Проектная деятельность "Добрые ладошки" для средней группы.
проект (средняя группа) по теме

Дувак Анастасия Сергеевна

Проект с детьми средней группы "Добрая ладошка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственных привычек у детей»

(анкета для родителей)

1. Как Ваш ребенок благодарит за оказанную помощь__________________________          Ваши действия, если ребенок забывает это делать:

- Напоминаете ему об этом, но шепотом, чтобы никто не слышал.

- Напоминаете ему громко, что бы все слышали.

- ничего не говорите, показывая при этом личный пример.

2. Пользуется ли Ваш ребенок «волшебными словами»___________, если нет, то как учите его это делать:

- Показываете своим личным примером.

- Не учите ребенка.

- Научат в детском саду или в школе.

3. Ребенок перебивает Ваш разговор с другим человеком, Ваши действия:

- Говорите, чтобы он подождал.

- Разговор продолжаете, не слушая ребенка.

- Прерываете свой разговор и начинаете общаться с ребенком.

4. Вы пришли в гости, Ваш ребенок прыгает на диване, Ваши действия:

- Занимаетесь чем-либо, не обращая внимания на ребенка.

- Резко осаживаете свое чадо.

-Предлагаете спросить у хозяина квартиры.

5. Кто должен первым говорить «до свидание»: ребенок или взрослый?

6. Как Вы думаете, что воздействует сильнее: пример или проповедь?

“Как воспитать добрые чувства у ребёнка?”

  1. Считаете ли вы, что воспитание доброго ребёнка, в первую очередь зависит от родителей, семьи? Почему?

   

  1. Какими средствами добиваетесь Вы доброго отношения детей друг к другу?

  1. Предотвратить жестокость детей – это значит…
  2. Какие виды наказаний Вы применяете к детям?

  1. Какие чувства, по-вашему, вызываете  Вы у ребёнка: любовь, уважение, интерес, страх, безразличие, иронию, презрение, страх, ненависть?
  2. Какие чувства у Вас вызывают дети? Верители вы в истоки их доброты? Да? Нет? Почему?

_____________________________________________________________________________

  1. Есть ли у вас дома животные или растения, кто за ними ухаживает?___________________________________________________________________
  2. “Воспитание доброты ребёнка должно начинаться с поощрения его за хороший поступок” Согласны ли вы с этим мнением?________________________________________________
  3. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: “Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру”. Ваши действия?______________________________________________________________

“Как воспитать добрые чувства у ребёнка?”

1 .Считаете ли вы, что воспитание доброго ребёнка, в первую очередь зависит от родителей, семьи? Почему?

   

2. Какими средствами добиваетесь Вы доброго отношения детей друг к другу?

3 .Предотвратить жестокость детей – это значит…

4. Какие виды наказаний Вы применяете к детям?

  1. Какие чувства, по-вашему, вызываете  Вы у ребёнка: любовь, уважение, интерес, страх, безразличие, иронию, презрение, страх, ненависть?
  2. Какие чувства у Вас вызывают дети? Верители вы в истоки их доброты? Да? Нет? Почему?

_____________________________________________________________________________

  1. Есть ли у вас дома животные или растения, кто за ними ухаживает?___________________________________________________________________
  2. “Воспитание доброты ребёнка должно начинаться с поощрения его за хороший поступок” Согласны ли вы с этим мнением?________________________________________________
  3. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: “Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру”. Ваши действия?______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Оформить  зал  советами Монтессори о воспитании детей:

- Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.

- Не вводить ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.

- Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных.

- Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.

- Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому.

слов М. Пришвина : «Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».

Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии  и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.

  Ребенок впервые узнает из сказок, что  вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи.  Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.

 Воспитание доброты -  одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты.

Свою работу мы начинали в детском саду  со словарей Даля В.И. и Кона И.С. в них рассматривали понятия «доброта».

Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. [2, с.30] 

Добрый- несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. [2, с.30] 

Добрый - хороший, нравственный. Добрые дела. [2, с.31] 

Добрый - дружески близкий, милый. [2, с.31] 

Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям. [2, с.35] 

Добрый -  охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый. [2, с.35] 

Добрый -  свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку. [2, с.35] 

Добрый - выражающий расположение, сочувствие. [2, с.36] 

Добрый - основанный на желании добра людям; нужный, полезный. [4,с.45]

Добрый - благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, (добро)сердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, отзывчивый, чувствительный, (веро)терпимый, милосердый, ласковый; добряк, добрячок, душа-человек, золотое сердце, добрый самарянин, человек редкой души, ангел во плоти, доброта неизъяснимая; бравый, хороший; человеколюбивый, неплохой, большого сердца, добренький, предобрый, нравственный, близкий, сахарный, стоящий, большой, предобрейший, благий, основательный, славный, путный, простодушный, добрейший, добросердечный, завидный, первый сорт, участливый, важнецкий, приветливый, недурной, хоть куда, здоровый, безукоризненный, большущий, богоугодный, милостивый, порядочный, ладный, изрядный, отличный, недурственный, кроткий, мягкосердечный. [4, с.45] 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Нравственное воспитание дошкольников»

 

Опросы, проведенные среди родителей, показывают, что до 2-2,5 лет большинство из них не считают провинившегося ребенка виноватым. "О какой вине тут можно говорить? Ведь он не понимает, не может сдержать себя, а раз не может - не виноват" - такова обычная логика рассуждений. Но как проверить: может сдержать или нет? Как уловить ту невидимую грань, до которой ребенок не может, а после которой может сдержать себя, подавить желание овладеть влекущим предметом, иначе: поступить сознательно, произвольно?

 

 Поставим ребенка в определенную ситуацию. Попросим его не смотреть на новую игрушку, которую будем распаковывать у него за спиной. Сколько выдержит? Вот принесли коробку, зашуршала бумага... нет, не выдержал: любопытство одержало верх. Но так поступают не все, значительное число 3-летних, тем более 4-летних смогли выдержать испытание. А это значит: они уже могут контролировать свое поведение, могут вести себя произвольно. Следовательно, способны выполнять и простейшие нравственные нормы.

 Произвольность - важная, нонеединственнаяпредпосылканравственногопоступка. Мызнаем: к началудошкольноговозраста у ребенкаформируетсяречь, развиваютсямышление, восприятие, память. Возникаютпервыепредставления о простейшихнравственныхнормах, о добре и зле. Большинствоиз них ребенокузнаетот нас, взрослых. Конечно, не в ходеспециальныхуроков. Общение, конкретныежизненныеситуации - вот обычныйконтекст "нравственнойпедагогики". "Не лги", "неотбирайигрушки у младших", "необижайслабого", "умейподелитьсяподарком" - десятки и сотни раз слышит это дошкольник в семье, в детскомсаду, наулице, в транспорте... Помогают и сказки, книжки, кино: тут люди и звери, растения и предметывоплощают в себедобро и зло, сердечность и жестокость, радушие и эгоизм. Немалозначит и "социальноенаучение": малышвнимательнонаблюдаетзаповедением и отношениямивзрослых. Сочувствие, взаимопомощьродителейпоотношениюдруг к другу, так же как и неучтивость и эгоизм, - все вызываетрезонанс, все оставляетслед в сознанииребенка.

 

Итак, к началудошкольноговозраста (к 3-4 годам) ребеноквходит в сферунравственныхотношенийлюдей. Онзнаетмногиенормы и способенихсоблюдать. А значит, несетличнуюответственность и заихнарушение. Ноименнотеперьпереднами в полныйроствстаетглавнаязадача: как сделать так, чтобыребенокнетолько мог, но и хотелсоблюдатьморальныенормы? Как воспитать у негонравственныемотивы?

 Проще всего - заставить. Будь честным - получишь награду, обманешь - жди наказания. Награды и наказания бесконечно разнообразны. Подарок, улыбка, слово одобрения, выразительный взгляд, интонации голоса, ласка или ее отсутствие - все может служить средством награды и наказания. Можно одобрить или наказать прямо, а можно - косвенно, например, сравнив поступок ребенка с поведением знакомого ему сказочного героя - доброго или злого. Дошкольник ждет одобрения близких взрослых, страшится наказания и поэтому старается соблюдать нормы и требования. Так возникаем и работает один из главных нравственных мотивов дошкольника - стремление сохранить и упрочить позитивное отношение к нему близких, значимых взрослых. Назовем этот мотив мотивом, ориентированным на внешний, социальный контроль.

 Часто спрашивают: можно ли наказывать малыша? Ну а можно ли обойтись без наказаний? Увы! В реальной жизни не так уж редко встречаются ситуации, когда мы не можем и не должны быть равнодушны, когда надо решительно и быстро сказать ребенку "нет". И мы прибегаем к наказанию. Каким оно может быть? Тут нет готовых рецептов. Конечно, физическая боль, грубое слово недопустимы. Они травмируют психику ребенка, нарушают его "базовое доверие" к нам. Дозировка и форма наказания всегда индивидуальны, умение пользоваться ими - особое мастерство. Важно лишь одно, каким бы ни было наказание, оно не должно коснуться духовной нити доверия и любви, связывающей нас с малышом. Не должно унизить его человеческое достоинство.

 

 И все же мы видим: нравственное поведение, построенное лишь на внешнем контроле, на поощрениях - наказаниях, прагматично. Малыш выполняет нормы не потому, что он "добр", "честен", "справедлив", а потому, что ему выгодно их соблюдать. Нарушать же - невыгодно: можно "нарваться" на наказание. Такое нравственное поведение нуждается во внешней опоре - социальном контроле. А что если этот контроль ослабнет? Если он исчезнет совсем?

 Конечно, в жизни дошкольника это случается редко. Он почти всегда на глазах у взрослых: родителей, воспитателей, посторонних... Постоянное присутствие взрослых, их "всепроникающий" взгляд могут создать у ребенка иллюзию: даже если взрослого рядом нет, он все равно, рано или поздно, узнает о нарушении, догадается, "увидит по глазам". Так происходит "вращивание" внешнего контроля: теперь уже не сам взрослый, а лишь образ его в сознании ребенка становится носителем контроля, постоянно бодрствующим "стражем нравственности".

 Но увы! Проходит время, и неустанный "страж" засыпает. Школьник, подросток все чаще "выпадает" из поля зрения взрослых, все меньше его страх перед внешним контролем. Придет час - и бывший дошкольник станет юношей, взрослым, создаст семью. Каким он будет там - в отношениях с женой и детьми? В отношениях, скрытых от внешнего контроля, от чужого глаза? Устоят нравственные мотивы или, лишившись своей внешней опоры, исчезнут, не оставив следа?

 Итак, сделаем вывод: с возрастом внешний контроль ослабевает. В отношениях ребенка с людьми образуется область, недоступная внешнему контролю, пространство, в котором ребенок остается "один на один" с нравственной нормой. И если нравственное поведение опиралось лишь на контроль - с падением последнего исчезнет и оно.

 Новедь это опасно. Не в этомлиоднаизпричинудивительногоявления, поразительногопротиворечия: резкогоконтрастамежду "трудностью" воспитаниядошкольника и подростка? В самомделе, дошкольникобычнособлюдаетнормы, требованиявзрослых. Особыхпроблем с ним нет. Нооткудажетрудныеподростки? Почемутрудностьподростковоговозраста, частотанарушенийподросткаминравственных и правовыхнормвырастают в целуюпроблему? Непотомули, что ослабеваетвлияниевнешнегоконтроля? Непотомули, что воспитать у ребенкамотивы, независящиеоттакогоконтроля, мынесмогли? Если это так, то и средидошкольниковчислодетей, способныхсоблюдатьморальнуюнорму при отсутствиисоциальногоконтроля, должнобытьнеоченьвелико. Проверим это.

 Предложим детям-дошкольникам поиграть в простую игру: перекладывать из ведра в банку шарики от пинг-понга особой, У-образной лопаткой. Если плоская часть лопатки будет несколько вогнутой, дети легко справятся с задачей. Теперь попытаемся в словесной форме задать малышу "нравственную задачу". Расскажем ему историю про мальчика, которому взрослый дал задание: переложить шарики лопаткой, не трогая их рукой, а за это обещал красивую марку. Взрослый ушел, оставив мальчика одного; ребенок, не сумев переложить шарики лопаткой, переложил их рукой, а когда взрослый вернулся, обманул его и получил марку.

 Убедимся, что наш "испытуемый" хорошопонялрассказ, и зададимвопросы: хорошопоступилмальчик или плохо? Что онсделалплохого? А как бытыпоступилна его месте? Цельвопросов - выяснить, знаетли наш малышзаложенные в рассказенормы ("держатьданноеслово", "необманывать") и считаетлиихсоблюдениеобязательным для себя.

 А теперь приступим к самому главному. Поставим малыша в реальную ситуацию: точно такую же, о которой он только что судил на словах. Предложим ему переложить шарики, не трогая их рукой, положим на стол красивую марку, выйдем из комнаты и будем скрытно наблюдать за его поведением. Только вместо вогнутой лопатки дадим лопатку с едва заметной выпуклостью: этого достаточно, чтобы сделать выполнение задания очень трудным. Вот ребенок, рассчитывая на быстрый успех, бодро приступает к выполнению... вот он задумался, осматривает лопатку, глядит на марку... Наступил решительный момент: сможет ли сдержать слово, удержаться от соблазна получить награду нечестным путем?

 

 Результаты подтвердили наши сомнения: на словах почти все дети 3-6 лет соблюдают норму "честности", на деле - многие нарушают ее. Нарушают, но только в отсутствие взрослого: ведь тогда нарушение не оставляет следов. Если же взрослый остается в комнате, почти никто из детей не пытается переложить шарики рукой. Вот оно - сдерживающее влияние внешнего контроля!

 Попробуем и другиеметоды. Предложимребенкувыполнитьпростоезадание (вырезатьфлажкиизбумаги), еслион его выполнит, дадимкрасивуюмарку. "Тыможешьвзять эту маркусебе, а можешьопустить в эту коробочку. Изэтойкоробочкимаркипойдутнавыставкумарок, котораябудетустроена в детскомсаду". И тут оказалось: насловахбольшинстводошкольниковотдаютмарку "наобщеедело", наделена это способнынеболее 10% детей, да и то в старшемвозрасте. Насловахдошкольникисправедливоделятмеждусобой и партнеромигрушки, наделебольшинстводетейзабираютлучшиеигрушкисебе. А вот если "дележ" происходитнаглазах у партнера-сверстника, число "справедливых" резкорастет. Опять - внешнийконтроль, наэтот раз - состоронысверстника. Чем старшедети, тем онсильнее.

 И все же мы видим удивительную вещь: среди дошкольников есть дети, способные проявить честность, взаимопомощь, справедливость даже при отсутствии внешнего контроля! И число таких детей к старшему дошкольному возрасту растет. На каком же мотиве основана такая нравственность? Что заставляет ребенка "просто так", бескорыстно, соблюдать нравственные нормы? Может быть, сопереживание, сочувствие другому человеку? Предвосхищение того, что несправедливый поступок заставит другого страдать, а значит, и у меня самого оставит неприятное, безрадостное чувство?

 Слов нет, сопереживание, сострадание - хорошие, гуманныечувства. Даже2-летниймалышможетподелитьсялакомством с близкимчеловеком, способенстрадать, видястраданияблизких. В еще большейстепениспособен к состраданиюдошкольник. Номожетлиподлинная, бескорыстнаянравственностьбытьосновананасострадании? Врядли. Ведьсочувствовать, сострадатьмыспособныневсем: толькоблизким, толькосимпатичным нам людям. Невозможнолюбитьвсех. А вот нравственнымнадобытьсовсеми. Честность, добро, справедливостьребенкапоотношению к близким, любимым еще можнообъяснитьсостраданием; но как объяснитьтакиепоступкиребенкапоотношению к посторонним, неблизким, нелюбимым? А ведьнравственностьпосамомусвоемусмыслууниверсальна; она отрицаетпринцип "коголюблю, того и милую". Да и опытпоказывает: еслималышсоблюдаетнормы в "абстрактной" ситуации с шариками, то с большойвероятностьюможнопредсказать, что онсправедливоразделитигрушки. Еслиженарушаетнормучестности, то и игрушки, как правило, делитнесправедливо; сочувствиеобиженномусверстнику тут остаетсялишьмысленным и наповедениеневлияет. Нет, подлинныймотивбескорыстногоповедениянадоискатьвдругом.

 Попробуемтеперьвоспитать у детейспособность к бескорыстномунравственномупоступку. Для контроляуспешности "воспитания" возьмемситуацию "Честность" (опыт с шариками). Сравнимразныеспособыпедагогическоговоздействия. Преждевсегонаиболееизвестный - способнравственногопримера. Пустьребенокнаблюдает, как задание с шарикамивыполняет "модель" - взрослый или сверстник. Пустьвидит, как модель "колеблется", оченьхочетполучитьмарку... но все жеотказываетсяотнаградырадисоблюдениянормы. Повлияетлитакойпримернасобственноеповедениеребенка? Оказалось, воздействиенеэффективно. Вновьпоставленные в ситуациюодиночноговыполнения, детипродолжаютнарушатьправило, хотя и видели, что этогонеделаютдругие.

 Попробуем другой метод. Предложим ребенку поиграть красивой электрической игрушкой (луноходом). Подстроим ситуацию так, чтобы в ходе игры машина "ломалась". Конечно, мы "огорчены": сломана дорогая игрушка. Огорчен и малыш. Но будем мягкосердечны, "простим" малышу его оплошность: "Ладно, ничего не поделаешь, куплю другую". А теперь опять поставим ребенка в контрольную ситуацию опыта. Не поможет ли испытанное ребенком чувство "вины и прощения" появлению у него нравственного мотива, желания "быть хорошим, честным, справедливым"? Ведь и мы, взрослые, в жизни нередко испытываем такие желания после удачно ликвидированных последствий наших оплошностей в отношениях с другими людьми. Выяснилось, метод "вины и прощения" гораздо успешнее, чем "метод нравственного примера", но все же успехи его довольно скромны.

Наиболее эффективнымоказалсятретийметод: метод "сменыпозиции". Воспользуемся тем, что малышнаходится в неведенииотносительнонашегознания о его проступках: оннезнает, что мынаблюдализа его поведением и видели, как оннарушилнорму. Предложим ему роль "учителя и контролера". Пустьонучитдругихдетей, как правильноперекладыватьшарики, и следитза тем, чтобы при этомнебылонарушений. Наденеммалышунарукавповяжу, оставимдетейнаедине и посмотрим, что произойдет. Опытыпоказали: насловах все детисогласилисьбыть "учителем", нодалеконе все детиприняли эту рольнаделе. Некоторыеизнаших "помощников" нетольконепрепятствуютнарушениямсверстника, но и помогают ему скрыть эти нарушенияотэкспериментатора. Нозатоте, которыепринялироль, ведутсебяоченьактивно: показывают, объясняют, когдажесверстник предлагает "переложитьрукой", указывают на необходимость "держатьслово", "необманывать"... просто трудно поверить, что сами-то они недавно вели себясовсем по-другому. И вот что интересно - когдадети, принявшие позицию "учителя", оставались одни и вновь получали заданиепереложитьшарики, почти все они предпочли отказаться от обещанной награды, нословосвое сдержали.

 Что произошло - понять нетрудно. Изменились отношение ребенка к самому себе, его нравственная самооценка. В самом деле, малыш уверен, что мы не знаем о его нарушениях, но сам-то он знает о них. Знает и то, что нарушение и обман плохо. А значит, он не очень высокого мнения о своих "нравственных достоинствах" (что, впрочем, не мешает ему нарушать нормы). И вдруг - такое доверие: он - "учитель", "контролер", "помощник взрослого". Вместо заслуженного наказания - незаслуженная и неожиданная награда. И малыш "вырастает" в собственных глазах. Стремится оправдать оказанное доверие. И заметим, не для того чтобы получить за это награду или похвалу, а для того чтобы сохранить и упрочить неожиданно и внезапно возникший положительный "образ самого себя". Сохранить и упрочить представление о себе как о "честном", "добром", "справедливом"... А это стоит того; чтобы отказаться даже от самой привлекательной награды.

Итак, прием "сменыпозиции" приводит к появлению у ребенка "положительного представления о себе" - это и есть тот нравственный мотив, который не зависит отконтролясостороны. И не зависит отнаших эмоциональных отношений к другим, отнаших симпатий и антипатий. Хочешь чувствовать себянравственным, честным, справедливым - поступай нравственно с человеком, даже несимпатичным тебе, и не жди за это награды.

В действительностинравственнуюсамооценку у малышаможносформировать и по-другому. Например, путем обыкновенного позитивного эмоционального общения с ребенком. Общения, которое, казалось бы, к нравственному поведению прямого отношения не имеет: ну что, например, общего между ситуацией "Честность" и совместными просмотрами мультфильмов, походами в лес, веселыми играми? И тем не менее дети, прошедшие через такое длительное общение совзрослым, значительно чаще совершают нравственныепоступки в "опытах с шариками", чем другиеих сверстники. Да и прием "чувствовины и прощения", как мывидели раньше, тоже влияет, хотя и не так эффективно. Что же общего у этих способов воспитания? В чем же тут секрет, что создает у дошкольниканравственнуюсамооценку?

 Теперь мы это знаем. Это стиль общения. Содержание этих способов разное, но стиль общения - одинаковый, бескорыстный. Прощаем ли мы проступок малыша, отдаем ли ему свое время, силы и душевную теплоту в обычном общении, оказываем ли доверие "нарушителю" - во всех этих случаях мы действуем бескорыстно, ставим потребности и интересы ребенка выше своих собственных. А тем самым даем ему возможность почувствовать себя значимым, достойным внимания и доверия - создаем у ребенка "положительный образ себя". Но ведь этот образ неотделим от нравственного поступка.

А вот общение, лишенноедоверия и бескорыстия, общение, основанноетолькона "взаимности", для этогонеподходит. В рамкахавторитарного и дажедемократическогообщенияможетформироватьсялишьпрагматическаянравственность - нравственность, основаннаянавнешнемконтроле.

Итак, мывидим: нравственноеразвитиеребенка-дошкольника - сложный и противоречивыйпроцесс. Вначалеонохватываетлишь "вербальнуюсферу": ребенокосваиваетнормы "насловах", в поведениижелегконарушаетих. Постепенно, шаг зашагом, нравственныенормыначинаютвлиять и напоступкиребенка. Усиливаетсявнешнийконтрольсосторонывзрослых, возникает и растетконтрольсосторонысверстников. Формируютсяпрагматическоеморальноеповедение, прагматическиенравственныемотивы.

 Но в тожесамоевремяразвитиесознанияребенка, усвоениеимпредставлений о добре и зле, "соприкасаясь" с бескорыстнымобщениемсостороныблизкихвзрослых, "высекаетискру" нравственностиновоготипа - нравственности, основаннойнапотребностиребенкасохранить и упрочитьположительныйобразсебя. Нравственности, свободнойотвнешнегоконтроля. Нравственности, способнойустойчивонаправлять его поведениевопрекиизменчивостисимпатий и настроений.

 И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

 

                                                             Педагог-психолог      Морева О.В.



Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НАШИ ДОБРЫЕ ЛАДОШКИ»

Беседы (В.И.Петрова, Этические беседы с детьми 4-7 лет)

  • Праздник вежливости (с.13). Цель: обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.
  • Почему нужно уметь уступать? (с.26). Цель: Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
  • К чему ведут ссоры? (с.27). Цель: Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
  • Добрые дела (с.46). Цель: Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
  • О правде (с.50). Цель: Объяснить детям, что всегда надо говорить правду. Что правдивость и честность – хорошие качества человека.
  • Я люблю трудиться! (с.57). Цель: Рассказать детям о полезности и значимости труда.

Чтение и обсуждение художественных произведений

  • Стихи и сказки о доброте.
  • В.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья».
  • А.Кузнецова «Подружки».
  • Сказки (уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии):

- Волк и лиса

-Жихарка

-Сестрица Аленушка и братец Иванушка

-Волк и семеро козлят

-Лиса и заяц

-Красная шапочка

-Два жадных медвежонка

-Красная шапочка

-Морозко

Развитие речи: составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок «Добрый поступок».

Коммуникативные игры:

        - Цветок добра

        -Улыбнись другу

        -Давайте познакомимся

        -Пингвины на севере

        -Доброе животное

Дидактические и словесные игры:

        -Найди ладошку друга

        -В мире сказок

        -Добрые и вежливые слова

        -Превращения

        -Кто больше знает добрых слов

        -Оцени поступок

        -Чудо-дерево.

Занятия.

О.А.Шорохова «Сказкотерапия»

  • «Добрая темнота», стр.27.
  • «Ласковый цветок и сердитые тучки», стр.39.
  • «Цветок-лепесток», стр.45.
  • «Жадный великан», стр.52.

Н.В.Микляева «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет»

  • Наши имена. Ласковые слова, стр.130.
  • Кто я такой и что я могу?, стр.134.
  • Пожалуйста!, стр.153.
  • Когда нам смешно, стр.162.

Продуктивная деятельность:

        -Копилка добрых дел.

        -Конструирование Дерева добра.

        -Гирлянда добрых сердец.

        -Цветок для мамы.

        -Подарки сотрудникам.

Итоговое открытое занятие «Добрая сказка».



Предварительный просмотр:

Проект для средней группы.

Название: «НАШИ ДОБРЫЕ ЛАДОШКИ»

Цель проекта: воспитание нравственного воспитания дошкольников посредством совершения добрых поступков. Научиться совершать добрые поступки.

Задачи проекта:

  • Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и  обогащения словарного запаса речи детей;
  • Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;
  • Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение, как к себе, так и к окружающим людям и ко всему окружающему миру ребенка;
  • Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела;
  • Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения;
  • Побуждать детей к положительным поступкам и делам;
  • Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей.

Гипотеза проекта: «Если добрый ты, - это хорошо?»

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, краткосрочный.

Актуальность проекта: Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям.

Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Срок реализации проекта: 1 месяц

Участники проекта: Дети средней группы, родители, воспитатели (реализация).

Учреждение:  МБДОУ «Детский сад № 20»г. Кызыла республики Тыва.

Направленность проекта: формирование интереса у ребенка к общественной жизни, бережного отношения к окружающему миру, познанию себя и себе подобных, воспитание гуманных чувств.

План реализации проекта.

ЭТАП:

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

І. Основной.

Целеполагание

  • Подготовка необходимого материала для реализации проекта;
  • Подбор и изучение научной литературы и ФГТ по данному вопросу;
  • Беседа «Добрый человек. Что это значит?»

Введение в проект

  • Оценивание. Дидактическая игра «Добрый или злой» (задача: оценить героя из мультфильма, сказки, лит.произведения);
  • Вызвать у детей желание совершать добрые поступки;
  • Создание сундучка добрых ладошек детей.

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему «Нравственное воспитание дошкольников»;
  • Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников»;

ІІ. Основной.

Реализация проекта (обучающая деятельность)

  • Чтение различной художественной литературы по теме «Доброта», обсуждение поступков героев, решение проблемных ситуаций «Как поступить», заучивание стихотворений о доброте наизусть, рассказывание стихотворений родным и близким; заучивание пословиц о доброте;
  • Дидактические игры «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как помочь другому человеку», «Я знаю добрые слова» и др.;
  • Беседы «Как  порадовать маму», «Как мы можем позаботиться о старших», «Что значит быть добрым?»
  • Этюды «Улыбнемся друг другу», «Скажи доброе слово другу», «Добрые ладошки»;
  • Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о добрых поступках.

Реализация проекта (продуктивная деятельность)

  • Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец»;
  • «Цветок для мамы» (лепка из пластилина);
  • «Как мы няне помогали» (помощь в сервировке столов к обеду);
  • «Как друг другу помогаем» (работа в парах);
  • Оценивание (диагностика);

ІІІ.Заключительный.

Итоги проекта

  • Открытое мероприятие «Добрая сказка» ( с элементами драматизации);
  • Презентация проекта;

 



Предварительный просмотр:

***

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час

Когда они другим необходимы.

***

Доброта, доброта,

Доброта вам не малость,

В доброте есть любовь,

И, конечно, есть жалость!

Пусть все люди на свете

Очень любят друг друга,

Пусть не встанут меж ними,

Холода, злые вьюги!

Доброту вы дарите,

От души и спонтанно,

И пусть этот поступок

Не покажется странным!

*****

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

***

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Растает ледяная глыба

От слова доброго (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь(здравствуйте),

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости пожайлуста)

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

Несколько пословиц и поговорок посвященных добру и доброте.
***
— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

— Про доброе дело говори смело.

— Жизнь дана на добрые дела.

— Худо жить без ласкового слова.

— Доброе слово лечит, а злое калечит.

— Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

— Не одежда красит человека, а его добрые дела.

— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

— Добрые слова дороже богатства.

— В ком добра нет, в том и правды мало.

— Не ищи красоты, ищи доброты.

— кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Торопись на доброе дело, худое само приспеет.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Доброта без разума пуста.

Добрые слова дороже богатства.

За доброго человека сто рук.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, тому бог отплатит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

За добрые дела добром платят.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

. Стихи о доброте.

Доброта.

1. Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

3. И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

2. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

4. Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.

Доброе утро (Н. Красильников)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! -
Солнцу и птицам!
- Доброе утро! -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым:
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Сказка о доброте ( валеология)

На сцену выходят дети и молча садятся на стулья.

Выходит ведущий.

Вед. : Дети, почему вы такие грустные, что у вас случилось?

Реб. : У нас плохое настроение, ничего делать не хочется, на улице холодно, поиграть не с кем.

Вед. : У меня есть предложение. Давайте позовем к нам в гости волшебницу Доброту, может быть она поможет поднять настроение.

Все: Доброта, где ты? Ждут тебя дети! (под фонограмму "Венский вальс" Штрауса входит Доброта)

Доброта: Здравствуйте, дети! Что у вас случилось?

Реб. : Настроение плохое, скучно.

Доброта: Ну, это не беда, сейчас все исправим. Я расскажу вам волшебную сказку о доброте. Хотите?

Все: ДА!

Доброта: А помогать мне будете?

Все: Да!

Доброта: Занимайте свои места и начнем (под фонограмму, отрывок из оперы П. И. Чайковского "Спящая красавица") .

Доброта: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были заколдованные дети. Они были очень одинокими, ни с кем не дружили и поэтому часто скучали и болели.

Плакса: Я-бедная Плакса, я все рыдаю, из глазок слезки я все роняю, меня толкают и обижают, не уважают, не уважают (плачет).

Нытик: Начинаю охать, как мне в жизни плохо. Жалкий и несчастный я такой. Я себя жалею, я себя лелею ну, а вдруг, случится что со мной.

Каприза: Я-капризная девчонка. Я сижу у всех в печенках. А когда я, закапризничав, заною, даже кошка и собака дико воют.

Трусишка: Я, девочка-малышка по прозвищу Трусишка! Пугают меня люди, и звери, и кусты. Боюсь я даже тени, боюсь я темноты.

Обжора: Я, девочка-обжора. Жую все без разбора: И колбасу, и сушку, и сладкую ватрушку!

Забияка: Я-мальчишка Забияка! Я драчун и просто бяка! Даже девочек я бью, Очень драться я люблю.

Грязнуля: Я черноту и грязь люблю. А чистоту я не терплю. Всегда чумазая хожу, и этой грязью дорожу.

Врунишка: Я, мальчишка-шалунишка, все зовут меня Врунишка! Правды я не говорю. Вру всегда я и хитрю!

Лентяйка: Я люблю ворон считать, и в носу поковырять. Не люблю трудиться, а люблю лениться.

Попрошайка: Я, ребята, Попрошайка! Дай-ка, дай-ка! (ко всем)

Доброта: Вот так они и жили, каждый думал о себе и о своем. И вот, однажды, (одевает корону и плащ) появилась в этом царстве-государстве волшебница Доброта. Посмотрела она на этих детей и решила что нужно их спасать, а то совсем пропадут.

Доброта, доброта,

Доброта вам не малость,

В доброте есть любовь,

И, конечно, есть жалость!

Пусть все люди на свете

Очень любят друг друга,

Пусть не встанут меж ними,

Холода, злые вьюги!

Доброту вы дарите,

От души и спонтанно,

И пусть этот поступок

Не покажется странным!

Доброта: Сначала нужно научиться здороваться и желать друг другу здоровья. Давайте попробуем: я буду здороваться, по- очереди, с девочками и с мальчиками, а вы отвечайте.

ПОЕТ:

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, зрители!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Вот теперь мы с вами стали чуточку добрее. Вы заметили? Теперь нужно взяться за руки, чтобы почувствовать руку друга, который всегда рядом и в беде и в радости. (исполняется песня "Песенка о дружбе")

Доброта: Чтоб, ребята, не болеть, нужно чаще песни петь.

Реб. 1: Грубых слов не говорите! Только добрые дарите!

Реб. 2: Нужно старшим помогать, малышей не обижать!

Реб. З: Быть всегда послушными, веселыми, нескучными.

Реб. 4: И тогда везде всегда побеждает доброта.

Реб. 5: Помогает доброта быть друзьями нам всегда.

Реб. 6: Помогает нам дружить, крепко дружбой дорожить.

Вед. : И с тех пор все в царстве нашем стали очень дружно жить.

Доброта: В нашем царстве-государстве

есть еще такое чудо,

если мы закроем глазки

льется музыка повсюду.

Чтобы вам ее услышать,

нужно очень тихо сесть.

В этой музыке, поверьте,

продолженье сказки есть.

(звучит фонограмма отрывка из оперы П. И. Чайковского " Щелкунчик"- "Фея Драже")

Доброта: Вот и закончилась наша сказка. Какое у вас настроение? А самочувствие? Я надеюсь, что наша сказка поможет вам стать добрее и лучше.



Предварительный просмотр:

Агния Барто

***

Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:

— С добрым утром!
С добрым утром!

Я спросила: — Это мне? —
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:

— С добрым утром!
С добрым утром!

Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка — есть такой!

 

Как Вовка бабушек выручил


На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.

Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.

— Ладушки, ладушки...—
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.

Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
— Вовка — добрая душа,
Позабавь-ка малыша!

Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
— Ладушки, ладушки!

Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!

Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.

Вовка пляшет на дорожке:
— Ладушки, ладушки!
— Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.

Говорят ему:—
Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!
 

Как Вовка стал старшим братом

— У меня есть старший брат,
Очень умный парень! —
Уверяет всех ребят
Таня на бульваре.—

В красном галстуке он ходит,
В пионерской форме,
Сорняки на огороде
Вырывает с корнем!

И толстушка Валечка
Старшим братом хвалится:

— Если кто меня обидит —
Старший брат в окно увидит.
Если я заплакала —
Он проучит всякого.

Он готов меня спасти
И от тигра лютого.
Десять лет ему почти,
Павликом зовут его.

Катя в красном платьице
Как расплачется:

— Я одна ничья сестра,—
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, меня кусай, царапай...
Я одна у мамы с папой,
Нету братьев у меня,
Папа с мамой — вся родня.

К ней подходит не спеша
Вовка — добрая душа.

Объявляет он ребятам:
— Буду Кате старшим братом.
С понедельника, с утра,
Будешь ты моя сестра.

 

Про Вовку, черепаху и кошку

Случилось вот какое дело —
Черепаха похудела!

— Стала маленькой головка,
Хвостик слишком тонок! —
Так сказал однажды Вовка,
Насмешил девчонок.

— Похудела? Ну, едва ли! —
Девочки смеются.—
Молока мы ей давали,
Выпила всё блюдце.

Черепаха панцирь носит!
Видишь, высунула носик
И две пары ножек!
Черепаха панцирь носит,
Похудеть не может.

— Черепаха похудела!—
Уверяет Вова.—
Нужно выяснить, в чем дело,
Может, нездорова?

Смотрит Вовка из окошка,
Видит он — крадется кошка,
Подошла, лизнула блюдце...
Экая плутовка!
Нет, девчонки зря смеются!

— Вот,— кричит им Вовка,—
Поглядите, кошка съела
Завтрак черепаший!
Черепаха похудела
Из-за кошки вашей!

Стихи о доброте

Добрых людей, как всегда, не хватает.

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые — щедро больным помогают,

Добрые — дарят тепло и уют,

Добрые — в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.

Генрих Акулов

Доброта

Потерян смысл слова доброта,

Ведь нынче с целью все поступки.

«Да, друг, я помогу тебе сполна.

А ты мне сделаешь уступки. »

Чтоб взять другого доброту,

Эх, надо быть богатым мне.

За помощь человека хоть одну,

Отдашь, как минимум ты две.

О, да, напуган ею я серьёзно.

Ведь в наше время доброта,

От всех исходит молниеносно,

А искренья она, лишь иногда.

Навязчиво так все суют её,

Не думая — нужна она тебе.

Но зная, что теперь своё,

Они возьмут с тебя вполне.

Генрих Акулов

ПОДРУЖКИ

А. Кузнецова

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без дружки!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

ПРО ДРУЖБУ

Юрий Энтин

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

В. Осеева

Волшебное слово

аленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.М

- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

- С тобой что-то случилось?

- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.

- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь?

- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.

- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

- Что же, не берёт тебя брат?

- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза...

- А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

“Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

- Ка-кую тебе?

- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

“Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!

- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

“Помогло! Опять помогло!”

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Валентина Осеева
Синие листья

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями через проектную деятельность в средней группе ДОУ.

Работа с родителями через проектную деятельность в средней группе ДОУ. Учитель-логопед: Нигматдьянова Анна Каримулловна МАДОУ "Детский сад № 395" г. Пермь....

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности в средней группе " Я балахнинец"

Конспект итогового мероприятия по проектой деятельности в средней группе...

Проектная деятельность в средней группе "Книга - лучший друг"

Не секрет, что в настоящее время дети с каждым годом все меньше и меньше интересуются чтением. Но благодаря возрастным особенностям детей дошкольного возраста, мы, взрослые, еще пока можем привить люб...

Проектная деятельность в средней группе \"Семья - это важно\"

Главную роль в становлении личности  ребенка на разных возрастных этапах развития – играет семья. Важно сформировать у ребенка представление о себе, своем месте в семье, понять значимость семьи, ...

Проектная деятельность в средней группе \"Семья - это важно\"

Главную роль в становлении личности  ребенка на разных возрастных этапах развития – играет семья. Важно сформировать у ребенка представление о себе, своем месте в семье, понять значимость семьи, ...

проектная деятельность в средней группе "Быть здоровым - хорошо"

формировать интерес к правилам  здоровьесберегающего поведения, привычки здорового образа жизни и желание заботиться о своем здоровье....

Проектная деятельность в средней группе "Волшебный мир театра"

В театральной деятельности развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность. Кроме того, театр – это своеобразный, свойственный дошкольному возра...