Гиперактивные дети
консультация на тему

Хорошилова Екатерина Викторовна

Статья, в которой поднимается вопрос о гиперактивном поведении дошкольников, пути решения трудностей, с которыми сталкиваются педагоги и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл гиперактивные дети19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок.

Гиперактивный ребенок – это ребенок, который чрезмерно активен в поведении, трудноуправляем и невнимателен; испытывает недостаток терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий; склонен к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца, к хаотичной, недостаточно контролируемой двигательной активности, к неадекватной эмоциональной реакции (легкая возбудимость).

Гиперактивные дети неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности, с ними чаще происходят несчастные случаи. Они постоянно становятся виновниками нарушения правил, причем не только по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила  и выполнять их. Результат? Дисциплинарные наказания со стороны либо родителей, либо педагогов. Отношения таких детей со сверстниками и со старшими по возрасту отличаются несоблюдением дистанции.

Для гиперактивных детей характерны повышенная агрессивность, склонность к демонстративному поведению, а в конечном счете асоциальные проявления, следствием чего становится неприятие со стороны окружающих, а следовательно, проблемы эмоционального плана: дети испытывают страх, подавленность, их беспокоят проявления антипатии, причины которой им непонятны.

Чрезмерная активность поведения, к сожалению, часто негативно сказываются на обучаемости: гиперактивным детям плохо удается подавлять свои двигательные импульсы, поэтому они почти не способны сосредоточить внимание на предлагаемой на занятии информации, не могут адекватно воспринимать зрительные и акустические сигналы. У гиперактивных детей нарушены перцептивная ориентация и планирование действий, практически отсутствуют паузы между мыслью и действием. Движения гиперактивных детей хаотичны и резки, избыточно энергичны, запас сил расходутся слишком интенсивно.

Нервная система у гиперактивного ребенка работает с перегрузом. И если с интеллектом у него все в порядке, то с регулированием своей моторной активности – серьезные проблемы. И он не может усидеть на месте, перестать бегать или прыгать по просьбе взрослого не потому что плохой, а потому что не получатся. Поэтому родителям на определенный период времени придется взять эту «неработающую» регуляторную функцию на себя.

Гиперактивный ребенок по-разному себя ведет, оставшись один или находясь среди сверстников. Обычно такой ребенок показывает, на что он способен, лишь оказавшись в группе детей.

С гиперактивным ребенком трудно наладить контакт уже потому, что он находится в постоянном движении: он не ходит, а бегает, не сидит, а ерзает,  не стоит, а крутится и залезает куда-нибудь, не смеется, а хохочет, не принимается за дело или убегает, не дослушав задание до конца.

Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста.

        Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

        У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в сенсорных раздражителях, удовлетворить которую весьма трудно.

        Психологи отмечают, что гиперактивность – это не просто внешне малоприемлемое поведение, это комплексное нарушение.

        В современной психолого-педагогической практике существует несколько методов коррекции поведения гиперактивных детей.

        Вот некоторые советы родителям, которые стоит соблюдать. Требуется организовать жестий режим дня. Для гиперактивного ребенка максимальная упорядоченность дня жизненно необходима. Тогда мозг вырабатывает своего рода условный рефлекс. Не превышает нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам. Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Чаще хвалите за то, что получается, но не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения. Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядится от бьющей ключом энергии. Прежде чем отреагировать на неприятный поступок, постарайтесь успокоиться, так как агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства у ребенка. Старайтесь формулировать обращения к ребенку без отрицательных речевых конструкций.

        К гиперактивным детям требуется индивидуальный подход.

        В ходе экспериментальной работы были выделены те виды художественно-предметной деятельности, которые оказались наиболее интересными для гиперактивных дошкольников. Прежде всего это деятельность по созданию средств визуальной коммуикации. Так же художественно-предметная деятельность по созданию элементов костюмов и использованию их в игровых ситуациях.

        Вовлечение гиперактивных детей в художественно-предметную деятельность привело к тому, что у детей появились тесные контакты со сверстниками, они начали гордиться своими достижениями, чаще переживали положительные эмоции, получали меньше замечани, многие стали проявлять фантазию созидательного, а не разрушительного плана. Похвала и признание со стороны детей и взрослых – это, пожалуй, самая важная составляющая в процессе становления самосознания этих детей.

        План содействия развития ребенка может отвечать его потребностям в том случае, когда в центре внимания находится личность ребенка и учитываются особенности его окружения.

Список литературы.

  1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.:Мнемозина, 1995
  2. Нойхаус К. Что не так у ребенка-непоседы? Целенаправленное воздействие в семье и школе. Обучение родителей//Гиперактивные дети: коррекцияпсихомоторного развития. М.: Изд. Центр «Академия», 2004
  3. Гиперактивные дети:  коррекция психомоторного развития/ Под ред. М.Пассольта; пер. с нем. В.Т. Алтухова;  Науч. Ред. Рус. Текста Н.М. Назарова. М.: Изд. Центр «Академия», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Методическая разработка консультации «Детская гиперактивность. Рекомендации родителям гиперактивных детей.»

   В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии.  Ребенок постоянно нервно возбужден....

Гиперактивный ребенок. Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз.Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными ук...