Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие дошкольника.
консультация на тему

Федорова Елена Александровна

     В связи с модернизацией образования в ДОУ совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, позволяющей ребенку более полно проявить себя и проявить активность, становится важной задачей. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как неотъемлемого компонента образовательного процесса. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации» четко определена организация предметно-развивающей среды в различных видах детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтению художественной литературы. В качестве основной цели педагогической работы ФГТ выдвигают развитие каждого ребенка.

   Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности каждого малыша. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, наблюдении на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками и статусное положение в сообществе.

      Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей достаточно велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.

При насыщении группового пространства следует обратить внимание на то, что дети должны удовлетворять свои важные жизненные потребности в познании и общении. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный, раздаточный материалы, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

    С целью создания продуктивной предметно-развивающей среды в группе детского сада образован познавательно-речевой уголок, представляющий ребенку возможность действовать индивидуально.

   Уголок театрализации дает возможность малышу взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр способствует развитию диалогической речи.

     Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстративный и наглядно игровой материал, а также, игровое оборудование. Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.

   Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физминуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).

При организации учебной деятельности используется много наглядного материала, игр и игровых упражнений. К каждому занятию педагог подходит творчески, тщательно его подготавливает. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.

Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды и со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта, свободному выбору субъекта общения. Возрастает количество речевых контактов между сверстниками, которые возникают спонтанно, по инициативе самих детей.

Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной содержательной жизни и разностороннего развития ребенка.

     Как показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие дошкольников"

Одно из основных условий нормального развития малыша - своевременное и полноценное формирование речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Уровень развития речи находится в...

Консультация «Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников».

Автором разработан методический материал по теме: "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников" в помощь педагогам....

Семинар для педагогов "Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников"

Семинар для педагогов. Приводятся способы развития мелкой моторики рук которые влияют на развитие речи....

Карта анализа предметно развивающей среды для речевого развития дошкольников

Данная карта может пригодится как для самоанализа воспитателям, так и методистам, старшим воспитателям...

Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ

Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ....

Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников МБДОУ

ull;Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития....

Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в условиях современной ДОО

Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в условиях современной ДООАвтор доклада: старший воспитатель МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» Бушкова Варвара Евгениевна....