Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию на тему "Вода"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Ларионова Ольга Владимировна

    Материал включает в себя образовательную деятельность по экспериментированию (свойства воды)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад «Пчелка»

    Козловского района Чувашской Республики

    Конспект    

    опытно – экспериментальной деятельности

    в старшей группе

    на тему «Вода»

    Воспитатель:

    1 кв. категории

    Ларионова

    Ольга Владимировна

                                     

                                                             г.Козловка, 2015

    Задачи:

    Познавательное развитие:

    - познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода одни предметы растворяет, а другие – нет;

    - закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость;

    - формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.

    - развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;

    - прививать бережное отношение к природе.

    Речевое развитие:

    - активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

    - продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.

    Социально – коммуникативное развитие:

    - прививать бережное отношение к природе;

    - развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

    - воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.

    Физическое развитие:

    - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности                                                  и физическом совершенствовании;                                                                                                                     - воспитывать интерес к физической культуре.                                                                         - формировать предпосылки здорового образа жизни;                                                                        - физкультминутки;                                                                                                                                          - двигательная активность;                                                                                                        - правильная осанка.                                                                                                                      - продолжать формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

    Предварительная работа:

    1. Проведение опытов по определению других свойств воды.
    2. Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.
    3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
    4. Чтение художественной литературы.
    5. Отгадывание загадок по теме.
    6. Проведение сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория».

    Материалы: мультимедийная презентация на тему «Вода», герои Капелька и Мудрая Сова с конвертом, оборудования для проведения опытов, стенд «Свойства воды», символы карточки, картинки с изображением полезной и вредной воды, красный и черный бумажные круги;

    для проведения опытов:  вода, сосуды разной формы (колба, миска, соусница, банка), воронка; прозрачные стаканчики, ложки, речной песок, сахарный песок, гуашь и кисточка,  камень.

    Ход образовательной деятельности:

    Группа оформлена как научная лаборатория при помощи различных иллюстраций. Дети заходят в группу под спокойную музыку.

    1. Игра «Я и другие»

    Дети стают в круг, и воспитатель (В) предлагает детям поиграть.

    В: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру  «Я и другие», т.е. начнем мы с  приветствия друг с другом. Педагог начинает:

    Здравствуй, правая рука, здравствуй, левая рука,

        Здравствуй, друг, здравствуй, друг.

        Здравствуй весь наш добрый круг.

        Все на месте?

        Все ли здесь?

        Повернулись, оглянулись

        И друг другу улыбнулись.

    И так после нашего приветствия, мы будем  внимательными друг к другу, будем помогать друг другу на занятии.

    2. Затем воспитатель предлагает посмотреть детям мультимедийную презентацию.                                               В:   Как вы думаете, чему будет посвящено наша встреча? (Воде, опытам с водой).

    Сегодня к нам пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

       Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

    - Капелька из чего состоит? (Из воды).

    - Какая она эта вода? Что нам поможет рассказать Капельке о том, какая она, о ее свойствах? (Стенд «Свойства воды»).

    Дети по очереди подходят к стенду, показывают какой-либо символ и называют свойство воды.

    3. - Ну вот, Капелька, мы рассказали тебе о том, какими свойствами ты обладаешь. Но мне кажется, что это еще не все. Ребята, посмотрите, а что за пустые карточки висят на стенде? Как вы думаете для чего они там? (Ответы детей).

    - Давайте обратимся за помощью к Мудрой Сове, может она знает, для чего эти пустые карточки.

    Ребенок приносит картинку Мудрой Совы и конверт, откуда воспитатель достает задание для детей: «Чтобы заполнить эти пустые карточки, надо провести еще два опыта. Ребята, выясните: 1. Имеет ли вода собственную форму; 2. Растворяет ли она вещества».

    - Перед проведением опытов нам нужно разделиться на две группы.

    Дети делятся на группы.

    • Первая группа будет выяснять, имеет ли вода свою форму. Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем наливать воду в сосуды разной формы). Как вы думаете, какой результат вы получите: имеет ли вода свою форму или нет?
    • Вторая группа будет выяснять, растворяет ли вода вещества. Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем растворять в воде). Как вы думаете, какой результат вы получите: растворяет вода вещества или нет?

    И каждой группе нужно придумать, что вы нарисуете на пустых карточках.

    А теперь давайте немножко отдохнем.

    Физкультминутка

    К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

    Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

    Одной, другой – это кроль. круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

    И отправились домой.

    Практическая (опытно-экспериментальная) деятельность.

    Дети приступают к выполнению опытов, педагог помогает им, если возникают трудности.

    Затем один ребенок из группы рассказывает, как проводился опыт и формулирует вывод.

    Картинки-свойства прикрепляются на стенд.

    - Мы выполнили задание Мудрой Совы, и теперь Капелька узнала еще два своих свойства.

    4. А теперь давайте поиграем в игру. А Капелька будет внимательно смотреть за нами. Видите картинки на столе? Вам нужно разделить их на две группы, когда вода – это хорошо (красный круг) и когда вода – это плохо (черный круг). Я начну. Эту картинку я положу в красный круг, потому что вода помогает нам наводить чистоту в доме – это хорошо.

    Аналогично выполняют задание и дети.

    5. Итак, ребята, мы рассказали Капельке очень много о ней самой. О том, что она состоит из воды, о том, какими свойствами она обладает, какую пользу приносит людям и животным, а еще о том, какой вред может нанести вода.

    - Как вы думаете, мы помогли Капельке? И Капелька вам очень благодарна, посмотрите, она даже стала улыбаться!

    - Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода – добрый друг и помощник человека. И без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

    Педагог проводит рефлексию:

    - Что нового вы узнали?

    - Что было сложным? Почему?

    - Что было легким? Почему?

    - Вам понравилось работать в мини-лаборатории? Чем?

    - Кто может сказать, как он занимался? Почему?

    А теперь я хочу, чтобы ребята рассказали замечательное стихотворение

    Н. Рыжовой «Волшебная вода»:

    1.Вы слыхали о воде?                      3.Без нее нам не умыться,

       Говорят она везде!                           Не наесться, не напиться!

       Вы в пруду ее найдете,                    Смею вам я доложить

       И в сыром лесном болоте.               Без нее нам не прожить!

          2.В луже, в море,  в океане

       И в водопроводном кране,

       Как сосулька замерзает,

       В лес туманом заползает,

       На плите у вас кипит,

       Паром чайника шипит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию " Знакомство с камнем и мелом"

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию  " Знакомство с камнем и мелом"...

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию "Юные ученые"

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию  "Юные ученые"...

    Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию на тему "Вода"

    Образовательная деятельность по практическому обнаружению свойств воды для детей 5-6 лет...

    Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

    Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

    Конспект НОД в старшей группе «Удивительное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)

    Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях. Задачи: - уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека...

    Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию «Удивительный воздух»

    ldquo;Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне ...