Мои статьи
материал на тему

Малашковец Виктория Леонидовна

Предварительный просмотр:

Малашковец В. Л., воспитатель,

негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 156 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

 ст. Челябинск Южно-Уральская железная дорога

Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по поликультурному воспитанию»

Окружающий нас мир меняется, и меняемся мы. Мы живем на Урале, регионе насыщенном культурными и этническими особенностями и детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.  

Перед педагогами стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал враждебнее для всех и каждого. Мы сформулировали для себя задачи:

-Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.

-Воспитать у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.

«Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по моему точно выражает сущность педагогики и объясняет,  почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей.   Вот почему я работаю над темой: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них толерантности».  Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.

Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества - приоритетный вопрос системы российского образования. Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект-субъектная среда, обусловливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.

Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов. Личность рассматривается в науке как многогранные, многоаспектные свойства человека и как целостное явление.

Исходя из этого, социокультурная толерантность представлена как единство

  • познавательного,
  • эмоционально-нравственного
  • поведенческого компонентов

Познавательный компонент представляет собой информационную базу, то есть все то, что составляет содержание истории и культуры страны, мира (макросоциума); народа, края, региона, города; района (мезосоциума); детского сада, семьи (микросоциума).

Только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания вырабатываются программы социального поведения человека, происходит формирование человека как личности. Однако процесс воспитания обусловливается не только активностью личности, социальной средой жизнедеятельности, но и культурно-историческими факторами. История, культура, традиции выступают факторами воспитания социокультурной толерантности как основы зарождения гражданских чувств и позиции подрастающего человека. Это имеет особое значение в связи с усилением миграционных процессов.

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание уважения к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве  будет способствовать толерантному  отношению к людям разных национальностей и культур.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста; потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений; необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Нами  решались следующие задачи: 

1. Раскрыть содержание процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, уточнить содержание понятия «толерантность» в контексте дошкольного возраста.

2. Определить возрастные особенности процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить и охарактеризовать основные этапы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выделить критерии толерантности применительно для детей старшего дошкольного возраста.

5. Обосновать условия формирования толерантности у дошкольников в воспитательной среде дошкольного учреждения;

6. Разработать и экспериментально апробировать программу формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Объектом исследования является процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Предметом исследования являются дети старшего дошкольного возраста как носители толерантности.

Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой,  мы помогаем детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к культуре и традициям других народов. В этом нам  помогает  программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики: «Наш дом - Южный Урал» Е.С. Бабуновой.

Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознания своего национального «Я», расширения информационного уровня, формирования эмоциональной отзывчивости, дружелюбия актуально и общезначимо.

Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Задачи программы:

— способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;

—формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона;

—развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала.

Результатом педагогической работы рассматривается воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики. Приобщение детей к народной культуре предполагает развитие у детей эмоционально-действенного отношения, информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурную социализацию.

Содержание программы строится на принципе сквозной реализации идей народной педагогики.

Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики является результатом образовательного процесса. В связи с этим данный результат можно рассматривать как одно из проявлений образованности личности, характерной для 6-7 лет.

Идеи народной педагогики в программе «Наш дом — Южный Урал» реализуются через средства народной педагогики.

Приступая к работе, мы  сформулировала для себя задачи:

Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.

Воспитание  у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.

В основе их решения лежат следующие концептуальные идеи:

Обоснование понятия «толерантность» как одного из важнейших направлений гуманистического воспитания.

Формирование понятия «толерантность» как основы новой социальной идеологии, включающей такие понятия как: личность, семья, гражданственность, общество.

Развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждения конфликтов, экстремизма и насилия.

Формирование понятия «толерантность» как основа этических представлений.

Основными направлениями, через которые реализуется  поликультурное образование детей является:

•        Непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;

•        Развитие пространственной среды

•        Самостоятельная деятельность детей;

•        Взаимодействие с семьями детей

Создание условий для успешного поликультурного воспитания:

Эффективное развитие гуманных чувств дошкольников должно происходить при условии, когда фольклор естественно вплетается в жизнь группы детского сада. Поэтому целесообразно начинать работу по интересующей проблеме именно с русского фольклора, как наиболее понятного и доступного детям. Затем продолжать работу средствами татарского и башкирского фольклора, проводя параллель с русским фольклором и между собой.  Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем, включающих основные жанры фольклора, русского, татарского, башкирского. Данное построение дидактической модели позволило логически объединить все этапы, и вызвать заинтересованное отношение у детей. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения.    Поэтому мы начали  знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.

Начальным этапом нашей   работы  стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в группу ребенка. Традицией группы является встреча с интересными людьми разных профессий и национальностей,

создание фотоальбомов по темам:

  • «Мы такие разные, но мы вместе»
  • «Семья»», «Мой город»
  •  «Мой дом Южный Урал»
  • «Семья за здоровый образ жизни»
  • «Праздничный семейный календарь»

Цель: углубить знания детей о семье, о родном крае, о родном городе и его жителях.

В альбоме «Семейный календарь» можно узнать, какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями. Широко используется проведение групповых экскурсий,  

Проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные темы: «Мастерская осени», «Снежный экспресс», «Моя мама рукодельница», «Мы ждём тебя олимпиада!». Проводятся выставки авторских сказок  по темам: «Посуда», «Мой город», «Любимое блюдо моей семьи»

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.

Нами разработаны следующие этапы организации выставки-конкурса :

  • Объявление темы предстоящего конкурса .
  • Проведение групповых консультации о порядке проведения и критериях конкурса.
  • Представление конкурсных работ под номерами (анонимно) на неделю и каждый посетитель выставки имеет право проголосовать за понравившуюся работу,  опустив жетон с номером работы в урну для голосования.
  • Подпись работ выставки-конкурса.
  • Подсчитывание голосов.
  • Объявление победителей. 
  • Торжественное публичное награждение семей-победителей грамотами за три призовых места перед праздничным утренником или на родительском собрании.
  • Торжественное публичное награждение семей-победителей грамотами за три призовых места перед праздничным утренником или на родительском собрании.
  • По окончании выставки все работы используются для украшения интерьера группы.

Очень интересная, на наш взгляд,  такая форма работы с детьми и родителями –фоторепортажи, такие, как  : «Самый лучший папа на свете», «Мой папа в армии служил», «Дружная семья гору сдвинет», «Семейные традиции», «Я и моя мама», «Красота родной земли», «Самые красивые места в городе» и др. Так мы связываем жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны.

Этапы организации выставок фоторепортажей следующие:

  • Проведение бесед, тематических занятий с детьми.
  • Объявление темы фоторепортажа.
  • Совместная работа родителей и детей:
  • Сбор информации – интервью, подборка фотографий;
  • Составление рассказа – репортажа;
  • Оформление фоторепортажа для выставки.
  • Оформление выставки фоторепортажей.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении строится по принципу календарно-тематического  планирования. При изучении проекта недели мы  обращали  внимание детей на краеведческий характер предметов рукотворного мира. Например, на  тематических неделях "Игрушки" дети знакомились с теми игрушками, в которые играли родители и бабушки. Совместно  с родителями мы организовали мини- музей «Забава». Некоторые экспонаты  мы делали совместно с детьми (кукла на ложке). Дети знакомились с народными традициями, узнавали,  что куклы бывают игральные, обереговые и обрядовые. В рамках реализации темы «Посуда», дети  узнали, что в  городе Южно-Уральске есть фарфоровый завод, где изготавливают чайную и столовую  посуду. Детей знакомили с росписью на посуде.  При ознакомлении с темой недели «Мой город – лучший на планете» у детей расширилось  представление о родном городе и его достопримечательностях, об  улицах,  на  которых  живёт  каждый  из  детей  группы,  и  об  улице,  на  которой  находится  детский  сад, расширяется актуализация  и активизация  словаря  по  теме «Наш  город». Нами  были созданы мнемотаблицы по ознакомлению с достопримечательностями  города, разработана авторская пальчиковая гимнастика  «Люблю по городу гулять», где дети в игровой форме запоминают лучшие места Челябинска.

Во время проведения тематической недели "Моя семья" дети знакомятся с семейными традициями, праздниками, национальными блюдами, а так же правами и обязанностями по отношению к другим членам семьи  с учетом особенностей  проживания в данном регионе. В течение  недели приходят родители,  показывают и рассказывают о домашних коллекциях. При изучении животных и птиц, мы  знакомим  детей с обитателями южного Урала.

Таким образом, целостная система позволяет в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Список использованной литературы:

  1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
  2. Бережнова, О.В. Образовательная программа как модель организации образовательного пространства в ДОУ  / О.В. Бережнова // Воспитатель ДОУ. 2010. №7. 
  3. Барадулин  В.А.  Народные росписи Урала и  Приуралья. Крестьянский  расписной  дом.  - Л.:  Художник  РСФСР, 1987.
  4. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1996.
  5. Наш дом - Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. составители Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова - Челябинск: Взгляд, 2005
  6. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.-
  7. № 6.
  8. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.
  9. Скоролупова, О.А. Образовательные области ООП дошкольного образования и их интеграция. Комментарии. / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Журнал Дошкольное воспитание. - 2010. - №7.
  10. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
  11. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
  12. Зимина А.Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.
  13. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.
  14. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и
  15. младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.
  16. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.
  17. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия :пособие для старшего дошкольного и младшего школьного возраста- М.:просвещение,2005.-95с.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  с детьми старшей группы

Воспитатель: Малашковец Виктория Леонидовна

 Вид занятия: изобразительная деятельность

Образовательная область: « художественно-эстетическое развитие» с учетом интеграции образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное», «речевое»

 Тема: Коллективная работа по изготовлению открытки-плаката к

международному Дню Семьи

Программное содержание:

1. Образовательные задачи: расширить представления детей о праздниках, связанных со значимыми событиями страны и мирового сообщества; в том числе о международном Дне семьи.

2.Развивающие задачи: формировать умение самостоятельно выполнять задание, используя полученные навыки в соответствии со схемами, моделью трудовой деятельности.

3. Технические задачи: закреплять умение пользоваться шаблонами, рационально расходовать материалы; отрабатывать технику вырезывания из бумаги

4.Воспитательные задачи: вызвать интерес и желание трудиться в команде, работая на коллективный результат; воспитывать уважительное отношение к родственникам; готовить своё рабочее место, убирать после работы.

Словарная работа: Международный, композиция

Предшествующая работа: беседа о значимых и интересных событиях в стране, городе, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Материалы:

  • Перекидной календарь праздников формата А-3; бейджики и таблички основных цветов (по количеству команд); лист ватмана с фоном на магнитной доске; мольберт с иллюстрациями по теме.
  • Конверты с заданиями для команды: схемы, шаблоны. На отдельном  столе для выбора детьми необходимые материалы для работы: цветная бумага разной фактуры; простые карандаши; ножницы; клей, салфетки, коробочка для обрезков.

Ход занятия

Организационный  момент

Мотивация  на деятельность: работа  с календарём - найти листок с предстоящим праздником. Перелистывая календарь, остановиться на листке – Новый год, 23 февраля, 8 марта, и вспомнить об этих событиях, вызывая у детей эмоциональный отклик

Воспитатель: Ребята, подходит к концу учебный год, мы прожили этот год очень содержательно и интересно. Давайте вспомним, какие праздники мы встречали, а в этом нам поможет календарь знаменательных  дат и событий. Год начался с 1 января. Какой праздник мы встречали?

Воспитатель (перелистывает календарь)

Вопросы:

 Кого поздравляли с праздниками? Как поздравляли и почему? Перевернув страницу календаря на 1 мая – что это за праздник? Весны и труда. Взрослые идут на демонстрацию.

А это какой праздник? Да. Самый главный. Как он называется? Почему? Какой следующий праздник? Это международный праздник семьи. А что же такое семья?

(ответы) А вы знаете пословицы о семье? (Ответы детей)

По всему миру отмечают этот праздник, поздравляют своих родных.

И в нашем саду мы будет отмечать такой праздник, когда придут наши родители, братья и сёстры. Как можно поздравить наших родных? (ответы детей: купить подарок, рассказать стих, спеть песню, и. т. д., а можно сделать подарок своими руками).  Верно, молодцы!

Давайте откроем « Мастерскую добрых дел» и превратимся сегодня в настоящих художников-оформителей и сделаем поздравительную открытку-плакат, потому что она будет вот такая большая. Мы повесим нашу открытку в фойе, и тем самым поздравим всех с днём семьи.

А сейчас посмотрите друг на друга и объединитесь в команды по цвету на бейджиках. Как быстро, молодцы! Команды сформировались, а теперь каждая команда сядет за стол с конвертом того же цвета. В них схемы и шаблоны, по которым вы будете работать самостоятельно, договорившись между собой, кто, что будет делать. В соответствии с цветом вашей команды возьмите со стола необходимые материалы и инструменты и приготовьте  своё рабочее место. (Дети садятся за столы).

 Воспитатель: – Для начала давайте вспомним модель трудового процесса, используя ладонь:

  • Для кого?
  • Что делать?
  • Что понадобится?
  • Как делать?
  • Что получится?

И не будем о ней забывать. Ну, а теперь открываем конверты.

Воспитатель: - Ваша задача: разобраться в схеме  и выполнить своё задание, используя необходимые для работы материалы и инструменты. Для выполнения нам осталось 15 минут. Я буду напоминать вам о времени.

Дети приступают к работе: договариваются; помогают друг другу; при необходимости помощь педагога.

Физкультминутка «Дом», автор Е. Железнова

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.

Солнце было, 

Дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл

Инструкция: - Ребята, когда справитесь со своим заданием, подойдите к  будущей открытке-плакату, найдите место для своих поделок и приклейте. Таким образом, сложится общая большая композиция. Я уверена, что у вас всё получится замечательно!

         Дети заканчивают работу. Помещаем открытку-плакат на магнитную доску, рассматриваем. Подводим анализ:

Как можно назвать нашу композицию?

Отражает ли она праздник и как?

Кому было  интересно выполнять задание и почему? (ответы детей)

Как вы думаете, понравится ли нашим родным, и почему вы так думаете?

Дети выражают свои эмоции по отношению к результату.

Вывод: - Да, действительно, праздник семьи самый тёплый, трогательный, и подарок получился яркий и красивый.  А за то, что вы старались и отлично справились, я подарю весёлые солнышки, которые согреют вашу семью.

Приложение: 1)конверты с заданием

                        2)Календарь праздников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...