" Наша добрая матрёшка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Открытое мероприятие к педсовету "Искусство, котрое мы называем изобразительным"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka_konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие к педсовету  

«Искусство, которое мы называем изобразительным»

Комплексная  образовательная деятельность

  старшая  группа

на тему: «Наша добрая матрёшка»

23.04.2013                                                                                             Новикова Л.Е.

Цель:

*формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметами декоративно – прикладного искусства;

*обобщить знания детей о русской народной игрушке - матрёшке, истории её создания, характерных внешних особенностях загорской, семёновской и полхов - майданской матрёшек;

*совершенствовать умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;

*учить детей украшать фартук матрёшки в нетрадиционной технике – пластелинографии;

*развивать чувство цвета, художественно-творческие способности в процессе ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства и детской деятельности.

*воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций из книги Берестова В. Д. «Матрёшкины потешки», Н.В. Шайдурова «Веселые матрешки», разучивание приветствия и стихотворения о матрёшке.

Музыкальное сопровождение: Г. Насауленко “Веселые матрешки”

Материал к занятию:

 демонстрационные картинки с изображением загорской, семёновской и полхов – майданской матрёшек, счетный материал – матрешки по одной на каждого ребенка, силуэт матрёшки для каждого ребёнка, пластилин красного и зеленого цвета, стеки, клеёнки, влажные салфетки для рук.

Ход НОД:

Дети входят в группу. Встают в круг и берутся за руки.

  1. - Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:

В этот чудный ясный день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

- Сейчас я загадаю  вам загадку, а вы слушайте внимательно и постарайтесь  отгадать:  «Кого мы сначала пополам ломаем, а потом играем?» (Ответы детей). Конечно, это всем нам знакомая матрешка.  

  1. Воспитатель: - Ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится. Пойду, открою дверь (открывает дверь и в группу входит взрослый, одетый в костюм матрешки).  

Здравствуйте! Вы меня узнали?

Я Матрёшка-сувенир

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская Матрёшка.

Мастер выточил меня

Из куска берёзы.

До чего ж румяна я

Щеки, словно розы.

Воспитатель: Побудь у нас в гостях Матрёшка. Мы приглашаем тебя в наш мини-музей матрешки. (дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек) 

- Ребята, а вы знаете, когда сделали первую матрёшку (Ответы детей: сто лет назад).

- От какого русского женского имени пошло название этой деревянной игрушки? (Ответы детей: название этой деревянной игрушки пошло от старого русского женского имени Матрёна)

- Игра: «Скажи ласково» Матрёшка, матрешечка, матренушка.

 - В чем секрет куклы-матрёшки? (Ответы детей: в одной матрёшке может поместиться до двадцати матрёшек меньшего размера. Матрёшки бывают разные).

  1. Наша гостья пришла одна, давайте найдем ей подружек. Вот у меня две матрёшки. Я предлагаю вам игру-эстафету «Собери подружек-матрешек»

 Проводится эстафета «Собери матрешку»

Дети выстраиваются в две колонны. На двух столах стоит по пять матрешек (каждая фигура раскрыта). Первый игрок из каждой колонны подбегает к своему столу и собирает самую маленькую матрешку. Бегом возвращается обратно и передает эстафету следующему (дотрагивается до него). Тот бежит к столу, ставит маленькую матрешку внутрь следующей по размеру и собирает ее и т.д. Выигрывает команда, которая быстрее сложит все матрешки в одну.

- Молодцы, ребята! Справились и теперь наша матрёшка не будет грустить. Присаживайтесь на свои места (дети садятся на стульчики, расставленные полукругом).

 

  1.  Воспитатель:

- Из какого материала изготавливают матрешек? (Ответы детей: из дерева березы и липы).

           - Делали матрешек в разных деревнях и разрисовывали по-разному.

- Посмотрите на нашу гостью,  как вы думаете, в каком городе сделали эту матрёшку? Как вы догадались?

(Ответы детей: Семёновская матрёшка. У этой матрешки форма немного вытянутая резко сужающаяся книзу,черные волосы, на голове платок, края которого украшены маленькими бутонами, большой очень яркий букет цветов, который занимает почти весь фартук, в центре самый крупный цветок, от него отходят листья и бутоны поменьше. Этот букет цветов матрешка держит в руке).

- Найдите наряд нашей гостьи на картинке.

- У нас осталось ещё 2 картинки.  Назовите этих матрёшек. Кто хочет рассказать о них?

 (Ответы детей: Загорская. Эту матрёшку сделали в городе Загорске.Она широкая, толстобокая, приземистая.У нее светлые волосы.  Загорские матрешки одеты в сарафан,кофту, в яркий платок и фартук с узором. Края платка и фартука украшены мелким цветочным узором. Рукава кофты украшены простыми волнистыми узорами. Загорская матрешка всегда что-то держит в руках то корзину, то курицу).

(Ответы детей: Эта матрёшка из села Полхов – Майдан.Она вытянутая, стройная.Голова у нее узкая и как бы срезана сверху. Волосы- кудри черного цвета. У нее нет рук, сарафана, кофты. На платке нарисован крупный цветок, а на фартуке крупные цветы шиповника, а также ягоды и кудрявые листочки. Расписывают по предварительно нанесенному тушью контуру.Традиционный для этой росписи малиновый цвет).

Воспитатель:

- Но, не смотря на то, что эти матрёшки сделаны  разными мастерами они похожи.

Чем похожи ?

(Дети: У всех матрёшек есть платок на голове и фартук. …)

- И у меня для вас есть похожие матрешки. Давайте с ними поиграем (садятся за столы).

          Выполняется упражнение: «Играем с матрешкой». Используются матрешки из счетного материала. Дети произносят текст и выполняют соответствующие действия.

Я возьму матрешку в левый кулачок.

Положу матрешку справа на бочок.

А теперь поставлю на левое плечо.

Спрячу я матрешку в правый кулачок.

А теперь поставлю прямо пред собой.

А сейчас подвину влево левою рукой.

Положу я под ладошку куколку свою.

А сейчас из-под ладошки ее снова достаю.

  1. ФИЗМИНУТКА

А сейчас давайте сделаем разминку.Дети выходят и встают в круг, руки опущены вниз.

Физкультминутка:

Вот матрешечка проснулась,

Сладко к солнцу потянулась.

(и.п. основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться на носочках, вернуться в исходное положение)

Воду в руки набрала,

Поплескалась, расцвела.

(и.п. ноги вместе, руки в стороны. Круговые вращения прямыми руками).

Ветру низко поклонилась.

(и.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Пружинящие наклоны вперед, вернуться в и.п.)

На качелях покачалась.

(и.п. стоя, делаем пружинящие приседания, вернуться в и.п. )

И немножко поплясала.

(Кружимся вокруг себя)

  1. Воспитатель: « Кручу, верчу, превратить вас хочу(дети под музыкальное сопровождение кружатся вокруг себя). Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в нашу мастерскую, и там каждый украсит цветами из пластилина  и узорами свою матрёшку» (дети проходят к столам и садятся на стульчики).

 (Дети украшают фартуки в нетрадиционной технике работы с пластилином-пластилинографии. Во время выполнения работы звучит музыка Г.Насауленко «Матрёшки». Индивидуальная работа с детьми.)

Воспитатель:

- Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие хорошие мастера. Наша гостья  хочет подружиться с вашими матрёшками. Несите своих матрёшек к ней. (Дети располагают своих матрешек на фланелеграфе, рядом с которым стоит гостья матрешка).

- Вам, мои милые ребятки, наверное хочется поплясать вместе с нашей гостьей вучит русская народная мелодия «Мы милашки, куклы неваляшки» в записи, дети выполняют движения).

  1. Про какую игрушку мы с вами сегодня вспоминали?

Дети: Мы сегодня вспоминали о матрёшке.  

Воспитатель:

- Какими наши матрёшки стали? (Проводится игра с мячом)  (несколько детей: нарядными, расписными, красивыми весёлыми, яркими)

Воспитатель:

- Вы ребята молодцы старались и работали как настоящие мастера! Потрудились от души, все матрёшки веселы!

Окончание занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наши добрые дела"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наши добрые дела"...

занятие по культуре поведения "Наши добрые дела"

Закрепить поведенческие навыки через обыгрывание ситуаций....

Конспект занятия Тема: " Наша добрая матрёшка".

Знакомство детей с одним из видов народно - прикладным искусством - это русская матрёшка....

Знакомим с русской народной культурой "Наша добрая матрёшка", конспект занятия в старшей группе

Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства - знакомство с русской матрёшкой; воспитывать интерес к быту и изделиям народно...

Проект «Птицы-наши друзья, наши добрые дела»

Проект «Птицы-наши друзья, наши добрые дела» ( подготовительная группа)...

Конспект мастер-класса для детей "Наша русская матрёшка"

Цель: сплочение детей в совместной творческой деятельности.Задачи:- дать представление об актуальности знаний о культуре родной страны;- способствовать сплочению детей в совместной деятельности;- прод...