Главные вкладки

    Непосредственно - образовательная деятельность по социально - личностному развитию детей с нарушением зрения
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Нечаева Анастасия Юрьевна

    Цель: расширение знаний и представлений о значенииочков в жизни человека.

    Задачи:

    Коррекционновоспитательные:

    •      Воспитывать гуманное отношение друг к другу, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

    •      Повышать психологическую самозащиту в неблагоприятных, стрессовых ситуациях;

    •      Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам;

    Коррекционнообразовательная:

    •      Расширятьидополнятьзнаниядетейобочках;

    •      Дополнятьзнанияоправилахобращениясочками.

    Коррекционноразвивающая:

    •      Развивать у детей способность анализировать, делать выводы,

    •      Развивать и активизировать мышление, словарь, общую моторику.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_dlya_chego_nuzhny_ochki.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет образования

    администрация Балаковского муниципального района

    муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

    детский сад комбинированного вида №5 «Умка»

    Г. Балаково Саратовской области

    413800 Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 5а, т. 33 – 45 - 89

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    по социально - личностному развитию

     детей с нарушением зрения подготовительной группы

     «Очки - помощники»

    Нечаева А.Ю.

    Учитель – дефектолог

    МБДОУ детский сад

    комбинированного вида

    №5 «Умка»  г. Балаково

    2014 г

           Тема:  «Для чего нужны очки»

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,                  «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».

    Цель - расширение  знаний и представлений детей о значении очков в жизни человека.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    Раскрыть значение использования очков в жизни человека.

    Дополнить знания о правилах обращения с очками.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать цветовосприятие, прослеживающую функцию глаз, память, внимание, наблюдательность.

    Обогащать словарь детей за счет включения существительных, обозначающих части очков, названий материалов и качественных прилагательных.

    Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

    Коррекционно - воспитательные задачи:

    Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам; умение сопереживать.

    Повышать психологическую самозащиту в неблагоприятных, стрессовых ситуациях.

    Словарная работа: линзы, оправа, дужки, перемычка, врач-окулист, магазин «Оптика».

    Оборудование и материалы:

    • Кукла или картинка Незнайка в очках;
    • очки (корригирующие, солнцезащитные, для плавания, шахтовые, лечебные (дырявые), картинки с изображением очков;
    • заготовки очков разной формы  (для игры «Магазин «Оптика»);
    • «сломанные очки» (изображения очков с недостающими деталями),
    • карточки «Правила пользования очками»;
    • портреты знаменитых людей в очках (А.П. Чехов, И.П.  Павлов, Д.Ленон, Билл Гейтс, Гарри Поттер (актер Дэниел Редклиф), С.Я. Маршак, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович),  картинки героев мультфильмов в очках;
    • фломастеры;
    • повязки на глаза;
    • предметы – «препятствия».

    Развёрнутый конспект НОД:

    Ритуал начала НОД

    Дети встают в круг и произносят слова:

    «Утром солнышко проснулось,
    Добрым людям улыбнулось.
    Пригласило нас опять заниматься и играть.
    Быстро за руки берись,
    В круг волшебный становись!
    Поздоровайся друг с другом

    И улыбкой поделись!» 

    Дети садятся.

     

    I часть -  Организационный момент

    Дети заходят в группу. Незнайка  в очках сидит на стульчике.

    Педагог:  Ребята, посмотрите на Незнайку, что-то в нем изменилось…   Не могу понять, что именно…    (в  очках!)

    Педагог: Незнайка   говорит, что он не хочет и  не знает, почему врач сказал ему носить очки. А как вы думаете?   (потому что Незнайка плохо видит;  потому что ему  нужно лечить глаза; у него  плохое  зрение…)

    Педагог: Ребята, давайте поможем  Незнайке  узнать больше о том, какие бывают очки, зачем нужны очки, как правильно носить очки и как нужно о них заботиться.

    II часть – Основная

    Ребята, чтобы Незнайка понял, зачем нужны очки, мы свами поиграем в игру.

    1. Упражнение «Помоги другу»

    Предметы - «препятствия» расставляются и раскладываются по комнате.

    Педагог делит детей на пары, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «ведущим». «Ведущим» нужно провести партнера по комнате, обходя препятствия. По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Затем дети меняются ролями, упражнение возобновляется.

    По окончании упражнения педагог спрашивает:

    — Кем понравилось быть больше «ведущим» или «ведомым»? Почему?

    — Какие ощущения вы испытывали, находясь в каждой роли? 

    Педагог: Говорят: «Без глаз, как без рук». Представьте себе, как трудно тем людям, которые не очень хорошо видят. Если человек плохо видит, ему назначают очки. Именно очки помогают хорошо видеть мальчикам и девочкам, дедушкам и бабушкам, папам и мамам, которые без них не могут обходиться. Мальчики и девочки  с помощью очков могут без напряжения рассмотреть в школе с последней парты буквы, условие задачи, картину. Дедушки и бабушки в очках без посторонней помощи  прочтут газету, проденут нитку в игольное ушко. Выписанные по назначению врача очки не просто полезны, они необходимы! Есть люди со слабым зрением, которые не могут без очков ни трудиться, ни отдыхать. И дальние, и близкие предметы они видят, словно через пелену тумана. Очки рассеивают пелену, и мир предстаёт во всём многообразии предметов, движения, красок. Очки служат людям для того, чтобы лучше видеть всё вокруг. Ну, Незнайка, теперь ты понял для чего нужно носить очки?

    2. Рассматривание очков разного вида. 

    Очки и картинки с изображением очков лежат на столе, дети сидят на стульчиках полукругом у стола.

    Педагог: Посмотрите ребята, на столе много разных очков. Как вы думаете, для чего они? Кто знает, поднимает руку.( чтобы лучше видеть; от солнца; для плавания;  для лечения; для проверки зрения;  от пыли)

    Педагог: Снимите свои очки, не берясь  за стекла, рассмотрите их и назовите, какие части есть у очков?   (оправа, стекла (линзы), дужки, перемычка)

    Педагог: Скажите, из каких материалов сделаны ваши очки?  (линзы из стекла, оправа из металла, пластмассы, винтики металлические (железные)

    Педагог: А раз линзы сделаны из стекла, что с ними может случиться при неосторожном обращении?  (лопнуть, разбиться)

    Педагог: Как вы думаете, это опасно? Почему? (можно наступить, пораниться, поцарапаться)

    Педагог: Конечно, значит, какой вывод  мы должны сделать? (осторожно обращаться с очками, беречь их)

    Педагог:  Надевайте свои очки.

     Ребята, иногда у некоторых ребят стёкла в очках бывают грязные, мутные. Как вы считаете, можно носить такие очки? Почему? (в них плохо видно, глазки не вылечатся).

    Педагог: Конечно, пользы от таких очков для нашего здоровья не будет никакой, только вред. Поэтому, мы с вами постоянно следим за чем? (за чистотой стекол).

    3.Дидактическая игра  «Правильно - неправильно» (правила пользования очками).

    Педагог: Ребята,  давайте поиграем в игру.  Я буду  говорить правило, а вы будете хлопать, если это действие правильное и топать ногами, если оно не правильное.

    • Носить очки в кармане (неправильно.)
    • Носить очки в футляре (правильно).
    • Протирать стекла специальной салфеткой (правильно).
    • Мыть очки водой, если они грязные (правильно).
    • Класть очки стеклами вниз (неправильно).
    • Снимать очки одной рукой (неправильно).
    • Хранить очки на специальной полочке (правильно).
    • Протирать очки пальцами (неправильно).
    • Снимать очки двумя руками (правильно).
    • Снимать и надевать очки, держась за дужки (правильно). 
    • И т.д.

    – Ребята, давайте эти правила повторим по карточкам, чтобы и мы и Незнайка запомнили их (дети выкладывают карточки на мольберте, комментируя выбор).

    Педагог:  А Незнайка наш сидит и удивляется, откуда вы, ребята, все знаете?  Ребята, кто мне ответит, кто проверяет зрение и выписывает рецепт на очки? (врач-окулист и медсестра)  

    Физминутка

    Чтобы сильным стать и ловким

    Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

    Носом – вдох, а выдох – ртом (руки на поясе)

    Дышим глубже, (руки вверх – вдох, вниз – выдох)

    А потом, шаг на месте, не спешим (шагаем на месте)

    Как денёчки хороши! (шагаем на месте)

    Не боимся мы пороши,

    Ловим снег – хлопок в ладоши.

    Руки в стороны, по швам,

    Хватит снега нам и вам! (хлопаем в ладоши)

    Педагог: Где продаются очки ? (в специальном магазине «Оптика»)

    4.Дидактическая игра  «Магазин «Оптика».

    Педагог: Посмотрите, здесь недалеко находится магазин «Оптика». Давайте изготовим для оптики различные очки, каждый из вас сам украсит и придумает дизайн очков.

    Детям раздаются заготовки очков, которые они украшают по своему усмотрению.

    Педагог: Ребята, давайте устроим показ очков на нашем подиуме - дефиле! (Дети демонстрируют готовые очки).

    Вы обратили внимание, какая богатая коллекция очков сегодня представлена на нашей дефиле!

    5.Дидактическое упражнение  «Помоги отремонтировать очки». 

    Педагог: В магазине «Оптика» не только продают, но и ремонтируют очки. Хотите помочь работникам отремонтировать очки. Сядьте за столы, перед вами лежат карточки со сломанными очками. Посмотрите на них внимательно и определите, каких деталей не хватает. Дорисуйте недостающие детали.

    Дети садятся за столы, перед ними карточки с изображением очков, у которых  не дорисованы некоторые части).

    Педагог: Кто уже отремонтировал – несите на стенд для проверки (прикрепляют магнитами на мольберт)

    Педагог: Давайте оценим нашу работу. Все очки отремонтированы? (рассматривают, рассуждают, анализируют)

    Педагог:  Ребята, я вижу, что вы постарались, и работники магазина будут довольны вашей работой!  А теперь нашим глазкам надо отдохнуть.

    6.Гимнастика для глаз «Далеко-близко»

    Дети стоят в кругу.

    Посмотрите далеко,

    (руки вперед, смотреть на кончики пальцев)

    Посмотрите близко,

    (на ладони)

    Посмотрите высоко,

    (руки вверх, смотреть на кончики пальцев)

    Посмотрите низко.

    (руки вниз, смотреть на кончики пальцев)

    Руку в сторону веду,

    (левую руку влево)

    А затем веду другую,

    (правую руку вправо)

    А потом огромный круг

    Я глазами нарисую.

    (рисуют глазами большой круг по и против часовой стрелки)

    7.Беседа на тему «Когда меня называют «очкарик».

    Педагог: Ребята, Незнайка сказал мне на ушко, что он боится, что его будут дразнить «очкариком»… Что же делать? (Ответы детей)

    Педагог: Чаще всего ребята дразнятся потому, что не понимают, почему ты ходишь в очках. Может быть, у них в семье никто не носит очки, может, они никогда не дружили с такими детьми. Но эти люди точно такие же, как и он сам. Нужно постараться объяснить это «дразнильщику». Если не помогает - самый лучший способ защиты от таких насмешек – не обращать на них внимания, не показывать свою обиду. Тогда и «обзывальщику» становится неинтересно.

    Сейчас я научу вас, как справляться с чувством обиды.

    Ребята, закройте глаза, дышите медленно, спокойно. «Крибли, крабли, бум!».

    - Откройте глаза! Мы с вами очутились в городке под названием «Обида». В нем живут маленькие человечки, которые все время на что-нибудь обижаются. Когда они ложатся на свои диванчики, то вместо того, чтобы спать, они вспоминают все обиды, накопленные за весь день. Например, что кто-то им вслед сказал плохое слово. Обид с каждым днем становилось все больше и больше. Человечки стали надуваться, как воздушные шарики, и ветер уносил их в небо.

    (Педагог надувает воздушный шарик и предлагает детям представить, что внутри него находятся неприятные чувства обиды)

    - Если проколоть шарик, то он с шумом лопнет и испугает окружающих. Вот так (педагог прокалывает шарик).

    - Вот так мы пугаем людей, когда выпускаем свое раздражение.

    Педагог: Возьмите шарик и выдуйте в него все свои обиды, а затем понемногу выпускайте из него воздух. Обратите внимание, ваши шарики становятся меньше, значит и обиды постепенно уменьшаются, а затем и совсем исчезают. Вот так вы можете справиться с чувством обиды.

    Обратите внимание на  портреты.

    Дети подходят к мольберту с портретами, встают полукругом.

    Педагог: Вы знаете, что много людей имеют не очень хорошее зрение, некоторые из них ходят в очках. Многие знаменитые люди носили очки и ничуть не стеснялись этого. (Демонстрация портретов)

    Педагог: Вот этот человек – русский писатель Антон Павлович Чехов, детский писатель Самуил Яковлевич Маршак,  а это – известный на весь мир ученый Иван Петрович Павлов. Это – портреты известных композиторов Сергея Сергеевича Прокофьева и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Ребята, а вы знаете, что очки носят не только люди, но и герои сказок, мультфильмов, кино. Узнаете ли вы их, сейчас проверим. Кто это? Гарри Поттер, сказочный мальчик-волшебник.  А это? (демонстрируются картинки с героями мультфильмов и сказок).

    И самое главное – «Очкарик» звучит как-то ласково, правда?

    Ребята, послушайте, какое стихотворение я знаю, а написал его С. Я. Маршак:

    Глаза у Саши велики,

    Но очень близоруки.

    Врач прописал ему очки

    По правилам науки.

    Отшлифовали в мастерской

    Два стёклышка на славу,

    Потом заботливой рукой

    Их вставили в оправу.

    Очки вложили мастера

    В коробку из пластмассы,

     И Сашин дедушка вчера

     Их получил у кассы.

     Когда домой он их принес,

     Внук оседлал очками нос

     И заложил за ушки

     Серебряные дужки.

     Сквозь стекла Саша посмотрел -

     И день как будто посветлел.

     Но только снял он стекла,

     Как все кругом поблекло,

     В очках и небо голубей,

     Просторнее и выше,

     И виден каждый воробей,

     Усевшийся на крыше.

     Но про очки ребятам всем

     Известно стало сразу.

     Они кричат ему. "Зачем

     Тебе четыре глаза?

     Заплакал Саша от стыда,

     Уткнулся носом в стену.

     - Нет, - говорит он, - никогда

     Очков я не надену!

    Но мать утешила его:

     - Очки носить не стыдно.

     Все надо делать для того,

     Чтоб лучше было видно!

     Над теми, кто надел очки,

     Смеются только дурачки,

     Ребята, не стесняйтесь носить очки! К тому же, в очках мы кажемся умнее, талантливее и взрослее!

    III часть -  Подведение итогов.

    Рефлексия

    Педагог: Ну, что, Незнайка, понял теперь, что очки – это твои помощники?

    Ритуал прощания

    По окончанию НОД дети становятся в круг, берутся за руки, и произносят:
    « Мы учились и играли.
    Все немножечко устали.
    Нужно нам передохнуть.
    Завтра снова в долгий путь.
    Встанем дружно шире кругом.
    Попрощаемся друг с другом» (тихо – громко).

    Список использованной литературы

    1. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 118 с.
    2. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007. – 256 с.

    3.Формирование здорового образа жизни у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения): учебно – методическое пособие/ под ред. А.А. Ошкиной. – Тольятти: «Форум», 2012. -103с.


    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1. http://festival.1september.ru/articles/573964/
    2. http://dohcolonoc.ru/conspect/566-ochki-moi-pomoshchniki.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

    Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...

    Непосредственно образовательная деятельность по социально-личностному развитию детей "Осторожно, огонь!" Образовательная область "Безопасность" в соотвествии с ФГТ

    Автором представлена методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Осторожно, огонь!", направление «Социа...

    Авторская разработка непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей по теме: "Осторожно, огонь!" Образовательная область "Безопасность" в соотвествии с ФГТ

    Автором представлена методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Осторожно, огонь!", направление «Социа...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

    Систематизация знания у детей 6-7 лет о правилах поведения и общения в обществе (этикет), о понятиях морали и нравственности. Выполняются воспитательные задачи: научить детей анализировать ...

    Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию детей «Ваши права, дети»

    Непосредственно-образовательная  деятельность по социально-личностному развитию детей                              ...