Консультация для воспитателей «Изготовление поделок из нетрадиционных материалов»
консультация на тему

Борисова Елена Эльваресовна

В процессе занятий по изготовлению поделок из нетрадиционных материалов у детей воспитывается усидчивость, аккуратность, терпение, происходит развитие образного и пространственного мышления, ловкость рук и точность глазомера. Такие занятия способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_i_vospitateley.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Изготовление поделок из нетрадиционных

материалов»

Подготовила: Борисова Е.Э.

Воспитатель МБДОУ №114

«Чебурашка»

Брянск

Изготовление поделок из нетрадиционных материалов

В процессе занятий по изготовлению поделок из нетрадиционных материалов у детей воспитывается усидчивость, аккуратность, терпение, происходит развитие образного и пространственного мышления, ловкость рук и точность глазомера. Такие занятия способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали. У детей разрабатывается мелкая мускулатура рук, улучшается координация движений. Изделия из таких материалов еще не завоевали повсеместного признания, но достаточно интересны и доступны в использовании детям дошкольного возраста. Дошкольников всегда привлекает необычность материалов, интересные виды работ, радостная оригинальность конечного результата. Особую значимость работе придает то, что изделия, выполненные из различных нетрадиционных материалов, прекрасно служат в быту в виде различных панно, украшений и игрушек, а это является прекрасным воспитательным моментом.

Крупа

Крупа- удивительно интересный природный материал. Он доступен и позволяет открыть новые возможности в творческой работе.

На картоне или плотной бумаге вначале выполняется рисунок, на отдельные контуры которого, наносится клей, а на клей- крупа. Аппликация из крупы может быть предметной, сюжетной или декоративной, причем составленный эскиз должен быть достаточно простым и лаконичным. В соответствии с цветовым оформлением подбирается крупа разных сортов. При выполнении работы на небольшой участок рисунка наносится клей, на него насыпается слой крупы и слегка придавливается. Не приклеившуюся крупу стряхивают. Если необходимо придать аппликации объем, наклеивают несколько слоев крупы. Тогда некоторые детали станут выпуклыми. Так же как и крупу можно использовать другие сыпучие природные материалы, например, семена груш, яблок, айвы, подсолнечника, перца, фасоль, горох и

др. Материал более крупных размеров (горох, фасоль, семена яблок и т.д.) не посыпается, а выкладывается по рисунку на слой клея или пластилина. Наиболее удобен в работе клей ПВА.

Рисовая крупа - белая, вытянутой формы, хорошо закрепляется на фоне с помощью клея или пластилина. Его можно выкладывать по рисунку, как на плоскости, так и на объемных изделиях.

Манная крупа - интересный сыпучий материал, приятная на ощупь, по внешнему виду напоминает мелкий песок. Так как она белого цвета, интереснее всего из манной крупы получаются морозные узоры, снег, облака и т.д. Удобно использовать манную крупу в аппликации для изготовления отдельных элементов (снег на вырезанной из бумаги елочке, облака в сюжетной аппликации и др.) Манная крупа хорошо окрашивается любыми имеющимися красителями после нанесения на фон и просушки, хорошо закрепляется на фоне с помощью клея ПВА.

Пшено - так называется крупа, получаемая из семян растения просо. Это очень красивый материал. Круглые, желтого цвета крупинки украсят любую работу и композицию. Закрепляется на клей и пластилин.

Гречка - значительно отличается от других круп по форме и по цвету. Она похожа на маленький граненый камешек светло-коричневого цвета. Из гречневой крупы можно выполнить отдельные детали аппликации, особенно красиво она смотрится в сочетании с соломкой и берестой, так как имеет сходную цветовую гамму.

Аппликация из опилок.

Удивительно интересный и податливый материал - опилки. Он доступен и позволяет открыть новые возможности в творческой работе.

На картоне сначала выполняют рисунок, на отдельные контуры которого наноситься клей, а на клей - опилки. Согласно рисунку его можно окрашивать в разные цвета. Для этого используют акварельные краски, гуашь, тушь. Краску разводят в воде, и в этот раствор засыпают опилки на 15-20 минут. Пропитанные в растворе опилки сушат на листах бумаги или ткани. При сушке опилки лучше перемешивать, чтобы высыхание проходило

равномерно. Заготовленные опилки раскладывают по цветам в конверты или коробочки.

Аппликация из опилок может быть предметной, сюжетной и декоративной, причем составленный эскиз должен быть достаточно прост и лаконичен. В соответствии с цветовым оформлением подбираются опилки необходимых цветов. Выполняя работу, на небольшой участок рисунка наносится клей, насыпается слой опилок нужного цвета и слегка придавливается. Опилки наклеивают сначала на все участки одного цвета, затем другого и т.д. Не приклеенные опилки стряхивают.

Если необходимо придать аппликации объем, наклеивают несколько слоев опилок по рисунку; некоторые детали станут выпуклыми.

Изделия из перьев птиц

В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого качества (куриные, утиные, гусиные, перья воробьев, попугайчиков, голубей и др.). Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возращения им естественного вида. Перья можно использовать в качестве деталей к различным изделиям, в аппликации и в качестве объемных изделий (цветов, украшений).

Ниткопись

Ниткопись - изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения.

Освоение ниткописи доступно каждому. Положите на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку, и слегка прижмите ее по всей длине. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги даже в вертикальном положении листа нитка сохранит исходное положение (она не упадет и не сместится). Нитка прекрасно удерживается и дополнительные средства крепления ей не нужны.

Простота соединения позволяет изменять кривизну нитки на укладываемой поверхности. Это дает возможность корректировать только

часть контура без изменения всего изображения, это значительно расширяет возможности изменений создаваемых образов.

Для того чтобы во время работы нитка не сдвигалась, ее надо прижать пальцем за законченным участком изображения и затем уже формировать новый участок.

Для лучшего восприятия изображения нитка должна быть контрастной по цвету к фону бумаги. Можно использовать нитки разных цветов, разной долины и качества. Многообразие вариантов сочетаний ниток будет источником для творческого замысла.

Пушистые материалы

К этим материалам относят всевозможный растительный пух (чертополоха, рогоза, одуванчика, ковыля, тополиный) и пух животного происхождения.

Мало кто знает, что этими материалами можно рисовать, и изображение получается очень похожим на черно-белую фотографию.

Самым лучшим для таких работ является пух, собранный в теплую солнечную погоду. Его укладывают в картонные коробки или стеклянные банки. В пластмассовой упаковке пух пожелтеет.

Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц, которые выглядят мягкими, пушистыми, теплыми.

Самой главной особенностью пуха является то, что все пушистые детали аппликации могут закрепляться на фоне без клея, с помощью сцепления. Поэтому, кроме основного рисующего пушистого материала, необходимо правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность. Обычно это бархатная бумага темного цвета. На ней путем сцепления будет хорошо крепиться изображение.

Основные технологические приемы:

Наложение. Этим способом добиваются различных теневых переходов. Там, где должен быть светлый участок, пух наносят в несколько приемов, накладывая один слой на другой. Для серых переходный тонов количество слоев сокращается, а в темных участках пух не выкладывается совсем.

Жгутик. Захваченный пинцетом пух скатывается в жгутик, толщина которого зависит от количества взятого пуха. В процессе работы ворсинки вытаскивают из кончика жгутика и равномерно выкладывают на фоне. В результате получают очень четкий контур.

Крошка. Выполняется путем втирания измельченных поперек волокон жгутика в поверхность фона до получения гладкой фактуры.

Резаный край. Применяется при оформлении неровных границ изображения. Для этого по нужному шаблону выкладываются волокна, подрезаются ножницами и переносятся зеркально на фон.

Яичная скорлупа

Яичная скорлупа - прекрасный материал для детского творчества. Она легко обрабатывается, хорошо окрашивается и оклеивается цветной бумагой. В работе можно использовать как целую скорлупу, так и ее часть.

Целую скорлупу получить довольно просто. В сыром яйце прокалывают маленькие отверстия с противоположных сторон, выдувают содержимое в стакан, промывают через те же отверстия и высушивают. Для придания прочности этому хрупкому материалу нужно изнутри скорлупу покрыть клеем ПВА. Для этого в верхнее отверстие нужно залить немного клея, одновременно вращая «яйцо», при этом на скорлупе остается тонкая пленка. Излишки клея сливают, скорлупе дают высохнуть и приступают к работе.

Изделия из яичной скорлупы могут быть объемными и плоскими.

Объемные игрушки выполняются из целой скорлупы, оформляя ее росписью, деталями из цветной бумаги или природных материалов.

Плоскостные композиции - это разновидность аппликационных работ, выполненных в мозаичной технике. Такая работа требует большой аккуратности и внимательности. Все этапы составления аппликации в изделиях сохраняются. Можно использовать натуральную окраску яичной скорлупы или окрасить ее любыми доступными красителями.

Аппликация из песка.

Удивительно интересный и податливый материал - речной песок. Он позволяет открыть новый творческий импульс и закрепить ранее полученные

знания о свойствах природных материалов. Аппликация выполняется на картоне. Сначала наносят рисунок, на отдельные контуры этого рисунка накладывается клей, а на клей - песок. В тех местах, где слой песка толще, изображение получается более рельефным, объемным и насыщенным.

Список используемой литературы:

М.И.Нагибина « Природные дары для поделок и игры», 1997г. М.И.Нагибина « Чудеса для детей из ненужных вещей», 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Изготовление игрушек по замыслу детей»

Цель занятий, на которых ребята мастерят игрушки по замыслу, - научить их самостоятельно подбирать тему для работы, опираясь на имеющийся опыт создания поделок под руководством педагога; совершенствов...

Консультация для родителей "Изготовление поделок из природного материала с детьми раннего возраста"

Советы родителям о том, какие поделки из природного материала можно выполнить с детьми раннего возраста....

Консультация для воспитателей. Изготовление украшений из солёного теста

Способы изготовления солёного теста и украшений из него....

Консультация для родителей " Изготовление поделок вместе с родителями!"

Наверное у каждого взрослого человека иногда появляется желание вернуться в свое детство. Мы помним веселое и беззаботное время, когда не надо было думать о насущных проблемах и мы просто наслаждались...

Мастер-Класс "Изготовление костюмов из нетрадиционных материалов"

Мастер- класс для  родителей  «Изготовление костюмов из нетрадиционных материалов» Авторский мастер-класс Митякиной О.И.Подготавливая костюмы к различным праздникам и развлечения...

Опыт работы по ручному труду «Изготовление поделок из различных материалов»

Материал содержит подробную информацию по изготовлению поделок из различных материалов....

Обобщение опыта "Изготовление поделок из разных материалов"

    «Истоки творческих способностей   и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник тво...