Интегрированная образовательная деятельность "Иван Сусанин - защитник земли русской"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Исильбаева  Юлия Игоревна

 

Углубление знаний о защитниках Отечества;

- Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_susanin.docx21.18 КБ
Файл susanin.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

детский сад № 101 города Тюмени

ИТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

в подготовительной к школе группе

Тема: «Иван Сусанин – защитник земли русской»

                                              Воспитатель:

                                                                      Вахнина Юлия Игоревна

Тюмень, 2014

Программные задачи:

Познавательное развитие:

- Углубление знаний о защитниках Отечества;

- Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Речевое развитие:

- Совершенствование умения более точно характеризовать ситуацию, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Художественно – эстетическое развитие:

- Знакомство с элементарными музыкальными понятиями (опера), творчеством композитора;

- Обогащение музыкальных впечатлений детей (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера);

- Развитие умения активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации.

Материалы и оборудование:

- Портреты защитников Отечества от богатырей до наших дней;

- Портрет композитора М.И. Глинки;

- Картинки хора, оперы;

- Музыкальный центр;

- Мультимедийное оборудование;

- Заготовки под фоторамки;

- Материал для оформления рамки: прокрашенные фигурные макороны, цифры из соленого теста, клей ПВА, кисточки, салфетки.

Предварительная работа:

- Беседа о защитниках Отечества;

- Физкультминутка «Солдаты»;

- Рисование фона для рамки;

- Лепка цифр из соленого теста.

Словарная работа:

Уточнять, расширять и активизировать, словарь по теме «Защитники отечества» (богатыри, полководец, артиллеристы,   отечество, Русь, защитники, опера, композитор).

Ход занятия

Ребята сегодня я хочу пригласить вас посетить фотогалерею посвященную защитником русской земли.

- Кто мне скажет, что такое фотогалерея? (ответы)

Нашу землю защищали с давних времен до сегодняшнего времени.

Посмотрите внимательно на портреты защитников русской земли, что у них общего? (ответы)

 А есть ли среди них герои не похожие на остальных? (ответы) Чем они отличаются? (ответы).

Да ребята совершенно верно (показываю на картину сусанина), здесь изображён простой крестьянин Иван Сусанин, который благодаря своему героическому поступку получил призвание – защитник земли русской. А сейчас я хочу вас пригласить  в кинозал, где напомню об истории подвига русского героя Ивана Сусанина. (Презентация)

Вы уже знаете, что на трон царя Руси, многие враги разных народов, хотели поставить своих царей. И поляки хотели поставить на Руси своего царя Сигизмунда. Но русский народ решил:  «Михаил Федорович романов будет нашим царем!» Узнали враги об избрании Михаила на царство и задумали злое дело: убить молодого царя!

Отправили они целый отряд польских воинов в село, где жил молодой царь. Дорога шла густым темным лесом, и поляки заблудились. Долго бродили они и встретили русского крестьянина  Ивана Сусанина. Шел он с внуком домой. Поляки велели ему вести их в то село, где жил молодой царь.

Крестьянин почувствовал недоброе и незаметно послал внука Ваню предупредить царя, а сам повел вражеский отряд совсем в другую сторону, в дремучую чащу леса.

Разыгралась метель. Было темно и морозно. Он завел их в дремучий лес,  а когда поляки это поняли, то потребовали вывести их на дорогу. Иван Сусанин отказался. Тогда поляки разозлились на его. Иван Сусанин погиб. Враги и сами не смогли найти дороги обратно. Весь отряд погиб в лесу от мороза и голода.

Так храбрый и великий душой Иван Сусанин не пожалел своей жизни – спас царя. Русский народ чтит героя.

В городе Костроме поставлен памятник Ивану Сусанину:

-  памятник «Царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину»

-   Барельеф на постаменте Царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину

- современный памятник Ивану Сусанину

- Памятник в честь 300- летия Дома Романовых.

- В Великом Новгороде. Иван Сусанин на памятники «1000 – летия России»

В Костромской области в честь Ивана Сусанина назвали Целый район – Сусанинский район и на гербе этого района изображен Иван Сусанин.

 - Изображение Ивана Сусанина так же есть и на монетах. В честь Ивана Сусанина были написаны стихи и другие литературные произведения. Есть даже музей в честь Ивана Сусанина.

Ребята, а кто создает памятники? Конечно, скульпторы, а русский композитор М. И. Глинка написал оперу, которая называется «Жизнь за царя. Это тоже памятник герою, который создан средствами музыки. Подробнее об этом вам расскажет Людмила Аркадьевна, для этого нам надо пройти в музыкальную гостиную.

 Сначала, ребята я расскажу вам, что такое опера. Это большой музыкальный спектакль, в котором участвуют, симфонический оркестр, и хор, и солисты. Многие оперы написаны по какому – нибудь литературному произведению, сказке или о каком – либо значительном событии. Вот эта опера М.И. Глинки написана о подвиге простого русского крестьянина Ивана Сусанина, который имел большое значение для истории России.

Это очень большое музыкальное произведение. А мы сейчас познакомимся лишь с некоторыми отрывками. Обратите внимание на то, что музыка Глинки похожа на народную. Вот, например, ария Сусанина. Она звучит как протяженная русская песня. (Звучит ария Ивана Сусанина)

- Как вы думаете какие чувства испытывал Иван Сусанин в последние часы перед гибелью? (Ответы)

- Каков характер музыки? (Ответы)

-Что представили себе вы, слушая эту музыку? (Ответы)

А сейчас прозвучит заключительный хор «Славься!». Этим гимном русскому народу, русской земле заканчивается опера. А гимн – это торжественная песня, которая прославляет кого – либо или что – либо. (Слушание хора «Славься!»)

- какие чувства, ребята вы испытываете, когда слушаете эту музыку? Каков ее характер? (Ответы)

- Опера Глинки об Иване Сусанине заканчивается победой русского народа над польскими захватчиками. И хотя главный герой оперы погибает, смерть его не напрасна. Он отдал жизнь за наше государство, а значит и за нас с вами!

Большое спасибо, Людмила Аркадьевна, за интересный рассказ.

Ребята мы сегодня с вами узнали много нового и интересного, что нашу родину защищали не только богатыри и полководцы, но и простые люди, как Иван Сусанин, которого стали называть – защитник земли русской.

И в наше время есть много героев, которые в любой момент могут встать на защиту нашей родины.

- Ребята, а кто на сегодняшний день защищает нашу родину? (ответы детей: морфлот, пограничники, воздушный десант)

Совершенно верно. А сейчас мы отдохнем и превратимся в солдат.

Физминутка

Воспитатель ударяет в барабан.

Барабан гудит, поет,

На парад ребят зовет.

Двадцать маленьких ребят

Зашагали на парад.

Дети маршируют.

Быстро скачет на конях

Кавалерии отряд.

Плывут но морю корабли.

Посмотрите, тут они.

(Двигаются прямым галопом.

Прижимают ладошки друг к другу («лодочки») и покачивают ими из стороны в сторону.)

В небо летчики-пилоты

Ведут большие самолеты.

А теперь крикнуть пора

Армии «Ура!».

  Мы немного отдохнули, а теперь скажите, кто служит в нашей армии (ответы: все мужчины страны). И ваши папы служили в армии, и их мы тоже может называть защитниками отечества.

А как называется праздник, в честь всех защитников страны? (23 февраля)

В этот праздник мы всегда делаем сувениры нашим папам, и сегодня мы посетим художественный салон, где продолжим создавать наши подарки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИВАН СУСАНИН – ЗАЩИТНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Слайд 2

Михаил Федорович Романов

Слайд 3

Поляки встретили русского крестьянина Ивана Сусанина

Слайд 4

Иван Сусанин послал внука Ваню предупредить царя

Слайд 5

Иван Сусанин завел поляков в дремучий лес

Слайд 6

Поляки потребовали вывести их на дорогу

Слайд 7

Иван Сусанин погиб

Слайд 8

г. Кострома памятник «Царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину

Слайд 9

Барельеф на постаменте памятника Царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину

Слайд 10

Современный памятник Ивану Сусанину

Слайд 11

Памятник в честь 300- летия Дома Романовых

Слайд 12

В Великом Новгороде. Иван Сусанин на памятнике «1000 – летия России»

Слайд 13

Иван Сусанин на памятнике «1000 – летия России»

Слайд 14

Герб Сусанинского района

Слайд 15

Монета с изображением Ивана Сусанина

Слайд 16

«Музей в честь Ивана Сусанина»

Слайд 17

«Музей в честь Ивана Сусанина»

Слайд 18

ИВАН СУСАНИН – ЗАЩИТНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Защитники земли Русской"

На примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен для детей старшей группы ДОУ. Главная задача его- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на истории нашего велико...

Образовательный проект "Защитники земли русской"

Образовательный проект "Защитники земли русской"....

Организованная образовательная деятельность для детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром "Защитники земли русской"

Деятельность взрослого и детей направлена на знакомство детейм с пейзажной живописью репродукций картины В.М. Васнецова "Войны"., формировать умения детей чувствовать настроение произведения...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....