Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
консультация на тему

Эминова Лилия Анатольевна

Вопрос организации развивающей предметн-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Современное понимание  развивающей  предметно-пространственной  среды   (РППС)  включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Предлагаю презентацию  "Развивающая предметно-пространственная среда -  оснгова реализации образовательной программы ДО".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda.pptx681.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО – основа реализации образовательной программы ДО» Подготовила старший воспитатель Эминова Л.А.

Слайд 2

Понятие -РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА « С истема материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития » ( С. Л. Новоселова ). В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Слайд 3

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Слайд 4

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей ; эстетически-привлекательной.

Слайд 5

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде ● реализация различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ; ● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия ; ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Слайд 6

Развивающая предметно-пространственная среда РППС г руппы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной . Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Слайд 7

Транспортируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей . Полифункциональность : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

Слайд 8

Вариативность среды предполагает: ● наличие в группе различных пространств ( для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей ; ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 9

Доступность доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений дошкольной организации , где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности . Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Слайд 10

Функции развивающей предметно-пространственной среды Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Слайд 11

Развивающая п редметно – пространственная среда в детском саду должна: Иметь привлекательный вид; Выступать в роли естественного фона жизни ребенка; Снимать утомляемость; Положительно влиять на эмоциональное состояние; Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Слайд 12

Показатели оценки развивающей среды: Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; Отсутствие конфликтов среди детей; Наличие продуктов детской деятельности; Динамика развития ребенка; Невысокий уровень шума.

Слайд 13

Функции педагога Функция педагога заключается в том, чтобы, используя РППС и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника . Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную РППС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Слайд 14

Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. РППС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Слайд 15

Примерные уголки (центры), которые должны быть созданы в группе по образовательным областям. Социально-коммуникативное развитие: -Центр ППД -Центр пожарной безопасности -Центр труда, уголок дежурств -Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр) Познавательное развитие: -Центр «Мы познаём мир» или Уголок ПРИРОДЫ -Центр сенсорного развития -Центр конструктивной деятельности -Центр математического развития -Центр экспериментирования Художественно-эстетическое развитие включает: -Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки» -Центр музыкально-театрализованной деятельности Речевое развитие: -Центр речевого развития или уголок речи грамотности -Центр «Будем говорить правильно -Центр «Здравствуй, книжка!» -Логопедический уголок Физическое развитие: -Центр физического развития -Центр сохранения здоровья -Спортивный уголок «Будь здоров!»

Слайд 16

Таким образом, развивающая предментно-пространственная среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств , создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....