КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Цена доброго слова и доброго дела»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Индерова Татьяна Егоровна

Цель:  повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, посредством проведения цикла специально организованных занятий.

Задачи:

- Формировать у детей представление о цене доброго слова, тем самым подчёркивая, каким должен быть этикетный облик человека. Учить соблюдать правила речевого этикета при помощи вежливых слов: добрый день, добрый вечер, здравствуйте, до свидания и т.д. Закрепление темы при помощи обыгрываемых ситуаций общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность и др.). Воспитание добропорядочности у детей.

- Создать положительный эмоциональный климат в группе, развивать навыки общения.

- Развивать речи и словарный запас. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная  школа №15 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Чебурашка»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

«Цена доброго слова и доброго дела»

                                                                                       Подготовила и провела:

                                                                               педагог-психолог

                                                                               Индерова  Т.Е.

Новокуйбышевск, 2015

Цель:  повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, посредством проведения цикла специально организованных занятий.

Задачи:

- Формировать у детей представление о цене доброго слова, тем самым подчёркивая, каким должен быть этикетный облик человека. Учить соблюдать правила речевого этикета при помощи вежливых слов: добрый день, добрый вечер, здравствуйте, до свидания и т.д. Закрепление темы при помощи обыгрываемых ситуаций общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность и др.). Воспитание добропорядочности у детей.

- Создать положительный эмоциональный климат в группе, развивать навыки общения.

- Развивать речи и словарный запас.

Предварительная работа: 

1) На досуге чтение сказки Ш.Перро "Золушка" и разбор диалога героев, которые словом обижали, а которые утешали.

2)На музыкальном занятии изучение песни "Доброта" – сл. Н.Тулуповой, муз. И. Лученка.

I.   Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

                Припев: Только надо, надо добрым быть,

                             И в беде друг друга не забыть.

                             И завертится Земля быстрей,

                             Если будем мы с тобой добрей.

II.  Добрым быть совсем, совсем не просто,

      Не зависит доброта от роста,

      Доброта приносит людям радость

      И взамен не требует награды.

III. Доброта с годами не стареет,

      Доброта от холода согреет,

      Если доброта, как солнце светит,

      Радуются взрослые и дети.

Ход занятия:

1. Приветствие (см. Занятие 1)

  1. Беседа «Добрые слова»

        - Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали, что в нашей речи бывают слова добрые или злые, весёлые или грустные. И с помощью слов можно утешить человека, а так же помочь ему добрым советом. "А худое слово доведёт до дела злого" – так говорится в народной пословице.

        - Подумайте, ребята, а вы когда-нибудь говорили доброе слово маме, папе, сестре или брату, другу или другим людям? Например: "Мама, какая ты сегодня красивая" или "Бабушка ты не устала? Тебе помочь чем-нибудь?" Или похвалить младшего брата: "Паша, какой ты молодец, ведь ты сам убрался в нашей комнате!" Ведь проявляя заботу и интерес к людям при помощи добрых слов, вы показываете, какие вы становитесь вежливые и воспитанные.

        - Ребята, а вы хотите узнать один секрет?! – Говорят добрые слова лишь те люди, которые привыкли делать добро всем, кто их окружает. А делать добро – это дарить людям радость, которая улучшит здоровье и увеличит счастье людей.

        Китайская пословица гласит: "Ароматом роз всегда веет от руки, которая дарит". Вспомните сказку "Золушка" – какая Золушка была добрая и незлопамятная. На всё зло, причинённое ей мачехой и её дочерьми, она отвечала добром и добрым словом. Что победило в сказке добро или зло?

(Ответы детей)

        - Вот так и  в жизни бывает – не все люди понимают и ценят добро. Но таким людям следует делать добра ещё больше для того, чтобы они поняли и изменились. Добро, ребята, никогда не делается специально, ради похвалы или награды. Не надо думать, что если вы один раз угостили товарища конфеткой, потому что у вас их было много, то это большое доброе дело. И ни в коем случае не говорите своему товарищу: "А помнишь я тебя угостил конфеткой? Теперь ты мне неси". Ваши добрые дела все видят и не надо о них никогда напоминать, это некрасиво.

        - В народной пословице говорится: "Если тебе сделали добро – расскажи, если ты сделал добро – скрой". И всегда говорите "спасибо" за добрые дела, а чужого "спасибо" не ждите, потому что добро делают, как я вам уже говорила, не за вознаграждение.

        - Ребята, давайте споём песню, которую мы разучили с вами на музыкальном занятии. (Дети вместе с психологом исполняют песню "Доброта". Можно выполнять движения под музыку.)

        - Самое первое правило этикета, ребята, которое мы знаем с первых дней нашей жизни – это пожелание доброго утра, дня, вечера. Сказав друг другу эти слова, мы желаем всем добра на весь день. Когда мы говорим "Доброй ночи" мы желаем этим, чтобы ночь прошла спокойно, чтобы приснились хорошие сны.

        - Ребята, а знаете ли вы о том, что все эти пожелания добра являются так же и приветствиями. И приветствия эти бывают разные. Например, "здравствуйте", "привет". Что же означают эти слова?

(Ответы детей)

        - Этими словами мы как бы говорим: "Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья".

        А сколько ещё различных пожеланий мы встречаем в нашей жизни, и все они что-то означают, т.е. это не только простые слова. Например, "Добро пожаловать!" – значит приглашение в свой дом, д/сад и другие места. "Хорошего вам отдыха!" или "Счастливого пути!" – говорят обычно людям, которые уезжают отдыхать или куда-либо идут, чтобы всё прошло хорошо, и они были счастливы. "Рады вас видеть!" – это приветствие, когда встречают гостей. Если человек говорит "До свидания!" – то значит он надеется встретиться вновь. А если скажет "Прощай!", значит он прощается навсегда. А слово "Спасибо" – означает благодарность за совершённое дело. "Большое спасибо" – двойная благодарность.

        

3. Игра "Догадайся сам"

- Ребята, давайте поиграем. Называется игра "Догадайся сам". Сейчас мы узнаем, кто из вас самый догадливый.

(Разыгрываются ситуации с детьми – инсценировка)

1) Идут мужчина и женщина, а навстречу ребёнок. Кто должен поздороваться первым и в какой очерёдности? На коком расстоянии? Объяснить детям, что мальчики обычно здороваются рукопожатием. И в этом случае первым руку должен подать  старший по возрасту мужчина.

2) Идут навстречу девочка и мальчик. Кто должен первым сказать слова приветствия? А как ещё можно поприветствовать друг друга? (Объяснение психолога – улыбкой, лёгким взмахом руки, кивком головы. А шумные выкрики: "Кого я вижу!", "Наконец-то!", "Где ты пропадала?" за приветствие не считаются.

3) Идут навстречу 2 девочки и один мальчик. А если встречаются две девочки и два мальчика одного возраста? (Объяснение психолга – здоровается первым тот, кто вежливее.)

4) Встречаются дети и старики – бабушки и дедушки. Вопрос: что может ребёнок сказать ещё престарелым людям?

(Объяснение – можно ещё к приветствию добавить имена и отчества, если знают, т.к. эти люди заслуживают уважение. Можно справить, как вы поживаете? – Значит интересуетесь здоровьем и жизнью этих людей. Если пожилой человек скажет: "Плохо!", то следует продолжить разговор: "Может быть я чем-то могу помочь вам?"

        - Вот как интересно мы поиграли. Я думаю, что правила этой игры вы должны запомнить на всю жизнь, т.к. они являются первыми правилами вежливого человека.

4. «Как люди приветствуют друг друга»

        - А сейчас, ребята, я немного расскажу вам, как приветствовали давным-давно мужчины дам. Так называли раньше женщин. Когда дама входила в дом – мужчины вставали с мест или просто приподнимались. А особым приветствием считалось поцеловать даме руку, наклонив при этом голову. И в наше время мужчины иногда целуют женщинам руку – в знак глубокого уважения. Если мужчина при встрече с женщиной поцеловали друг друга в щёку – знайте, что они так здороваются. А в Индии, например, младшие по возрасту люди целуют края платья пожилым людям в знак уважения и доброжелательности, и это является так же приветствием.

        И ещё много разных приветствий совершались людьми разных стран. Например, одни кланялись по пояс друг другу, другие падали на колени и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвёртые прикасались друг к другу носами, пятые вытягивали руку и дотрагивались до левой груди. Т.е. сколько стран, столько и различных приветствий. Все люди издавна всегда приветствуют друг друга, потому что это знак воспитанности и уважения к окружающим их людям.

5. "Игра в слова".

Выбираются 2 команды, и каждая из них говорит слова приветствия и прощания, а психолог считает очки (или откладывает фишки за каждый правильный ответ команды). Усложнение – вручить каждой команде микрофон (использование предмета заменителя), защитывается ответ сказанный в микрофон. Воспитывать в детях уважение друг к другу.

  1. Рисование доброго человека

Педагог-психолог предлагает детям нарисовать доброго человека (под песню В. Шаинского "Улыбка").

  1. Задание для совместной работы  педагога с детьми

Разобрать с детьми пословицы: "Худо тому, кто не делает добра никому", "В ком добра нет, в том и правды мало", "Слово- ключ, которым открывают сердце" и "Острое словечко – колет сердечко".

Вывод: чтобы делать добро, надо любить всё то, что вас окружает такими как есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда».

Название проекта: «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда». Тип проекта: познавательный. Возраст детей: 6-7 лет. Цель проекта: приобщать детей к нравственным нормам взаимоотношений, совершенст...

Конспект интегрированного занятия совместно с педагогом -психологом на тему: "Добрые слова и добрые дела"

Занятие нацелено на повышение социально-психологической компетентности и нравственной культурыстарших дошкольников, на развитие речи, а так же на формирование эмоционально-волевой и коммуникативной сф...

С добрым сердцем на добрые дела

Проект "С добрым сердцем на добрые дела"....

С добрым сердцем на добрые дела.

Привлечение  к участию в волонтерской и добровольческой деятельности подрастающего поколения....