Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию на тему "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ларионова Ольга Владимировна

Образовательная деятельность по практическому обнаружению свойств воды для детей 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Пчелка»

Козловского района Чувашской Республики

Конспект    

опытно – экспериментальной деятельности

в старшей группе

на тему «Вода»

Воспитатель:

1 кв. категории

Ларионова

Ольга Владимировна

                                 

                                                         г.Козловка, 2015

Задачи:

Познавательное развитие:

- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода одни предметы растворяет, а другие – нет;

- закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость;

- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.

- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;

- прививать бережное отношение к природе.

Речевое развитие:

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.

Социально – коммуникативное развитие:

- прививать бережное отношение к природе;

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.

Физическое развитие:

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности                                                  и физическом совершенствовании;                                                                                                                     - воспитывать интерес к физической культуре.                                                                         - формировать предпосылки здорового образа жизни;                                                                        - физкультминутки;                                                                                                                                          - двигательная активность;                                                                                                        - правильная осанка.                                                                                                                      - продолжать формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Предварительная работа:

  1. Проведение опытов по определению других свойств воды.
  2. Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.
  3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  4. Чтение художественной литературы.
  5. Отгадывание загадок по теме.
  6. Проведение сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория».

Материалы: мультимедийная презентация на тему «Вода», герои Капелька и Мудрая Сова с конвертом, оборудования для проведения опытов, стенд «Свойства воды», символы карточки, картинки с изображением полезной и вредной воды, красный и черный бумажные круги;

для проведения опытов:  вода, сосуды разной формы (колба, миска, соусница, банка), воронка; прозрачные стаканчики, ложки, речной песок, сахарный песок, гуашь и кисточка,  камень.

Ход образовательной деятельности:

Группа оформлена как научная лаборатория при помощи различных иллюстраций. Дети заходят в группу под спокойную музыку.

1. Игра «Я и другие»

Дети стают в круг, и воспитатель (В) предлагает детям поиграть.

В: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру  «Я и другие», т.е. начнем мы с  приветствия друг с другом. Педагог начинает:

Здравствуй, правая рука, здравствуй, левая рука,

    Здравствуй, друг, здравствуй, друг.

    Здравствуй весь наш добрый круг.

    Все на месте?

    Все ли здесь?

    Повернулись, оглянулись

    И друг другу улыбнулись.

И так после нашего приветствия, мы будем  внимательными друг к другу, будем помогать друг другу на занятии.

2. Затем воспитатель предлагает посмотреть детям мультимедийную презентацию.                                               В:   Как вы думаете, чему будет посвящено наша встреча? (Воде, опытам с водой).

Сегодня к нам пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

   Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

- Капелька из чего состоит? (Из воды).

- Какая она эта вода? Что нам поможет рассказать Капельке о том, какая она, о ее свойствах? (Стенд «Свойства воды»).

Дети по очереди подходят к стенду, показывают какой-либо символ и называют свойство воды.

3. - Ну вот, Капелька, мы рассказали тебе о том, какими свойствами ты обладаешь. Но мне кажется, что это еще не все. Ребята, посмотрите, а что за пустые карточки висят на стенде? Как вы думаете для чего они там? (Ответы детей).

- Давайте обратимся за помощью к Мудрой Сове, может она знает, для чего эти пустые карточки.

Ребенок приносит картинку Мудрой Совы и конверт, откуда воспитатель достает задание для детей: «Чтобы заполнить эти пустые карточки, надо провести еще два опыта. Ребята, выясните: 1. Имеет ли вода собственную форму; 2. Растворяет ли она вещества».

- Перед проведением опытов нам нужно разделиться на две группы.

Дети делятся на группы.

  • Первая группа будет выяснять, имеет ли вода свою форму. Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем наливать воду в сосуды разной формы). Как вы думаете, какой результат вы получите: имеет ли вода свою форму или нет?
  • Вторая группа будет выяснять, растворяет ли вода вещества. Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем растворять в воде). Как вы думаете, какой результат вы получите: растворяет вода вещества или нет?

И каждой группе нужно придумать, что вы нарисуете на пустых карточках.

А теперь давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Практическая (опытно-экспериментальная) деятельность.

Дети приступают к выполнению опытов, педагог помогает им, если возникают трудности.

Затем один ребенок из группы рассказывает, как проводился опыт и формулирует вывод.

Картинки-свойства прикрепляются на стенд.

- Мы выполнили задание Мудрой Совы, и теперь Капелька узнала еще два своих свойства.

4. А теперь давайте поиграем в игру. А Капелька будет внимательно смотреть за нами. Видите картинки на столе? Вам нужно разделить их на две группы, когда вода – это хорошо (красный круг) и когда вода – это плохо (черный круг). Я начну. Эту картинку я положу в красный круг, потому что вода помогает нам наводить чистоту в доме – это хорошо.

Аналогично выполняют задание и дети.

5. Итак, ребята, мы рассказали Капельке очень много о ней самой. О том, что она состоит из воды, о том, какими свойствами она обладает, какую пользу приносит людям и животным, а еще о том, какой вред может нанести вода.

- Как вы думаете, мы помогли Капельке? И Капелька вам очень благодарна, посмотрите, она даже стала улыбаться!

- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода – добрый друг и помощник человека. И без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Педагог проводит рефлексию:

- Что нового вы узнали?

- Что было сложным? Почему?

- Что было легким? Почему?

- Вам понравилось работать в мини-лаборатории? Чем?

- Кто может сказать, как он занимался? Почему?

А теперь я хочу, чтобы ребята рассказали замечательное стихотворение

Н. Рыжовой «Волшебная вода»:

1.Вы слыхали о воде?                      3.Без нее нам не умыться,

   Говорят она везде!                           Не наесться, не напиться!

   Вы в пруду ее найдете,                    Смею вам я доложить

   И в сыром лесном болоте.               Без нее нам не прожить!

      2.В луже, в море,  в океане

   И в водопроводном кране,

   Как сосулька замерзает,

   В лес туманом заползает,

   На плите у вас кипит,

   Паром чайника шипит.