Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию "Юные ученые"
    опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

    Маева Алена Алексеевна

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию  "Юные ученые"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл alena_eksperement_s_kamnyami.docx20.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе "Юные ученые"

    Цели Образовательные:

    • Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
    • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
    • мышление.
    • Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

    Развивающие:

    • Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
    • Учить работать с таблицей, и по плану-схеме, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке
    • Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)

    Воспитательные:

    • Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
    • Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

    Методы и приемы:

    • Словесные: вопросы, художественное слово.
    • Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.
    • Практические: физминутка, исследование предметов.

    Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, известняк.

    Индивидуальная работа: Вызвать желание у Насти отвечать на вопросы, принимать участие в исследовательской деятельности

    Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)

    Оборудование:

    Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, гвоздик, монетка, стакан с водой, мел, лимон), канат, кукла “Хозяйка медной горы”, оформленная выставка камней, конфеты “Морские камушки”.

    Ход занятия

    Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

    – Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).

    – Давайте посмотрим, что это. (Это карта).

    (На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа, под цифрой 3 квадрат).

    – Может, её кто-то потерял? (оглядывается).

    – Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).

    (Воспитатель помещает карту на мольберт)

    – Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1).

    – Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю).

    – Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая)

    – Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)

    – Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)

    – Что это? (камни)

    – Для чего нужны камни? (ответы детей)

    – Где можно обнаружить камни? ( на улице, в горах, в море, на даче…).

    – Возьмите каждый по одному камню.

    – Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.

    – Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).

    – Как называется место, где их можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

    – Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

    – Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)

    – Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.

    (Дети идут по канату на полу).

    – Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам быть учеными. Положите камень на разнос к камням, которые там лежат.

    – Сегодня вы исследуете свойства камней.

    – Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет, в какой последовательности эксперименты вы будете проводить. Все знаки вам уже знакомы.

    – Расскажи (имя ребенка) что мы сегодня должны узнать о камнях?

    (Ребенок выходит к доске и рассказывает по схеме).

    – У вас на столах лежат таблицы. В ней вы будете отмечать результаты проведённого опыта, обозначая их знаками “плюс” или “ минус”.

    – Итак, приступаем к выполнению первого опыта, выберите один камень и обследуйте его. (Беседа с детьми индивидуально: Какой камень на ощупь – гладкий или шершавый? Занесите результаты в таблицу).

    – Скажите, какой камень на ощупь? (Ответы 2-х детей).

    – Приступайте ко второму опыту. Что можно сказать о цвете камней? (Они разноцветные) Занесите результаты увиденного в таблицу.

    – Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой.

    (Дети рассматривают, воспитатель индивидуально спрашивает: Что ты увидел на камне? Занеси в таблицу).

    – Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой?

    (1-2 ответа ребенка).

    – Уважаемые ученные приглашаю вас подойти ко мне. Что вы знаете о камнях, как они появляются?

    – Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)

    Физкультминутка:

    Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
    До небес макушка 
    (тянутся на цыпочках)
    Её ветер обдувает
    , (обмахивают себя кистями рук)
    Её дождик поливает, 
    (встряхивают кистями рук)
    Стоит гора, страдает, камешки теряет 
    (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
    И каждый день, и каждую ночь 
    (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
    Катятся, катятся камешки прочь. 
    (часть детей отходят в сторону)

    (Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

    Раскатились камешки, и с той самой поры

    Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

    – Пройдите за рабочие места, продолжим работу, проверим камень на твердость.

    – Поцарапайте камень ногтем, если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”. Попробуйте поцарапать камень монетой, гвоздем. (Индивидуально: какой камень у тебя? Поставь в таблице знак).

    – Что можно сказать о камне, какой он? (ответ ребенка)

    – Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

    “Белый камушек растаял
    На доске следы оставил”

    – О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.

    – Найдите среди камней мел и покажите его мне.

    – Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

    – Скажите, какой он по твердости. Попробуйте провести по нему гвоздем.

    – Что можно сказать о меле? (мел мягкий)

    – Значит, камни бывают и мягкие и твердые.

    – Возьмите камень и опустите его в воду. Что происходит? Отметьте в таблице результаты наблюдения.

    – Вот вы заполнили всю таблицу. Получили результаты исследования.

    – Подойдите к карте. Какое следующее задание?

    (На карте нарисован конверт)

    – Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка)

    – Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано? (нужно выложить)

    (Собирают портрет хозяйки медной горы).

    – Кто это? Что вы о ней знаете?

    Появляется хозяйка медной горы.

    – Здравствуйте, ребята. Вы побывали в моей лаборатории. И я вижу, что вы проводили опыты с камнями. Что же вы узнали?

    – Настя расскажи Хозяйке медной горы, что мы сегодня узнали о камнях.

    – Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают и драгоценными. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я приглашаю вас на выставку камней. Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво!

    – Для того чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я дарю вам эту книгу. Когда прочтете книгу, соберите музей разных камней в своей группе, пригласите гостей и расскажите им об удивительном мире камней. А эта кукла станет хозяйкой в вашем музее. ( кукла в костюме Хозяйки медной горы).

    – Карту я возьму с собой, еще в другой детский сад схожу, чтобы детей познакомить со свойствами камня.(снимает карту с доски). До свидания, очень рада нашему знакомству (уходит).

    – Скажите, что нового вы узнали сегодня?

    – Я довольна вашей работой, а книгу мы обязательно прочтем и музей камней соберем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию " Знакомство с камнем и мелом"

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию  " Знакомство с камнем и мелом"...

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию на тему "Вода"

    Образовательная деятельность по практическому обнаружению свойств воды для детей 5-6 лет...

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию на тему "Вода"

    Материал включает в себя образовательную деятельность по экспериментированию (свойства воды)...

    «Сказка – лучшее учение» конспект занятия для старшей группы по математике с использованием регионального компонента

    Конспект занятия для старшей группы по математике с использованием регионального компонента...

    Конспект НОД в старшей группе "Увлекательные приключения юных пешеходов"

    Закреплять знания детей безопасного поведения на дороге....

    Конспект занятия в старшей группе на тему «Юные спортсмены»

    Конспект занятия в старшей группе на тему: «Юные спортсмены»...

    Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию «Удивительный воздух»

    ldquo;Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне ...