Тренинг для воспитателей "Учимся быть добрее. Развитие эмпатии"
план-конспект занятия на тему

 

Тренинг для воспитателей

 «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»

 

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

 Задачи тренинга:

 1. Выработать позитивное отношение к ребенку.

 2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.

 3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.

 4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

 5. Развитие умения общаться с коллегами по работе и с заведующей учреждения, воспитанниками и их родителями, а также с членами своей семьи.

 

Ход тренинга

 

1. Снятие мышечных зажимов.

 

Педагогическая зарядка:

- ох уж эти детки (качаем головой);

- голова кругом (круговые движения головой);

- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);

- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

-       но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);

-       наша работа бесконечна (круговые движения бедрами в форме восьмерки);

-       но мы любим свою работу (резкое движение бедрами вперед);

-       документацию затопчим (движение ногами);

-       начальство давит с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу);

-       но мы, воспитатели детского сада «Алые паруса», знаем, что опираясь друг на друга, мы можем расслабиться и отдохнуть (обхват за локти и наклон назад).

 

 2.Упражнение «Встреча».

 

         Воспитатели удобно устраиваются на своих местах.  «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

         «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

         А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

 После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.

         После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

3.Упражнение « Мой самый трудный ребенок».

 

 Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.

          Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и т. п. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.

 

 4. Упражнение  «Интонация».

 

         Каждый член группы должен сказать какую- либо поощрительную фразу, обращенную к ребенку. Например: " Молодец! У тебя все хорошо получается”. При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие – нет. Психолог помогает каждому воспитателю найти наиболее выразительные интонации для общения с ребятами.

 

5. Упражнение «Зеркало».

         Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.

         Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между педагогами или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почувствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми ( в том числе воспитателями и детьми) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.

 

6.     Заключительный этап.  Групповая рефлексия.

Беседа о том,что воспитатель не должен закладывать негативный проект развития отрицательно воспринятого ребенка, он обязан формировать эмоционально- положительное отношение к детям, развивать педагогическую рефлексию – умение выделять способы собственных действий, корректировать и изменять их для нахождения оптимальных,

 … « Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свою группу. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в детский сад, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду в свою группу. Вхожу и говорю: « Здравствуйте, ребята!»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_vospitateley.dobrota.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение 2.

Тренинг для воспитателей

 «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

 Задачи тренинга: 

 1. Выработать позитивное отношение к ребенку.

 2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.

 3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.

 4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

 5. Развитие умения общаться с коллегами по работе и с заведующей учреждения, воспитанниками и их родителями, а также с членами своей семьи.

Ход тренинга

1. Снятие мышечных зажимов.

Педагогическая зарядка:

- ох уж эти детки (качаем головой);

- голова кругом (круговые движения головой);

- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);

- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

  • но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);
  • наша работа бесконечна (круговые движения бедрами в форме восьмерки);
  • но мы любим свою работу (резкое движение бедрами вперед);
  • документацию затопчим (движение ногами);
  • начальство давит с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу);
  • но мы, воспитатели детского сада «Алые паруса», знаем, что опираясь друг на друга, мы можем расслабиться и отдохнуть (обхват за локти и наклон назад).

 2.Упражнение «Встреча».

         Воспитатели удобно устраиваются на своих местах.  «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

         «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

         А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

 После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.

         После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

3.Упражнение « Мой самый трудный ребенок».

 Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.

         Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и т. п. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.

 

 4. Упражнение  «Интонация». 

         Каждый член группы должен сказать какую- либо поощрительную фразу, обращенную к ребенку. Например: " Молодец! У тебя все хорошо получается”. При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие – нет. Психолог помогает каждому воспитателю найти наиболее выразительные интонации для общения с ребятами.

 

5. Упражнение «Зеркало». 

         Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.

         Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между педагогами или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почувствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми ( в том числе воспитателями и детьми) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.

  1. Заключительный этап.  Групповая рефлексия.

Беседа о том,что воспитатель не должен закладывать негативный проект развития отрицательно воспринятого ребенка, он обязан формировать эмоционально- положительное отношение к детям, развивать педагогическую рефлексию – умение выделять способы собственных действий, корректировать и изменять их для нахождения оптимальных,

 … « Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свою группу. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в детский сад, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду в свою группу. Вхожу и говорю: « Здравствуйте, ребята!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии.-тренинг для воспитателей

Развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям....

Мастер класс в рамках тренинга «Эмоционально положительное отношение к детям. Развитие эмпатии»

Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятие любого его переживания независимо от способа  выражения....

Психолого-педагогический тренинг для педагогов «Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми».План-конспект.

В своей работе педагог-психолог так же проводит тренинги для педагогического коллектива.Тема развития эмпатии помогает не только сохранить и повысить свое педагогичское мастерство, но и восстановить о...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

«Идите, дети, в мир большой дорогами добра!» (Развитие эмпатии детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.)

На фоне  прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний,...

Конспект занятия "Зло всегда будет побеждено добром, поэтому лучше быть добрым, поэтому лучше быть добрым, чем злым"

Чтение художественной литературе «Зло всегда будет побеждено добром, поэтому лучше быть добрым, поэтому лучше быть добрым, чем злым» Старшая группа...