мастер-класс для педагогов ДОУ "Использование практико-ориентированного метода обучения через приобщение воспитанников к техническому конструированию и развитию творческих способностей детей"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Кашуба Снежанна Владимировна

В данной методической разработке мы знакомим  педагогов с опытом своей работы по развитию инженерного мышления и творческих способностей детей  младшего дошольного возраста в процессе конструктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ТЕХНИЧЕСКОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Цель: ознакомление педагогов с опытом своей работы по развитию инженерного мышления и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности.

Задачи: представить опыт работы для педагогов и применить его на практике, создать условия для активного погружения педагогов в практико-ориентированную деятельность, представить виды конструктивной деятельности из нетрадиционного конструктора:

- конструктор из цветных крышек;

- конструктор-липучка;

- конструктор из трубочек;

- мягкий конструктор  из губок;

- конструктор из прищепок;

- веревочный конструктор;

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров конструкторской деятельности для дошкольников посредством:

- использование наряду с традиционными приемами нетрадиционных способ конструирования;

- взаимосвязи непосредственно НОД с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;

-  взаимодействие с родителями как активными  участниками образовательного процесса

Ход мастер-класса:

Приветствие ….

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем прекраснее ребенок». Сухомлинский В.А.

Добрый день дорогие коллеги, меня зовут Татьяна Николаевна. Я педагог дошкольного образования детского сада № 1 «Аленький цветочек», имею высшую квалификационную категорию.

Сегодня я хочу вас познакомить с опытом моей работе по теме (на экране слайд с темой).

 Предлагаю вам сейчас пофантазировать, представить профессии будущего, кем наши дети могу стать, запишите их на листке бумаги. (перед каждым лист бумаги и маркер).

А теперь внимание на экран, вы можете увидеть некоторые профессии будущего, представленные в «Атласе новых профессий», разработанным специалистами Сколково. Данный атлас-это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. До 2030 года появятся 186 новых профессий.

Давайте посмотрим, удалось ли кому-то из вас предугадать  новую профессию? (педагог называет профессии, написанные коллегами, сверяет их в итоге со слайдом, который будет показывать список  новых профессий)

Все эти профессии, которые я выбрала вам - как пример профессий будущего, имеют под собой как одну из основ умение инженерно или технически мыслить.

В своей конструктивной деятельности с детьми, развитие инженерного мышления является одной из главных задач,  уже начиная с раннего возраста я развиваю в них данную способность, организовывая предметно-пространственную среду, разрабатывая  пособия и игры, одно из которых хочу сейчас предложить вашему вниманию.

1. «Угадай, что и из чего сделано».

У меня в руках «волшебный мешочек»,  сейчас каждый из вас возьмет внутри него какой-либо предмет, не доставая из мешка. Предмет нужно описать: его форму, материал из чего он сделан.

Данная игра способствует развитию у малышей мышления, логики, памяти, внимания, моторики. Дошкольники знакомятся с начальными понятиями свойства предметов, учатся обобщать предметы по материалам, из которых они сделаны..

2. «Сундучок ненужных вещей»

Иногда вдохновение приходит совершенно внезапно. Хочется творить или просто убраться дома, но что делать, если под рукой не оказывается нужных материалов? Почему бы не оглянуться по сторонам, ведь то, что сегодня должно было полететь в мусорное ведро может перевоплотиться во что-то невероятное.

Совместно с родителями мы собрали вот такой сундучок, в котором можно найти всякие разные вещи и механизмы, которые уже стали не нужны им дома.

Каждому из вас я раздам предмет, вам необходимо подумать и рассказать, какой в нем механизм, для чего он нужен, как он себя проявляет (часы тикают, ключ заводит моторчик и т.п)

Педагоги описывают доставшейся им предмет.

С помощью этой игры дети узнают  ….

3.Конструктор из цветных крышек

Теперь я хотела бы перейти к конструктивной деятельности на практике, конструировать вместе с вами и продемонстрировать некоторые из своих конструкторов, которые выполнены из подручных материалов.

 Конструктор из крышечек.

Перед вами конструктор из крышечек . Крышки яркие скрепляются между собой двумя способами: «торцами» и «верх с низом». А сколько можно вариантов конструкций с ними придумать.

Все игры в которые мы играем в группе с помощью крышек, направлены на развитие  пространственного мышления, мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, графомоторных навыков и умения создавать постройки, конструировать.Примерные темы «Собрать цепочку», «Чья выше башня», «У кого бусы длиннее» и др.

4.  Конструктор-липучка

Он не только развлекает ребёнка, но и приносит большую пользу: с ним мы тренируем пальчики, в игровой форме знакомим с цветами и оттенками, развиваем конструктивные способности, творчество, мышление, память, логическое мышление. Он гигиеничен  (его можно мыть) и полностью безопасен для детей. 

-Предлагаю вам взять детали конструктора, разъедините их, соедините их. На что похожи эти шарики-колючки?

-Помните в детстве рвали репейник и делали из него разные поделки?

Принесешь домой, а мама ругается, что опять всякий мусор с улицы принесла. А вот современным детям в этом плане повезло у них теперь есть тоже репейник, только он не такой колючий, разных цветов.

-Сейчас я расскажу, как работать с конструктором. Как и любая развивающая игрушка, этот конструктор принесёт пользу , только если вы будете правильно с ним заниматься и покажете ребёнку все его интересные возможности.

-Малышам 3 года для начала нужно давать совсем простые задания.

-Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направленным.

      Чтобы конструктор помогал развитию ребёнка, сначала нужно давать лёгкие  задания.

 Сейчас вы услышите музыку, которая подскажет вам ту тему, на которую вы будите творить – конструировать что-либо. Со своими детьми я часто практикую такой подход к конструированию, как музыкальное сопровождение, это способствует…..

5. Конструктор из губок; Изготовленные из губок все детали конструктора, достаточно крупные и яркие, стойкие, прочные на разрыв, экологически безопасные, к тому же – это прекрасная игрушка для сенсорного развития ребенка. Мягкий конструктор способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук, точности глазомера, концентрации внимания, координации и последовательности движений. Тематика конструктора очень разнообразна, что делает его еще и познавательными для детей. Я выбрала для детей мягкий конструктор с губками разного размера, цвета, величины и формы, с изображением фигурок животных и птиц, автомобилей и т. д. Некоторые губки пришлось разрезать на необходимые детали.

6.Конструктор из трубочек.

Следующий вид конструктора, который способствует развитию фантазии, инженерного мышления, мелкой моторики ребенка.Закрепляет у детей знание геометрических фигур; названия цветов; порядковый и количественный счет, понятия «короткий и длинный». Детское творчество неотъемлемая часть процесса развития ребёнка. Для игры ребенку не обязательно иметь много игрушек. Важно чтобы дети развивали фантазию и научились видеть в обыденных вещах что-то новое. Для этого прекрасно подходят поделки из подручных материалов. Коктельные трубочки – прекрасный материал для детского творчества. Трубочки яркие, красивые, податливые. Конструктор легко разбирается и собирается. При нанизывании на проволоку дети используют чередование разноцветных трубочек в разных вариантах. Придумывают новые поделки: флаг, дом, забор, качели,трава и др.

С данным конструктором я работаю по схемам. Предлагаю вам попробовать на практике собрать фигуру по выбранной вами схеме.

https://1.allegroimg.com/s400/03425d/9b8bd67848b8888583e37d092551

7.Конструктор из веревочек.

 Данный вид конструктора работает как по схеме, так и без схемы, для детей постарше. Тренируется пространственное мышление, мелкая моторика, развивается творческое начало..  Для своей возрастной группы я использую простые схемы. Перед вами некоторые из них, предлагаю вам сделать выбор, работать по предложенной схеме, выкладывая фигуру, либо придумать что-то свое.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ТЕХНИЧЕСКОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ» ПЕДАГОГ МБДОУ Д/С № 1 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. КАРАЧЕВ Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: Авторы: Кашуба С.В., методист Дронякина Т.Н., воспитатель

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Воспитатель Хавшабо Е.И. стаж работы 24 года высшая кв. категория Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики». на 2015–2018 учебный год старшая возрастная группа

Актуальность Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать п...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развив...

Роль конструирования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Происходящие в обществе преобразования порождают новые требования для развития дошкольников в дошкольных образовательных организациях. Одним из них является развитие творческих способностей у дошкольн...

Доклад для педагогов по нетрадиционному рисованию в детском саду Флюид арт (Fluid art), как технология развития творческих способностей детей.

Доклад для педагогов по нетрадиционному рисованию в детском саду Флюид арт (Fluid art), как технология развития творческих способностей детей....