Постановка сказки

Содержание программы

Программа состоит из шесть разделов, работа над которыми ведется в течение двух лет т.е. в общеразвивающих группах для детей 5-6 лет, 6-7 лет.

     Первый год обучения

(дети 5-6 лет)

Цель: Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

- продолжать развивать интерес к театрализованным играм путем активного вовлечения детей в игровые действия;

- вызывать у детей желание попробовать себя в разных ролях;

- усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных художественных задач, смены тактики работы над спектаклем;

- создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу подготовки к выступлению;

- учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками, воображаемые предметы;

- поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли;

- развивать представления о различных видах кукольного театра, других видах искусства;

- расширять представления об окружающей действительности;

- закреплять правильное произношение всех звуков, интонационную выразительность речи;

- побуждать импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов;

- стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа;

- поощрять стремление подбирать знакомые попевки от разных звуков, включая их в игровые импровизации;

- развивать желание участвовать в танцевальных импровизациях;

- продолжать воспитывать гуманные чувства, стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, прийти на помощь в сложной ситуации.

К концу года:

- формируются навыки коллективных действий;

- воспитываются умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;

- закладываются основы сценической речи, формируются навыки словесных действий (эмоциональное погружение в произносимые слова)

- формируются вокальные навыки и навыки музыкально-ритмических движений

Второй год обучения

(6-7 лет)

Цель: Формировать думающего и чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности.

Задачи:

- развивать способности детей средствами театрального искусства, творческую самостоятельность, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации;

- продолжать развивать знания об окружающей действительности;

- расширять и уточнять представления детей о различных видах кукольного театра;

- закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;

- побуждать сочинять сказки, используя персонажей известных сказок;

- поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа;

- продолжать воспитывать гуманные чувства;

- развивать способность анализировать поступки свои, сверстников, героев художественной литературы;

- совершенствовать песенные импровизации детей;

- поддерживать инициативу детей в импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих спектакли, драматизации;

- воспитывать устойчивый интерес к музыкально-театрализованной деятельности.

К концу года:

- адекватно воспринимают, анализируют образы окружающей действительности и творчески их отражают, воплощая представления и фантазии средствами актерской выразительности;

- овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками юного актера музыкального театра, к которым относятся пантомимика, художественное слово, пение и музыкальные движения, и применяют полученные знания, умения и навыки на практике в качестве исполнителя конкретной роли.

    Раздел «Речевые игры» помогает детям  в работе над дикцией. Данные игры включаются в каждое занятие. Речевой материал содействует:

- формированию речевого и певческого аппарата;

- умению изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в словах, фразах;

- воспроизведению речевого и певческого репертуаров  в заданном темпе, ритме;

- умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

   

    Раздел «Ритмопластика» (логоритмика) включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения направленные на совершенствование:

- естественных психомоторных способностей детей;

- музыкально-ритмических навыков детей;

- умений свободно двигаться в определенном пространстве;

- придумывать и передавать в движении музыкально  и театрально-игровой образ, используя, жест, мимику, пластику.

     

     Раздел «Развитие мелкой моторики» позволяет с помощью выполнения упражнений и ритмических движений пальцами:

- стимулировать развитие речи, памяти;

- создать благоприятную атмосферу на занятии;

- развивать умение подражать взрослому;

- понимать смысл речи.

   

     Раздел «Развитие творческой самостоятельности» способствует:

- развитию творческих способностей, таких как мышление, воображение, память;

- умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки;

- обогащению детей музыкально-театральными впечатлениями;

- усилению мотивации детей, их интересу к музыкально-театральному творчеству.

   

     Раздел  «Музыкально-театральное образование» развивает:

- эстетический вкус;

- интерес к различным видам искусства;

- представления о различных музыкальных и театральных профессиях, театральной терминологии;

- представления о культуре поведения на концерте, в театре.

   

     Раздел «Работа над спектаклем» способствует:

- развитию умения сочинять этюды по сказкам, басням;

- совершенствованию навыков кукловождения различных кукольных театров;

- развитию умения мастерить кукол для настольного театра, изготавливать несложные декорации, костюмы, пригласительные билеты и афиши;

- развитию умений действовать с воображаемыми предметами;

- совершенствованию умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;

- пополнению словарного запаса, образного строя речи;

- формированию ответственности за порученное дело.

Программа предусматривает так же:

- совместные просмотры и обсуждения спектаклей, музыкальных произведений;

- театрализованные концерты;

- творческие конкурсы.

Методы реализации программы:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный ( объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)

- эвристический (проблема формируется детьми, ими же ищутся способы ее решения).

Методы воспитания включают: убеждение, упражнения, личный пример, поощрения. Все методы воспитания реализуются различными средствами:

   Предметными – для полноты детского восприятия работа проводится с использованием наглядных пособий и технических средств;

  Практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание, этюдная работа;

  Интеллектуальными – анализ, синтез, обобщение, рефлексия.

 

Прогнозируемый результат: формирование умения познавать себя, окружающий мир, развитие навыков взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

     

 Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут во второй половине дня. Всего 32 занятия.

Распределение часов по программе.

Название раздела

Количество часов

1

Речевые игры

7

2

Ритмопластика (логоритмика)

6

3

Развитие мелкой моторики

3

4

Развитие творческой самостоятельности

7

5

Музыкально-театральное образование

3

6

Работа над спектаклем

6

Примечание: разбивка по часам условная, на каждом занятии должны быть представлены практически все разделы.

Для проведения итогов реализации программы используются:

- диагностирование;

- театральные постановки;

- игры;

- концерты.

Педагогический мониторинг

Критерии оценки результатов.

 Речевые игры:

- сформированность речевого аппарата в соответствии с возрастом;

- четкость дикции;

- дыхание;

- умение выражать эмоции с помощью голосового аппарата.

 Ритмопластика (логоритмика)

- музыкально-ритмические навыки развиты соответственно возрастным особенностям;

- свободные движения в определенном пространстве;

- придумывание в движении музыкальных и театральных игровых образов;

-  - воспроизведение речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме.

Развитие мелкой моторики:

- умение подражать взрослым;

- координация движений кистей рук и пальцев;

- проявление воображения и фантазии.

Развитие творческой самостоятельности:

- сформированность интереса к музыкально-театральному творчеству;

- умение самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.

Музыкально-театральное образование:

- сформированность интереса к различным видам искусств;

- знания о музыкальных и театральных профессиях;

- основы правил поведения в учреждениях культуры.

Работа над спектаклем:

- умение сочинять этюды по сказкам, басням;

- навыки кукловождения соответственно возрасту;

- умение действовать с воображаемыми предметами;- умение передавать эмоциональные состояния через движения, жесты, позы.

Список литературы

  1. И.В. Рякина. Народные праздники, Екатеринбург, 2002.
  2. Л.В. Жданова. Праздники в детском саду. М.: «Аквариум», 2000.
  3. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. М.:Творческий центр, 2001.
  4. Л.Поляк. Театр сказок.Спб.:-Детство-Пресс, 2001.
  5. М.В. Тихонова, Н.С. Смиронова, Красна изба. Спб.- Детство-пресс, 2000.Л.А. Варавина.В гостях у Бабушки-Загадушки. М., 2008.
  6. Л.А. Выткалова, П.В. Краюшкина. Мир чувств ребенка.- Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Г.П. Федорова. На золотом крыльце сидели.Спб.: Детство-Пресс, 2006.
  8. Н.В. Абельмас. Колыбельные песни, потешки, прибаутки. – М.: изд. АСТ, Донецк: Сталкер, 2003.
  9. Р. Туфкрео. Театр создаем сами.М, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативная программа « В гостях у сказки»

 Театрализованная деятельность позволяет ребенку 5-6 лет решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в...

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Данный материал содержит программу по развитию  связной речи посредством сказок для старшей группы  детского сада. Программа обеспечивает учет уникальных возможностей старших дошкольник...

Рабочая программа "В гостях у сказки"

Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Дополнительная общеобразовательная программа " В гостях у сказки"

Программа расчитана для детей 4 - 7 лет. Основной задачей является базовое формирование театральных представлений  и навыков ребёнка. Очень интересна в реализации....

Программа "В гостях у сказки"

quot;В гостях у сказки"...

Программа "В гостях у сказки" .Игра- драматизация по сказке "Теремок"

6 декабря 2023г. дети младшей группы №1 инсценировали сказку "Теремок". С помощью масок и костюмов ребята превратились в настоящих актеров.Они смогли продемонстрировать не только знание сказ...