Экологическое воспитание детей. Основы формирования экологической этики.
статья на тему

Рассматриваются проблемы по воспитанию экологической морали

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_very_al._galiny_p.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей. Основы формирования экологической этики.

Вера Александровна Карташова

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 43», г. Усолье-Сибирское.

Галина Петровна Маркова

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 43», г. Усолье-Сибирское.

Аннотация.

В статье описываются проблемы  по формированию экологической морали. Рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие терпимости к иному, отличному от нас, не похожей  на нас, к иной форме жизни.

Природа делится на две части: природа, прирученная и природа дикая. Несмотря на их экологическое философское единство, людям они кажутся очень разными. Соответственно и отношение к ним тоже разное. Поэтому основная проблема человека, формирующего у детей элементы экологической этики, состоит в том, чтобы привить ощущение единства этих двух природ.

Другая проблема – формирование терпимости. Это качество – основное в формировании экологической морали. Если для демократизации общества нужна прежде всего терпимость к другому мнению, то в формировании экологической морали самое главное – это терпимость к иному, отличному от нас, не похожему на нас, к иной форме жизни. Терпимость воспитывается через понимание. Понимание приходит вместе со знанием. Но понимать можно умом, а можно и сердцем. Истинная терпимость формируется из знаний о законах жизни окружающих нас существ (понимание умом) и эмоционального восприятия этих законов, ибо знания, пропущенные через эмоции, формируют отношение. Самый удачный вариант формирования экологической этики – не разделение этики на общечеловеческую и экологическую. Если речь идет о систематическом преподавании правил поведения в обществе, то лучше всего чередовать занятия по поведению человека в обществе и природе, не выделяя их в отдельные блоки.

Этика поведения должна быть единой, без тематических делений.

Этика поведения – это внешнее проявление морали. А мораль можно рассматривать, как реакцию общества на состояние  внешней и внутренней среды. Вот почему общечеловеческие нормы поведения и экологические правила контакта человека с живыми объектами не должны разделяться, поскольку экологизация морали – это тоже ответная реакция человеческого общества на изменение условий жизни человека как вида, приспособительная реакция этого вида, условие выживания.

Поведенческие установки человека реализуются при контакте с другими людьми. Экологические поведенческие установки реализуются при контакте с существами другого биологического вида. Следовательно, и формировать экологические элементы поведения надо при моделировании возможных контактов и логики поведения при них. Наиболее распространенные типы контакта детей с природными объектами:

  1. Общение с домашними животными.
  2. Общение с дикими животными.
  3. Контакт с дикими цветами, породивший привычку их собирать.
  4. Контакт со срубленным хвойным деревом – новогодней елкой, контакт вынужденный, навязанный взрослыми.

Для того, чтобы эмоциональный контакт человека с представителем другой формы живой материи состоялся, необходимо принять, как  аксиому, право на существование этого иного и непохожего. Чтобы это принять, надо понять, чем и как это иное живет. Самый лучший способ кого – нибудь понять- это стать им. Чтобы понять собаку, надо мысленно стать ею. Чтобы понять волка, нужно представить себя бегущим в трескучий мороз за длинноногим сохатым и испытывающим ужас перед красным флажком. Нельзя понять змею, если не вообразить себя согревающимся на скудном весеннем солнце и из последних сил, предупреждающим человека, шипением  о своих, напряженных нервах. Становиться кем –то может не каждый. Для этого нужен талант. С детьми, обладающими таким талантом, формировать экологически адекватное поведение просто.  Гораздо сложнее с детьми- прагматиками со скудной фантазией. Но и здесь есть выход – оригинальность. Можно начать занятия экологического становления личности с предложения стать летучей мышью. Предложить представить, что они ночью вверх ногами, завернувшись в крыловые перепонки, а ночью вылетают и, послав вперед беззвучный крик, охотятся на насекомых. Через несколько занятий дети с восторгом

«стали змеями». Потом уже более привычно согласились «стать зайцами». После нескольких таких предложений дети с разочарованием отнеслись к предложению стать вновь человеком. По наблюдениям привычка становиться другим, смотреть на явления, с точки зрения других существ была приобретена за 3-4 занятия. Нам необходимо научить детей уважать другой взгляд на мир и научить их смотреть на этот мир с другой, пусть самой неожиданной стороны. Другая заповедь человека, взвалившего на себя бремя обучения правилам экологического приличия, заключается в том, чтобы все время отвечать на вопрос «зачем». Все в мире имеет свои причины. Правильный ответ на вопрос «зачем» во многом определяет поведение человека и прежде всего ребенка. Одно дело, когда он, не задумываясь, рвет цветы, подсознательно предполагая, что для этого и существуют. Другое дело, когда ребенок узнает, что цветок – это орган семенного размножения, а семена, разбросанные растениями по белу свету, - залог существования жизни на земле. Это должно изменить отношение ребенка к своим действиям. Вообще детям надо уяснить, что природа всегда полна разной жизнью, которую мы, как правило, не видим, а значит думаем, что осенний, например, лес пуст. Между тем за нами всегда следят сотни глаз. Следят и боятся, не зная, чего же  на этот раз, плохого можно ожидать от нас. В этом плане полезно пройти по зимнему лесу и показать, сколько следов понатоптано таинственными невидимками, распознать авторов автографов на снегу.

И вообще, детям нужно усвоить, что каждый их шаг в природе влияет на чью – либо жизнь и не только потому, что они обязательно, ненароком кого – нибудь раздавят. От людей, от шумливых детей в особенности, всегда все вокруг разбегаются, разлетаются, бросают детенышей, норы, гнезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...

«Художественная литература, как основа формирования экологического воспитания у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Перспективный план мероприятий  по экологическому воспитанию через художественную литературу....

«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет»

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....

«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет» статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...