Консультация для воспитателей "Развиваем руки ребенка"
консультация на тему

Борисова Елена Эльваресовна

Одним из аспектов подготовки ребенка к школе является раз­витие мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_o_n_s_u_l_t_a_ts_i_ya.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: "РАЗВИВАЕМ РУКИ РЕБЕНКА"

Подготовила: БОРИСОВА Е.Э. воспитатель детского сада 114?

г. Брянск

Одним из аспектов подготовки ребенка к школе является развитие мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.

Кроме того, в школе дети часто испытывают серьезные затруднения в овладении навыком письма, т.к. письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Необходима функциональная зрелость коры головного мозга. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики руки должна начинаться задолго до поступления в школу.

Является ли этот вопрос проблемным на сегодня? ДА. Потому, что мы далеко не в той степени уделяем этому внимания как в детских садах, так и дома. Мы учим детей самостоятельно принимать пищу, одеваться, рисовать, наконец, писать. Но, при обследовании часто выявляется просто поразительная ручная неумелость: рука быстро устает. Вполне понятно, что нетренированные руки, не приученные совершать дифференцированные движения и выдерживать достаточно длительную нагрузку, окажутся неспособными в выполнении такой тонкой и сложной деятельности, как процесс письма.

Еще в прошлом столетии взрослые понимали, что руками нужно заниматься специально.

Если уделять должное внимание играм, упражнениям и различным заданиям на развитие мелкой моторики рук, что можно сразу решить 2 ЗАДАЧИ:

  1. КОСВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВЛИЯТЬ НА ОБШДЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА;
  2. ГОТОВИТЬ К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ.

Начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с самого раннего возраста. Работа эта должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект для упражнений.

В раннем детстве упражнения по развитию мелкой моторики рук для малыша носят пассивный характер. Начиная с полугода, родители могут выполнять следующие упражнения - сгибание пальцев рук, легкое поглаживание руки в направлении от пальцев к запястью.

Позднее:

  • манипуляции с бумагой. Может быть использована старая газета, исписанные тетрадные листы, но лучше белая писчая, ребенку будет приятнее. Взрослый берет бумагу и начинает проводить с ней самые разнообразные манипуляции: складывать в разных направлениях, мять, разглаживать и т.п. действия. Ребенок, увидев ваши движения, обязательно к ним приобщиться;
  • игры с водой: переливание, а также проведение развлечений, в которых проводятся конкурсы с водой;
  • игры со спичками, с которых предварительно убирается сера;

-        игры и упражнения, направленные специально на развитие рук /см. Л.Б.Фесюкова и0т трех до семи"/ Харьков: "Фолио", С-Пб: "Кристалл", 1996 г., с. 237-246/.

Дошкольники могут:

  1. Запускать пальцами мелкие волчки;
  2. Разминать пальцами глину, пластилин;
  3. Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики;
  4. Нанизывать пуговицы /крупные/, шарики, бусинки на нитку;
  5. Наматывать проволоку на катушку, палец;      
  6. Завязывать шнурки, узлы на шнурке, толстой веревке;
  1. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
  2. Закручивать шурупы, гайки;
  3. Играть с конструктором, мозаикой;

10. Складывание матрешек;' П. Рисование в воздухе;

  1. Игры с леской водой;
  2. Мять руками поролон, губку;
  3. Шить, вязать на спицах;
  4. Рисовать, раскрашивать, штриховать;
  5. Резать ножницами;
  6. Рисовать различными материалами;
  7. Пальчиковая гимнастика.

К пяти годам возможность произвольно направленных движений возрастает, дети могут выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Можно предложить:

  • плетение из бумаги, тесьмы;
  • макраме;
  • изготовление бус из бумаги.

-        Важную роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами:

-        симметричное вырезывание, аппликация, вырезание картинок из старых открыток;

-        Особую роль играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание, в подготовке руки к письму. Приучает к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости;

  • конструирование из бумаги и природного материала;
  • графические упражнения;
  • рисование нитками;
  • работа с тестом;
  • работа с крупой;
  • работа в прописях, тем более, что сейчас есть прописи развивающего типа. Только не нужно принуждать детей к письму, если ребенок не хочет работать в прописях, их можно заменить описанными
    выше играми.

Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни.

Неограниченный простор для развития ручной умелости дает сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребенка к доступным для него видам деятельности.

Благодаря этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность, которая необходима для письма.

ЛИТЕРАТУРА:

I. Л.Б.Фесюкова "От трех до семи"., Харьков:"Фолио", С-Пб: "Кристалл"., 1996 г., с. 237-246

2  В.Цвынтарный "Играем пальчиками и развиваем речь" С-Пб, 1999

3.        "Умные пальчики" Е.Синицына. Москва: Лист, 1998

4.        О.Гаврина, Н.Кутявина. "Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать" Ярославль: Академия развития, 1998

5. Н.Новоторцева "Учимся писать: обучении грамоте в детском саду" Ярославль: Академия развития, 1998 :.

6. Н.Новоторцева "Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома" Ярославль: Академия развития, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В НАШИХ РУКАХ"

Здоровье ребенка в наших руках. Человеческое дитя – здоровое…развитое… Это не только идеал и абстрактная ценность, Но и практически достижимая норма жизни. ...

Консультация «Оригами- подготовка руки ребенка к письму».

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, которая в свою очередь развивает речь, точные движения пальцев, происходит раз...

Консультация «Оригами - подготовка руки ребенка к письму».

Консультация «Оригами - подготовка руки ребенка к письму»....

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей "Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка "

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр...

Консультация "Как подготовить руку ребенка к письму"

Письмо- это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (других материалах) путем нанесения графических слов соответствующим элементам устной речи.В истории человечества письмо пр...