Конструирование - метод развития умственных способностей детей
статья (подготовительная группа) на тему

Смолова Любовь Андреевна

Конструирование - метод развития умственных способностей детей.

 

   Готовность к школе в наше время, это тот уровень развития, при котором требования систематического обучения не приводят к нарушению психического и физического развития.

   Школа требует прихода всесторонне развитого для своего возраста ребёнка. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы формировать умственную активность дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. Конструирование – одно из средств решения этой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie_metod_razvitiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Конструирование - метод развития умственных способностей детей.

   Готовность к школе в наше время, это тот уровень развития, при котором требования систематического обучения не приводят к нарушению психического и физического развития.

   Школа требует прихода всесторонне развитого для своего возраста ребёнка. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы формировать умственную активность дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. Конструирование – одно из средств решения этой задачи.

   Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение.

   В первую очередь необходимо педагогу поставить перед собой задачу научить детей самостоятельно:

Планировать конструктивную постройку, выделять детали конструкции и их пространственное расположение;

Строить конструкции по словесному описанию педагога (рисункам, фотографиям, схемам);

Учитывать индивидуальные желания детей.

   А для этого необходимо изучить методику конструктивной деятельности в разных возрастных группах, опираясь на множество пособий изданных в последние годв, чтобы сделать определённый вывод о том, как заинтересовать детей конструктивной деятельностью, раскрыть индивидуальные способности.

   Решить эти задачи помогут и родители. Для этого необходимо на родительском собрании или в индивидуальных беседах поговорить о конструктивных играх детей в домашних условиях, получив ответ на вопросы:

Любит ли ребёнок конструировать?

Какому конструктору отдаёт предпочтение?

Какими соображениями руководствуетесь при покупке конструктора? (Желание ребёнка? Учебно–воспитательная цель? Или выбор случаен?).

Знакомите ли вы ребёнка с архитектурными строениями, видами транспорта, во время прогулок, экскурсий?

Использует ли ребёнок иллюстрации как образец для постройки?

Влияют ли, по вашему мнению, конструктивные игры на умственное развитие ребёнка?

Принимаете ли вы участие в изготовлении конструкторов на различные темы, из любого материала для игр ребёнка или на детскую выставку.

   И, если выясниться, что родители покупают конструкторы по своему усмотрению, не учитывая их дидактических возможностей, заинтересованности ребёнка, не знакомят с архитектурными строениями города, транспорта, не используют иллюстративный материал, необходимо побеседовать с родителями, организовать для них консультации, подчеркнув значимость конструирования для умственного развития ребёнка. Кроме этого следует оформить папки – передвижки с материалом по данной проблеме. В каждой папке должен быть кармашек для вопросов родителей. В дальнейшем  можно организовать с родителями интересные дискуссии по данному вопросу, чтобы они делились друг с другом опытом, давали ответы. Родители сделают вывод, что инициатива в игре должна принадлежать ребёнку.

   Чтобы реализовать многие задачи следует создать благоприятные условия:

создать конструктивную развивающую среду;

приобрести на различные темы, разных размеров, цветовой гаммы, фактуры, в художественном исполнении конструкторы, как для напольных игр, так и для настольных;

подобрать иллюстративный материал, фотографии, чертежи, схемы построек.

   Работу по конструированию необходимо проводить как на занятиях, так и в свободное время. Сначала необходимо выявить умения детей сравнивать предметы по величине: широкий – узкий, длинный – короткий, низкий – высокий; по форме: квадрат, прямоугольник, конус, шар. Необходимо раскрыть конструктивные возможности разных материалов: дерево, пласмассы, условного кирпича, металла, для того, чтобы знать, какую деталь куда класть, чтобы она была наиболее прочной, устойчивой, соответствовала определённым размерам.

   Эти представления необходимо закрепить в процессе ознакомления с окружающим, рассмотрев иллюстрации с изображением различных архитектурных сооружений или видя их в натуре. Дети назовут форму здания, окон, дверей, из какого материала сделано, где, что расположено, в каком количестве, на какой высоте.

   В развитии конструктивного творчества следует идти от простого к сложному. Сначала необходимо научить детей строить по образцу не сложные мосты, заборы, дома, горажи, крепости. А в дальнейшем давать задания преобразовывать конструкцию в ширину, высоту, с увеличением этажей, перегородок, но соблюдая требования постройки и функциональное назначение. Такие задания развивают сообразительность.

   С постепенным усложнением конструкций необходимо проводить и индивидуальную работу для закрепления умений конструировать. Так в начале дети учатся строить машины с учётом назначения, а именно: для машин, везущих большой груз, - высокие борта, а для небольшого груза низкие борта.

   Когда дети овладеют конструктивными навыками, необходимо более усложнять задачи. Для этого необходимо провести экскурсию по микрорайону, чтобы обратить внимание на жилые и общественные здания, на их различия в архитектуре, на форму, этажность, показать, что их красота определяется архитектурой сооружений и способом их расположения на улице, площади; проанализировать пространственное расположение зданий, и их архитектурные особенности.

   Следует сфотографировать увиденное, а после ещё раз рассмотреть фотографии и проанализировать.

   По структуре и по способам конструирования образцы новые, опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированию является сложной. Поэтому мышление и воображение во время игры имеют творческий характер.

   Дошкольники должны сначала мысленно представить конструкцию и спланировать её, затем лишь приступить к её осуществлению. Например, предложить детям помечтать, представить, что он архитектор и дать задание построить микрорайон, в котором есть дома, супермаркет, поликлиника, игровая площадка. Необходимо сказать, что над проектом будут трудиться архитекторы со своими помощниками. Они должны договориться в каком месте и какие постройки будут строить и сделать рисунки будущих объектов. После составления. показа схем и обсуждения предложенного строительного материала наяать сооружать постройки. Дети  решили построить жилые многоэтажные дома. Для основания будут использовать кубики и “кирпичи”, пластины разной длины, оставят просветы для окон, сделают перегородки на определённом расстоянии, образую квартиры, чтобы можно было поместить кукол и обыграть.

   Вторая группа обустраивает детскую площадку. Третья группа может строить супермаркет, поликлинику. После окончания дети могу объединять свои постройки в одну под названием “Город”, подобрав игрушки: кукол, машины, фигурки людей, деревья, знаки по правилам дорожного движения. Дети долго могут играть, развивая сюжет, обогащая его новыми замыслами.

   Большое значение для детей имеет пример окружающих. Поэтому следует использовать элемент соревнования для возрастания активности, воли к победе.

   Так конструктивная деятельность способствует развитию сюжетных игр, а это побуждает детей строить новые сооружения, обогащать сюжет. Необходимо побуждать детей отражать в играх события которыми живёт страна. Это строительно-конструктивные игры “Космодром”, “Аэропорт”, “Путепровод”, “Паркинг”, “Детский городок”, “Стадион” и другие.

   К концу года конструктивная деятельность станет любимым занятием детей. Они совместно будут обсуждать свои замыслы, уточнять, как строить, какой материал потребуется, то есть будут проявлять умение планировать ход действий.

   Конструктивная деятельность повысит интерес к математике, рисованию, умение строить ответы по ознакомлению с окружающим; сформирует познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства, разовьёт конструкторские навыки и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Роль замещения и наглядного моделирования в развитии умственных способностей детей".

 В области развития мышления, воображения основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?   Моделирование рассматривается ...

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».

В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...

мастер-класс для педагогов ДОУ "Использование практико-ориентированного метода обучения через приобщение воспитанников к техническому конструированию и развитию творческих способностей детей"

В данной методической разработке мы знакомим  педагогов с опытом своей работы по развитию инженерного мышления и творческих способностей детей  младшего дошольного возраста в процессе констр...

Консультация для родителей «Лего-конструирование как фактор развития умственных способностей детей дошкольного возраста»

Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются. В процессе развития способностей к конструированию...