Кукловождение
консультация (старшая группа) на тему

Боднарь Надежда Геннадьевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuklovozhdenie.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №199 присмотра и оздоровления «Сказка»          630098 Город. Новосибирск  ул. Динамовцев  дом № 5

Консультация

Выполнила: Боднарь Надежда Геннадьевна

Кукловождение

Общие правила кукловождения (Е.А. Антипина)

  1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.
  2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.
  3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.
  4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.
  5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.
  6. Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.
  7. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

8.  Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

         9. Когда одна кукла говорит, остальные должны бытьнеподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

      10.  Характер актера передается кукле

- Пальчиковый: на один палец, на два пальца. Наличие данного вида кукольного театра в двух вариантах позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемамкукловождениярукавичкового кукольного театра.

- Рукавичковый (без большого пальца). Наблюдение за играми в кукольный театр с использованием рукавички с большим пальцем показало: ребенок не может сконцентрировать свое внимание на движении куклы и сопровождение персонажа репликами, т.к. отвлекается на движения большого пальца.

 При организации театрализованных игр с использованием пальчикового и рукавичковоготеатра необходимо иметь в наличии ширмы трех видов: настольная (высота занавеса 25 см), напольная (высота занавеса 70-80см, дети располагаются на стульях), напольная (высота занавеса 1м, дети играют стоя, рука с куклой чуть согнута в локте).

 - Настольный плоскостной (изображение персонажа на каждой стороне фигурки), настольный театр игрушки.

 Начинать работу в средней группе  с использованием данных видов кукольного театра, т.к. ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей. На  занятиях по театрализованной деятельности дети передвигают  куклы настольного театра под знакомое музыкальное сопровождение. Данный прием позволяет  детям ориентироваться на условной сцене, взаимодействовать друг с другом, не сталкиваться между собой, усвоить основные правила кукловождения. Затем отрабатываются  приемы вхождения в диалог по сюжету знакомой сказки небольшого содержания по схеме «вопрос-ответ», разыгрывались этюды и упражнения на развитие коммуникативных способностей и формирование основных видов эмоций, передачи мимики и жестов персонажа. В реализации данных задач необходимы следующие виды кукольного театра:

 - Кулачковый, тростевой, ложковый. Все три вида кукольного театра по приемам кукловождения тождественны: при обучении детей играть с куклами кулачкового (прячется кулачок), тростевого (кукла на палочке – трость), ложкового(в основе деревянная ложка или лопаточка) необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях. Дополнительно проводятся игры и упражнения на развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты.

 При достижении определенных результатов (дети уверенно манипулируют куклами на уровне ширмы, вступают в диалог и поддерживают его, передают образ героя яркими интонациями) можно начинать работу на ширме с высотой занавеса 1м (дети-артисты располагаются стоя). Такой вариант ширмы позволяет увеличить объем действий, сюжетных линий, смены декораций. Также на втором этапе работы с куклами на трости изменяется и сама кукла: она становится подвижной при помощи дополнительногогапита к руке (лапе). Этот вариант куклы дает возможность подготовить детей к усвоению приемов кукловождения театра «би-ба–бо».

 - Кукольный театр «би-ба–бо».

 На сегодняшний день этот вид кукольного театра наиболее широко представлен в ассортименте фабричного производства. Куклы «би-ба-бо» на первом этапе дополнены тростью для головы; это облегчает руководство театрализованными играми, т.к. у детей сформированы навыки кукловождения кукол на трости. На протяжении всего этапа с детьми отрабатываются простейшие приемы работы с куклой: передача ходьбы куклы без ширмы, на ширме, бегповороты головы персонажанаклоны в заданном направлениивзаимодействие с другими героями.

 Для того чтобы ребенок научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с куклой «би-ба-бо». На втором этапе работы куклы театра «би-ба-бо» усложняются: основа вождения куклы остается та же, а подвижной частью становится рот, который приводится в действие при помощи лески

Планшетный малый   Планшетный большойНапольные куклы

 Данные виды кукольного театра используются в средней группе самим педагогом в качестве сюрпризного момента на занятиях, в режимных моментах, в кукольных спектаклях с детьми старшей и подготовительной групп. Детям очень нравится играть с планшетными куклами в свободной игровой деятельности, придумывать небольшие истории, разыгрывать сюжеты знакомых сказок, потешек. Управление данными куклами для детей 4-5 лет является сложным процессом, требующим сформированности основных приемов кукловождения, высокого уровня развития плечевого пояса

 Маски, маски-шапки, масочный нагрудный.

 Разыгрывая небольшие сценки, не связанные общим сюжетом, а также сказки по канве художественного произведения дети перевоплощаются в образ выбранного персонажа и передают характерные особенности своего героя (в зависимости от уровня развития умений и навыков в театрализованной деятельности). Для большей эффективности работы с данными видами театра необходимо организовать костюмерную, обогащенную различными видами костюмов; гримерную с набором театральных атрибутов (носы, бороды, парики и др.). При разыгрывании сюжета литературного произведения методическим фундаментом выступает схема работы над сказкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по кукловождению

Знакомство детей с тростевой куклой....

Методические разработки по обучению детей кукловождению

Методические разработки по обучению детей кукловождению...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. "Уроки кукловождения"

Мастер-класс для педагогов ДОУ. "Уроки кукловождения".    Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Больше всего дети любят играть с театраль...

Мастер класс «Подготовка и обучение детей дошкольного возраста основам кукловождения - театральные игры и упражнения»

Цель: ознакомление  педагогов с   театральными методами и приемами, направленными на подготовку и обучение детей основам кукловождения....

Общие правила кукловождения

Общие правила кукловождения...

Рекомендации для воспитателей и педагогов по кукловождени.

Совместная театрализованная деятельность детей и педагога в ДОУ организуется так, чтобы весь процесс  воздействовал на чувства и интересы детей. С учётом ведущей деятельности дошкольного возраста...