О творческой самореализации воспитателей дошкольников.
статья на тему

В статье рассматриваются особенности творчества, основные формы и способы самореализации воспитателей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.9

О ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Иванова Галина Александровна - магистрант факультета психологии и педагогики, НОУ ВПО «Российский новый университет»; ул. Радио, 22, Москва, Россия,105005; ГБОУ Школа № 1411 (структурное подразделение дошкольного образования), Москва, e-mail: is555@inbox.ru

Galina Ivanova - Undergraduate Faculty of Psychology and Pedagogy, NOU VPO «Russian New University"; st. Radio, 22, Moscow, Russia, 105005; GBOU School number 1411 (a division of       pre-school education), Moscow, e-mail: is555@inbox.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности творчества, основные формы и способы самореализации воспитателей дошкольников.

Ключевые слова: творчество воспитателей дошкольников, педагогическое творчество, самореализация педагога.

Abstract

The article discusses the features of creativity, basic forms and methods of self caregivers of preschoolers.

Key words: art educators of preschool children, pedagogical creativity, self-realization teacher.

Требования, которые предъявляются к современному дошкольному образованию, включают в себя создание благоприятных условий для воспитания творческой личности. Обеспечить такие условия для ребёнка должно дошкольное образовательное учреждение, в частности воспитатель. Г. М. Юшкова пишет: «Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, развивается в результате длительной систематической работы педагогов и психологов с дошкольниками и учащимися» [11, с. 166]. Деятельность воспитателя дошкольной организации способствует определению и дальнейшему развитию возможностей каждого воспитанника. Воспитатель сам должен быть человеком творческим и должен уметь решать большое количество профессиональных задач в различных ситуациях и обладать современным мышлением и психологической культурой. Поэтому возрастают требования к профессиональной культуре воспитателя, его психолого-педагогической подготовке, педагогической компетентности. «В связи с этим проблема субъектности, профессионализма и креативности специалистов приобретает особое значение» [2, с. 6], [3]. «Педагогическая деятельность по своей природе – творческая» [7, с.53]. В статье Г.Ф. Приваловой говорится: «Общество XXI в. как никогда нуждается в педагоге высокой квалификации, с развитым мышлением, проявляющим инициативу, творческую самостоятельность, поскольку только человек, умеющий нешаблонно мыслить и действовать, может стать полноценным педагогом, способным принимать оптимальные решения в самых сложных педагогических ситуациях» [10, c. 74]. Творчество – понятие сложное, многоаспектное, его изучение имеет длительную историю, но, как не странно, нет чёткого определения данному понятию. В своей работе О.В.Дыбина пишет: «В философской и психолого-педагогической литературе нет чёткого определения феномена творчества. Каждая наука, исходя из специфики своего предмета и методов исследования, рассматривает и раскрывает какую-либо одну сторону творчества. В этой связи понятие «творчество» трактуется неоднозначно не только в рассматриваемых науках, но и разными авторами в одной и той же науке» [12]. По мнению психолога                   Е. П. Ильина существует несколько видов творчества. Он выделяет творчество научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными подвидами. Мы будем рассматривать педагогическое творчество, а точнее сказать, творчество воспитателей дошкольников. Е. П. Ильин пишет: «Педагогическое творчество - это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, описаны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идёт о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приёма в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для себя, но и для других, т.е. новаторство». «Частным видом педагогического творчества является импровизация - нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас»» [6, c. 22-23]. Нечаева Т.А заметила, что: «педагогическое творчество – это одно из проявлений творчества вообще, и вместе с тем, оно характеризуется «высшей ступенью» профессиональной деятельности учителя, которая направлена на совершенствование или создание новых форм, методов и средств целостной педагогической деятельности» [8, с. 158]. В.И. Загвязинский писал: «Подлинное воспитание и обучение-это всегда созидание нового, творение человека через пробуждение его внутренних сущностных сил [5, с. 12]. Л. П. Гимпель так характеризует творчество: «Творчество определяет новый, более высокий уровень деятельности педагога: формируется профессиональная позиция, аккумулирующая в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности; благодаря профессиональному знанию педагог способен к самоанализу, выявлению резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует всё более яркое самораскрытие личности; совершенствование педагогической техники позволяет получить результат, превосходящий первоначальный замысел» [4, с. 4].      М. М. Поташник  считал, что «педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может»[9, с. 4]. Педагогическое творчество воспитателя включает различные формы и способы творческой самореализации. В. С. Агапов говорит: « Самореализация изучается в двух аспектах: 1) со стороны результатов – состояний личности, 2) со стороны её компонентов: цель, мотивы, процесс достижения цели, ситуация, результат (приобретение опыта, обретение смысла, самореализация, развитие личности)» [1, с. 27]. Важным является внесение инновационных технологий (развивающее обучение, проблемное обучение, проектные методы обучения, информационно-коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии и др.) в педагогическую работу дошкольной организации. Это могут быть: мастер-классы, круглые столы, создание портфолио, деловые игры, самообразование воспитателя, дискуссии, проектная деятельность, использование мультимедийных технологий, применение здоровье сберегающих технологий, участие в конкурсах педагогического мастерства. Каждая из этих форм имеет свои цели, задачи. Рассмотрим основные:

Мастер-класс – это форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми “изюминками”) [17]. Круглый стол. Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения. [13].Создание портфолио. В основе технологии используется метод аутентичного оценивания результатов профессиональной деятельности. Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при котором участники в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются эпизоды (определенные результаты и их следствия), которые чаще всего необратимы. Методическая цель деловой игры заключается преимущественно в тренировке навыков и в экспериментировании с принятием решений и прежде всего с их последствиями, а также в нахождении стратегий решения проблемы. Деловые игры являются воссозданиями реальных ситуаций, в которых изображаются определенные фрагменты действительности. При этом часто моделируется конфликтная ситуация из общественной или производственной действительности. Отдельные актеры при этом исполняют различные роли персонажей, чьи интересы они должны представлять [16]. Дискуссии. В процессе дискуссии происходит анализ, исследование проблем или их модернизация или преобразование, а также стимуляция творческого потенциала. Использование  мультимедийных технологий. Повышает активность воспитанников в процессе обучения. Способствует более эффективному усвоению новых знаний. Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. [15].

Воспитатели нашего структурного подразделения дошкольного образования активно внедряют в свою практику некоторые формы творческой самореализации, особо любимая форма - проекты: «Игрушки», «О космосе», «Как устроена волшебная кладовая», «Лаборатория неживой природы (вода)», «Капустник», «История ложки», «Жизнь леса», «От зёрнышка до каравая», «Птицы», «Путешествие в прошлое книги», «Мой весёлый звонкий мяч», «Играем в шашки» и др. Интересно и продуктивно проходит работа по созданию мини музеев, среди них: «Музей кукол», «Музей необычных книг», «Музей матрешки», «Музей сказок», «Этажи леса», «Животные мира» и проч. Воспитатели нашего сада принимают участие в круглых столах, например: «Сегодня дошкольники, а завтра-ученики», участвуют в интернет-конкурсах педагогического мастерства, городских фестивалях («Эстафета искусств») и экологических проектах («Бережём планету вместе», окружных конкурсах («Знай-ка», «Спорт и мир»).

Важным условием формирования творческих способностей детей дошкольного возраста  является наличие и совершенствование творчества воспитателей дошкольников. С работы воспитателя начинается социализация ребёнка, от взаимодействия воспитателя и детей, от его компетенции зависит дальнейшее развитие личности ребёнка, формируются его целевые ориентиры. Творческий характер деятельности воспитателя позволяет постоянно творить. Таким образом, педагогическое творчество проявляется как самореализация воспитателя. Успехи и достижения детей напрямую зависят от личности воспитателя, его профессиональной подготовки и творческого потенциала [14].

Литература

[1]. Агапов В.С. Концепция я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований. //Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26-30.

[2]. Агапов В.С. Креативное развитие профессионального я будущего специалиста.//Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 6-13.

[3]. Агапов В.С. Системное изучение я-концепции субъекта в российской психологии.//Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 27-30.

[4]. Гимпель Л.П. Интеграция творческого и профессионального в педагогической деятельности. //Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 072-074.

[5]. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987.

[6]. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости.- СПб.: Питер, 2012

[7]. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.

[8]. Нечаева Т.А. Креативность и творчество в педагогической деятельности. //Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2000. Т. 15. № 1. С. 158.

[9]. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М.: Знание, 1987.

[10]. Привалова Г.Ф. Сущность и содержание формирования творческого потенциала педагога как определяющий фактор его творческой деятельности. //Сибирский педагогический журнал. 2007. № 13. С. 74-78.

[11]. Юшкова Г.М. Творческие способности, креативность и факторы их развития.

//Вестник Коми государственного педагогического института. 2010. № 8. С. 163-169.

[12]. http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-issledovaniya-problemy-tvorchestva

[13]. http://festival.1september.ru/articles/603973/

[14]. http://sibac.info/12194

[15]. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-proektnaja-dejatelnost-v-dou-sostavitel-ivanova-n-v-vospitatel-mbdou-16.html

[16]. http://www.moluch.ru/archive/37/4267/

[17]. http://www.openclass.ru/node/201450


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»

В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...

«Создание условий для творческой самореализации ребенка в процессе формирования экологической культуры дошкольников»

Создание условий для развития детей дошкольного возраста  в воспитание экологической культуры, выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными...

"Создание условий для творческой самореализации ребенка в двигательной деятельности"

Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей и в двигательной деятельности. В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре педагоги с...

Дополнительные образовательные услуги в детском саду - новый путь творческой самореализации ребенка

В статье определена роль введения дополнительных образовательных услуг в современных дошкольных образовательных учреждениях, связанная с возникшим спросом со стороны родителей, направленным на  ...

Социализация и творческая самореализация дошкольников в условиях художественно-творческой деятельности.

Материал о наполнении части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений....

"Сказки-шумелки" - эффективное средство для творческой самореализации дошкольников"

Сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия, мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста....