Использование логопедических рифмовок в процессе театрализованной деятельности у дошкольников с ОНР
консультация (старшая группа) на тему

Кадерова Людмила Александровна

Актуальность представленного материала находится в поле той общественной значимости, которую приобрела в последние десятилетия проблема диагностики и коррекции стертой дизартрии. Не вызывает сомнения тот факт, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных нарушений и скорригировать уже имеющиеся трудности. Своевременно оказанная помощь позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, а в дальнейшем, и степени интеграции в общество. Поэтому все  чаще становится актуальным использование  логопедических рифмовок в соправождении музыки как при проведении  КРОД у детей со стертой  дизартрией, так и в процессе  организации театрализованной дятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_logopedicheskikh_rifmovok_.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида»

Использование логопедических рифмовок в театрализованной деятельности у дошкольников с ОНР.

        Подготовила:

        Учитель -логопед

        Кадерова Л.А.

                                      Саранск 2014

   

Использование логопедических рифмовок с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией.

      Актуальность представленного материала находится в поле той общественной значимости, которую приобрела в последние десятилетия проблема диагностики и коррекции стертой дизартрии. Не вызывает сомнения тот факт, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных нарушений и скорригировать уже имеющиеся трудности. Своевременно оказанная помощь позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, а в дальнейшем, и степени интеграции в общество. Поэтому все  чаще становится актуальным использование  логопедических рифмовок в соправождении музыки как при проведении  КРОД у детей со стертой  дизартрией, так и в процессе  организации театрализованной дятельности.

      Музыка и театрализация как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.

      Логопедические рифмовки широко используются при лечении двигательных и речевых расстройств  тиков, заикания, нарушений координации и стертой дизартрии. Они представляют собой специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы и служащие определенной дидактической цели. Традиционно рифмовки используют на этапе    автоматизации/дифференциации поставленных звуков и для проведени  динамических пауз в ходе КРОД.

      Однако это далеко не все возможности рифмовок. В настоящее время рифмовки моно использовать не только в ходе КРОД, но и во время театализованной деятельности. Как известно у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Сюжет рифмовки приглашает ребенка к игре и помогает взрослому организовать прстранство. Малыш приобретает в этом пространстве ценный для жизни игравой опыт.

      Простой текст рифмовки рассчитан на то, что ребенок сможет его произносить как вместе с взрослым, так и самостоятельно. Логопедические рифмовки имеют четкую ритмическую структуру и произносятся с обязательным протягиванием гласных звуков в словах. Это способствует развитию не только чувства ритма и речевого дыхания, но и развитию речеслухового внимания, памяти и формированию воздушной струи, что является очень важным при стертой дизартрии(3 слайд). Многократное восприятие и воспроиведение грамматических форм, которыми максимально насыщена рифмовка в соответствии с коррекционной задачей, в сочетании с активизацией различных анализаторов способствует формированию в короткий срок морфологических и синтаксических обобщений.

      В работу над логопедическими рифмовками включаются родители,  воспитатели, учитель-логопед и другие узкие специалисты.

      Включение рифмовок в контекст театрализованной деятельности обеспечивает не только решение коррекционно-развивающих задач, но и способствует созданию благоприятных условий для установления эмоционального контакта ребенка и взрослого, что, безусловно, необходимо и актуально на всех этапах коррекционно-развивающей работы.

        Содержание стихотворного материала оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние малыша: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, способствует снятию эмоционального напряжения, содействует возрастанию общей и речевой активности.

       Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту и особенностям стертой дизартрии. Сюжет рифмовки приглашает ребенка к игре и помогает взрослому организовать пространство, в котором малыш приобретает ценнейший для его дальнейшей жизни игровой опыт, учится понимать себя и других, осваивает школу человеческих взаимоотношений.

       Этапы работы над рифмовками, помогающими развитию детской лексики и формированию грамматически правильной речи:

1.Первичное восприятие текста рифмовки.

2.Восприятие рифмовки в сочетании с демонстрацией наглядного материала (предметные картинки, игрушки, маски героя и т.д.).

3.Совместное с взрослым воспроизведение рифмовки в игровой ситуации.

4.Самостоятельное  воспроизведение рифмовки.

      Перечисленные этапы работы, обеспечивающие многократное восприятие на слух рифмовки, что является не маловажным в процессе коррекции стертой дизартрии. Содержание рифмовки зависит от возраста, степени речевой активности и особенностей  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ РИФМОВОК В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ОНР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

         Актуальность представленного материала находится в поле той общественной значимости, которую приобрела в последние десятилетия проблема диагностики и коррекции...

значение использования логопедических рифмовок

Значение использования логопедических  рифмовок в процессе коррекции речиЦель: развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики и а так же  чувства ритма, темпа, вербальных и невербальных к...

Презентация. Использование сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в процессе обучения дошкольников татарскому языку

Использование сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в процессе обучения дошкольников татарскому языку...

«Воспитание культуры речи в процессе театрализованной деятельности дошкольников»

На современном этапе развития общества, наблюдается резкое снижение уровня культуры речи у дошкольников. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.Культура речи не ...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе театрализованной деятельности дошкольников

В статье описано значение использования ИКТ-технологий в тетатрализованной деятельности дошкольников....

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе театрализованной деятельности дошкольников

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений....

"Использование игровых технологий в процессе театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста" Э. Г. Чурилова

Даная технология является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребенка: познавательных и психических процессов, формирован...