Консультация для педагогов " Изотерапия в работе педагога"
консультация на тему

Горбатюк Людмила Викторовна

Сегодня у многих детей отмечается повышенное  беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением  со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональныыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 структурное подразделение «Детский сад «Терем-теремок» города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

«Изотерапия в работе педагога»

консультация для педагогов

педагог-психолог СП

 «Детский сад «Терем-теремок»

Горбатюк Л.В.

Изотерапия в работе педагога.
   Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. 
  Смысл психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее.  Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. 
  Один из самых распространенных видов арт-терапии - изотерапия. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. 
  В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

  • обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирования;
  • способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
  • оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
  • содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе.

Нетрадиционные техники рисования. 
В работе с детьми используются разнообразные техники рисования. Рассмотрим некоторые из них. 
Рисование пальчиками. 
Материал и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки. 
Способ получения изображения.
 Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами - рисование настроения). 
Рисование ладошкой. 
Материал и инструменты:
 широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки. 
Способ получения изображения. Ребенок опускает в гуашь ладошку или  окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, дерева). 
Оттиск печатками из картофеля ("печатки"). 
Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля - их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.). 
Способ получения изображения.
 Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка. 
Оттиск поролоном.
 
Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик. 
Способ получения изображения. Ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. 
Оттиск смятой бумагой. 
Материал и инструменты: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. 
Способ получения изображения.
 Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага. 
Восковые мелки (свеча) и акварель. 
Материал и инструменты: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти. 
Способ получения изображения. Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Изображение, нарисованное мелками, остается незакрашенным. 
Монотипия предметная. 
Материал и инструменты: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. 
Способ получения изображения. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения, каждый раз так же складывая лист. 
Монотипия пейзажная. 
Материал и инструменты: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. 
Способ получения изображения. Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой - получается его отражение, как в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Часть листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, "оживляется" красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. 
Цветной граттаж. 
Материал и инструменты:
 цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло. 
Способ получения изображения.
 Ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможна доработка недостающих деталей гуашью.
Кляксография обычная. 
Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5 и больше). 
Способ получения изображения:
 ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой, выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. 
Кляксография с трубочкой. 
Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5), трубочка-соломинка для напитков. 
Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. 
Кляксография с ниточкой ("цветные ниточки").
Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа. 
Способ получения изображения. Ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или на половину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист (или половина сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики с одновременным ее потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.
Набрызг. 
Материал и инструменты:
 бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка. 
Способ получения изображения. Ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, - краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу. 
Отпечатки листьев. 
Материал и инструменты: листья разных деревьев (опавшие), гуашь, кисти. 
Способ получения изображения. Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 
  Особенно приветствуется при изотерапии, когда ребенок изображает абстрактные понятия - "добро", "зло", "счастье", эмоциональные состояния и чувства - "радость", "гнев", "удивление" и пр. После изображения психологического состояния проводится обсуждение рисунка с пояснением значения этого понятия, ситуаций, которые связаны с переживанием данного чувства, причин, его вызывающих, способов и приемов преодоления негативных состояний. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ

Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....

«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»

Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная  на сохранение и укрепление психолог...

Консультация для педагогов "ФГОС в работе педагога"

Материал рассказывает об инновационных направлениях в работе педагогов ДОУ....

Консультация для педагогов "Преемственность в работе педагогов и родителей по речевому развитию"

Консультация для педагогов ДОУ  "Преемственность в работе педагогов и родителей по речевому развитию (из собственного опыта)"...

консультация для педагогов «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга....

Консультация для педагогов "Эффективность использование ИКТ педагогами в процессе работы с детьми и родителями"

Консультация для педагогов "Эффективность использование ИКТ педагогами в процессе работы с детьми и родителями"...