Портфолио воспитателя, педагога-психолога
материал на тему

Мордухович Наталья Сергеевна

Портфолио воспитателя, педагога-психолога, представленное при аттестации на первую категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolion_k_08-12.docx430.82 КБ

Предварительный просмотр:

   Педагога-психолога, воспитателяj0107182D:\НАТАША\ФОТО\ДС мои занятия\P1020664.JPG

Казанцевой Натальи Сергеевны

                     Информационная карта педагога

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Казанцева\ВИДЕО ФОТО\Фото\Н@т@ли.jpgКазанцева

Наталья Сергеевна

Дата рождения: 12.10.1981г.

Образование: высшее педагогическое,

            ГОУ ВПО  Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, 2006г.

Квалификация по диплому: Преподаватель дошкольной  

                                                         педагогики и психологии 

Образовательное учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществление познавательно-речевого развития детей» города Ишима 

Должность: педагог-психолог,  воспитатель

Педагогический стаж: 7 лет 

Стаж:

  • общий педагогический: 7 лет;
  • в должности: 4 год 
  • в данном учреждении: 4 года

Категория: первая квалификационная

Представленная документация: 2008 – 2012

Нормативно-правовая база

№ п/п

Нормативный документ

1.

Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

2.

Конституция  Российской Федерации

3.

Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12- ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 года).

4.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98.

5.

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6.

6.

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ»

7.

Решение  Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 "О СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

8.

«Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 №616», «Закон об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98, Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании".

9.

 Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616.

10.

О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Письмо Минобразования РФ от 07.04.99 №70/23-1

11.

О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы. Инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 09.09.03г. №2-30-20.

12.

Приказ  от 23.11.2009 №655 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 №16299)

13.

Семейный кодекс РФ.       

14.

Гражданский кодекс РФ

15.

Трудовой Кодекс  РФ    

Курсовая подготовка

№ п/п

Наименование курсов

Кол-во часов

Год

прохождения

Место

прохождения

Регистрационный номер

1.

Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста

72

2009

г. Ишим

0360

2.

Психология здоровья детей, подростков и молодежи

72

2010

г. Тюмень

006565

3.

Формирование информационно - коммуникативной компетентности педагогов ОУ

72

2010

г. Ишим

04112

4.

«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

5

2011

г. Тюмень

б/н

5.

Повышение компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты»

20

2011

г. Ишим

008027

6.

Повышение компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты»

5

2012

г. Ишим

051068

Сертифицированные документы

№ п/п

Название

 документа

Содержание

кем выдан

когда выдан

1.

 

Сертификат

За участие во всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети»

НУДО «Центр непрерывного бизнес-образования»

2010.

2.

Диплом за I место

За участие в городской олимпиаде педагогов дошкольного и начального образования

ИГМЦ

2011

3.

Сертификат

За участие в областной олимпиаде педагогов дошкольного и начального образования

ТОГИРРО

2011

4.

Сертификат

«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

ТОГИРРО

2011

5.

Сертификат

Повышение компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты»

ГАОУ ТО «РИО-Центр»

2011

6.

Почетная грамота

За участие в Городском конкурсе профессионального мастерства «Педагог года города Ишима - 2012»

ИГМЦ

2012

7.

Сертификат

Повышение компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты»

ГАОУ ТО «РИО-Центр»

2012

8.

Диплом II степени

За участие в онлайн-конкурсе методических работ «Интерактивные формы сотрудничества с родителями»

ИМП «Детские сады Тюменской области»

2012

Повышение квалификации

Работа по методической теме

Название темы

Годы

Что удалось достичь (теоретические и практические наработки)

Форма представления результата

Формирование положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста через реализацию рабочей программы по социально-личностному развитию.

2009-2011

У детей формируются положительные межличностные отношения (умеют находить конструктивные способы решения конфликтов, проявляют толерантное отношение к окружающему миру)

Социально-личностное развитие детей

Наличие публикаций 

№ п/п

Год написания

Название работы

Тема

Орган издания

1.

2012

Интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители», как форма психолого-педагогической поддержки семьи

«Интерактивные формы сотрудничества с родителями»

СМИ «Детские сады Тюменской области»

Участие в профессиональных конкурсах

№ п/п

Название конкурса

Сроки

Результат

1. Участие в муниципальных профессиональных конкурсах

1.

Городская олимпиада педагогов дошкольного и начального образования

18.02.2011.

Диплом

за I место

2.

Городской  конкурс профессионального мастерства «Педагог года города Ишима - 2012»

03.02.2012-

10.02.2012.

Почетная грамота

2. Участие в региональных профессиональных конкурсах

1.

Областная  олимпиада педагогов дошкольного и начального образования

30.03.2011.

Сертификат

2.

Онлайн – конкурс методических работ «Интерактивные формы сотрудничества с родителями»

06.03.2012-

14.03.2012.

Диплом II степени

3. Участие во всероссийских профессиональных конкурсах

1.

Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети»

01.10.2009-15.02.2010.

Сертификат

Использование современных технологий педагогической диагностики и  психолого-педагогической коррекции

№ п/п

Название используемой технологии

Годы системного использования технологий

1.

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасика

2009-2010 г.

2.

Диагностика адаптированности детей к дошкольному учреждению

                     

2010-2011 г

3.

Диагностика готовности детей к обучению в школе. Составлена на базе комплексной программы «Детский сад 2100» (оригинальная)

2007-2008 г.

2008-2009 г.

2009-2010 г.

2010-2011 г.

4.

Рисуночные тесты «Моя семья», «Автопортрет»

2008-2009 г.

2009-2010 г.

2010 -2011 г.

5.

Диагностика продуктивности запоминания (оригинальная)

2009-2010 г.

6.

Методика «Графический диктант»

2007-2008 г.

2008-2009 г.

2009-2010 г.

2010-2011 г.

7.

Методика «Кодирование»

2007-2008 г.

2008-2009 г.

2009-2010 г.

2010-2011 г.

8.

Тренинговые формы работы

2008-2009 г.

2009-2010 г.

2010-2011 г.

9.

Телесно-ориентированная технология

2009-2010 г.

2010-2011 г.

10.

Арт-терапия

2009-2010 г.

2010-2011 г.

11.

Релаксационные технологии

2009-2010 г.

2010-2011 г.

Использование разнообразных методических средств

  1. игровая мотивация;
  2. игровая ситуация;
  3. прием домысливания;
  4. ТРИЗ;
  5. наблюдение;
  6. тестирование;
  7. анкетирование;
  8. диагностирование;
  9. проигрывание и решение проблемных ситуаций;
  10. визуализация;
  11. релаксация.

Использование программно-методических комплексов

№ п/п

Автор

Название

Издание

1.

Н.М. Семина

Познай себя и своего ребенка. Тренинг детско-родительских отношений

Тюмень, 2008

2.

Под ред.  А.А. Реана

Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты.

СПб, 2007

3.

Е.О. Савостьянова

Хочу все знать. Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Индивидуальные занятия, игры упражнения

Москва, 2005

4.

М.В. Корепанова

Е.В. Харламова

Диагностика развития и воспитания дошкольников

Москва, 2005

5.

А.С. Прутченков

Свет мой зеркальце скажи… Тренинг личностного роста

6.

О.Е. Грибоедова

Что делать, если ребенок не говорит

7.

О.В. Корниенко

Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста

Тюмень, 2005

8.

С.С. Бычкова

Формирование общения  со сверстниками у старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ

Москва, 2002

9.

Ю.В. Шаркунов

Психология здоровья образовательных учреждений

Тюмень, 2010

10

К.Тейлор

Психологические тесты и упражнения для детей

11.

О.В. Корниенко

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии «Песочная страна»

Тюмень, 2008

Участие в методических мероприятиях образовательного учреждения.

(заседаниях МО, конференциях, семинарах, консультациях и т.д.)

№ п/п

Дата

проведения

Уровень мероприятия (ДОУ, городской, региональный федеральный)

Форма

мероприятия

Тема

мероприятия

Форма

участия педагога

1.

27.11.2008.

ДОУ

Консультация для педагогов

Оптимизация стиля педагогического руководства

Выступление с включением практической части

2.

04.02.2009.

ДОУ

Консультация для педагогов

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Выступление с включением практической части

3.

19.02.2009.

ДОУ

Педсовет

Использование активных приемов запоминания

Выступление с представлением диагностических данных в сравнении

4.

26.03.2009.

городской

ГМО педагогов-психологов

Семейное насилие над детьми

Выступление с включением практической части

5.

30.03.2009.

ДОУ

Педсовет

Взаимоотношения Взрослый-Ребенок  в подготовительной группе

Выступление с представлением результатов наблюдения

6.

15.03.2010.

ДОУ

Консультация для педагогов

Проектирование и анализ современного  развивающего занятия

Представление теоретической части

7.

17.09.2010.

ДОУ

Семинар - практикум

Использование мультимедийных презентаций в детском саду.

Выступление с включением практической части

Просветительская работа с родителями

№ п/п

Дата

проведения

Возрастная группа

Форма

мероприятия

Тема

мероприятия

Форма

участия педагога

Интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители»

1.

27.11.2008.

II младшая – подготови

тельная

Занятие (мини-лекция+практика)

Развитие памяти у детей

Ведущий

2.

10.04.2009.

II младшая – подготови

тельная

Занятие (мини-лекция+практика)

Развитие внимания у детей

Ведущий

3.

30.10.2009.

II младшая – подготови

тельная

Тренинг личностного роста

Формирование детско-родительских отношений

Ведущий

4.

22.01.2010.

II младшая – подготови

тельная

Тренинг личностного роста

Общаемся с детьми

Ведущий

5.

02.04.2010.

II младшая – подготови

тельная

Тренинг личностного роста

Я тебе доверяю

Ведущий

6.

19.11.2010

II младшая – подготови

тельная

Тренинг личностного роста

Познай себя

Ведущий

7.

21.01.2011.

II младшая – подготови

тельная

Тренинг личностного роста

Я как родитель

Ведущий

Выступления на групповых родительских собраниях

1.

27.06.2008.

I младшая

Консультация

Психические особенности детей в период адаптации к условиям детского сада

Ведущий

2.

17.09.2008.

Средняя

Консультация

Особенности психического развития детей 4-5 лет

Выступление

3.

23.09.2008.

Старшая

Консультация

Особенности психического развития детей 5-6 лет

Выступление

4.

11.12.2008.

Старшая

Практическая

часть

Игры и упражнения, способствующие познавательному развитию детей

Выступление

5.

11.12.2008.

Подготовительная

Практическая

часть

Игры и упражнения, способствующие познавательному развитию детей

Выступление

6.

25.02.2010.

Средняя

Консультация

Что такое интеллектуальное развитие?

Выступление

7.

26.02.2010.

старшая  

Консультация

Психологическая характеристика детских книг

Выступление

8.

23.09.2010.

Средняя

Консультация

Профилактика жестокого обращения с детьми

Выступление

9.

24.09.2010.

Старшая

Консультация

Профилактика жестокого обращения с детьми

Выступление

10.

30.09.2010.

Подготовительная

Консультация

Профилактика жестокого обращения с детьми

Выступление

Глоссарий

Агрессия - (от лат aggresio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т п)Выделяются след виды А: 1) физическая А (нападение) - использование физической силы против др лица или объекта; 2) вербальная А - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);3) прямая А - непосредственно направленная против к-л объекта или субъекта; 4) косвенная А - действия, которые окольным путем направлены на др лицо (злобные сплетни, шутки и т п), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т п); 5) инструментальная А, являющаяся средством достижения к-л цели;6) враждебная А - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;7) аутоагрессия - А, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; 8) альтруистическая А, имеющая цель защиты др от чьих-то агрессивных действий.

Адаптация  - (от лат. adaptare приспособлять) процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

Арт -терапия – это направление в психотерапии , психокоррекции и реабилитации , основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобрази тельным творчеством . Арт –терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией , драмтерапией и танцедвигательной терапией .

Аттракция - (от англ. attraction - притяжение, тяготение) - установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.

Аутогенная тренировка -  (от греч. autos сам и gennao рождаю) психотерапевтический метод, разработанный Й.Г.Шультцем в 1932г. и используемый для психологической саморегуляции. Его ядро составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет которого происходит овладение навыками произвольного взывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов. Данный метод используется прежде всего для лечения неврозов , депрессивных состояний , психосоматических заболеваний.

Ведущая Деятельность- теоретический конструкт, обозначающий деятельность - , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности   Выделяют следующие ведущие деятельности:   1 Непосредственное общение младенца со взрослыми;   2 Предметно - манипулятивная деятельность в раннем детстве;   3 Сюжетно - ролевая игра дошкольного возраста;   4 Учебная деятельность - школьников;   5 Профессионально-учебная деятельность юности

Визуализация  - (от лат. visualis - зрительный), методы преобразования невидимого для человеческого глаза поля излучения (инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского, ультразвукового и др.) и видимое (черно-белое или цветное) изображение излучающего объекта. Существует несколько методов визуализации: фотографический (см. Электронно-оптический преобразователь), методы тепловидения, преобразование невидимого излучения лазера в видимое и т. д. Визуализация широко используется в медицине, дефектоскопии, технике (см. Интроскопия, Томография).

Воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения - за счет использования им общественно выработанных орудий или средств На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами - За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения

Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий - Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс превнесения какого - либо свойства предметов другой области Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра – дошкольников

Воспитание  - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий - субъективного образа - целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы

Девиантное (отклоняющееся ) поведение  -(от позднелат . deviatio - отклонение ) в специальной литературе трактуется в двух значениях : во-первых, как проступок, деятельность человека, не соответствующая официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам ); во-вторых, оно интерпретируется как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся нормам .

Диагностика личности - 1. Совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности. 2. Процесс определения указанных особенностей. Заимствовано из кли-нич. психологии, где цель психодиагностики состоит в классификации индивидов на основе выводов о наличии или отсутствии у них психич. расстройств и установления их причин и природыКоррекция(лат. correctio) - исправление, выправление характера изменения величины, протекания процесса с целью их поворота в требуемое русло.

Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности. Свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений. 2. Согласно Дж.Г. Миду - деятельность, в процессе к-рой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.

 Игротерапия  это особо организованный вид игрового взаимодействия между педагогом и ребенком, в процессе которого педагогом сначала выявляется круг проблем ребенка, а затем постепенно начинается коррекционная работа.

Классификация – систематическое расположение в группы или категории в соответствии с установленными критериями.

Креативность -  (от лат. creatio - созидание, сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Креативность - по Торренсу (от лат creatio - созидание) - индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат.

Творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности - в качестве независимого фактора.

Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности коммуникатора.

Личность  - относительно устойчивая система поведения - индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка - , которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. 2. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Межличностное Общение - общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей , как правило, эмоционально окрашено Оно касается всех сторон жизни людей В их межличностном общении так или иначе проявляется вся система существующих общественных отношений, в том числе экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и др.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения цели.

Настроение  – 1. Эмоциональное состояние, которое характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента - . Основой признак того или иного настроения - эмоциональный тон, положительный или отрицательный. 2. Общий эмоциональный тон переживаний человека, его целостное состояние, жизнеощущение. В Н. находят выражение установки и потребности личности, соответствие поступков человека жизненной ситуации, функциональный тонус организма, т. н. физич. его самочувствие. Н. характеризуется эмоциональным знаком (положительное, "приподнятое", или отрицательное, "подавленное"), степенью осознанности источника, причины Н. и временной динамикой (устойчивые и преходящие Н.). Н. лежит в основе отдельных эмоций и чувств, способствует коммуникации. Соц. Н. отражает особенности психич. направленности, состояние духовной атмосферы той или иной общности людей.

Образование - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее образование, общее и специальное (профессиональное); по содержанию - техн., гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. - один из показателей соц. статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства соц. структуры общества.

Обучение - англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

Общение -  Англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. 2. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты.

Память - когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании - приобретенного опыта В наиболее простой формой память реализуется как узнавание - ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение - в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии - Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р Аткинсон - , А Бэддели, П Линдсей, Д Норман, Д Румельхарт)

Поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром В основе поведения лежат потребности - животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия - , служащие их удовлетворению Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду

Просвещение - 1) распространение знаний, образования. 2) Система общеобразовательных учреждений в стране.

Развитие -англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р. (филогенез) - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органического мира в целом на протяжении всего периода существования жизни на Земле. 3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате к-рого возникает их новое качественное состояние. См. ПРОГРЕСС, РЕГРЕСС. 5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

Релаксация -  (от лат. relaxatio - облегчение, расслабление) - состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением. Эффект релаксации используется как отдельный элемент в психотерапии - (аутогенная тренировка, двигательная терапия, варианты с биологической обратной связью).

Рефлексия -  (от позднелат. reflexio - обращение назад),1) размышление, самонаблюдение, самопознание форма деятельности человека, направленная на осмысление своих действий; способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. 2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Толерантность  - (от лат. toleran-tia - терпение) - англ. tolerance; toleration; нем. Toleranz. 1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. 3. Отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Чувство  - высший продукт развития эмоций человека, к-рые возникают в онтогенезе как рез-т конкретных ситуативных эмоций. Ч. отвечают высшим соц. потребностям и выражают отношение человека к обществ. явлениям, др. людям, самому себе (патриотич., нравственные, эстетич., родительские, дружеские и др.). В отличие от эмоций Ч. присущи стабильность, независимость от функционального состояния организма и конкретной ситуации. Личности свойственна иерархич. система Ч.; содержание доминирующих Ч. определяет направленность личности. Сильное, абсолютно доминирующее Ч. называется страстью. Сформированные Ч. становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от к-рых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и то же Ч. может реализоваться в различн. эмоциях. Так, Ч. глубокой любви или ненависти к д-j человеку при определенных обстоятельствах может порождать эмоцию радости, гнева или печали. 

Эксперимент -  метод проверки выдвинутой цели, гипотезы.

Эмоция - (франц. emotion - волнение, эмоция, от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психич. процессов и состояний, характеризующий отношение человека к окружающему миру. Основная функция Э. заключается в регуляции активности субъекта путем оценки значимости внешних и внутренних сигналов для его жизнедеятельности в целом.

Анализ педагогической деятельности

                                   «Есть два желания, исполнение которых может

                                         составить истинное счастье человека, -

                                         быть полезным и иметь спокойную совесть»

                                                                                           Л. Н. Толстой

Я, Казанцева Наталья Сергеевна, в  Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществление познавательно-речевого развития детей» города Ишима  работаю на должности педагога - психолога с февраля 2008 года.

Взаимодействуя с детьми дошкольного возраста,  выделила для себя несколько простых, но, на мой взгляд, очень важных правила:

  • Не навреди!
  • Не обмани!
  • Направь вперед!

Время скоротечно, появляются новые технологии, методики в работе с детьми. Поэтому, для того чтобы оставаться актуальным  и владеть альтернативными методиками и технологиями в работе с детьми, я приняла участие в следующих курсах повышения квалификации:

  • Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 2009г.
  • Психология здоровья детей, подростков и молодежи. 2010г.
  • Формирование информационно - коммуникативной компетентности педагогов ОУ. 2010г.

В целях профессионального роста в феврале 2010г. Приняла участие во Всероссийском заочном конкурсе «Росточек: Мир спасут дети» инновационных идей и опыта обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста, где представила опыт работы с родителями «Интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители». Получила сертификат участия. Нельзя сказать, что сертификат участника меня удовлетворил, но дал повод задуматься, проанализировать и применить новые формы работы с родителями.

 Методологической основой для построения своей работы я выбрала  общеобразовательную программу дошкольного учреждения, разработанной в соответствии с комплексной программой «Детский сад 2100», под редакцией А.А. Леонтьева

Основная цель программы – всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

  • Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;
  • Создать условия, обеспечивающие физическое, личностное, интеллектуальное и  эстетическое развитие;
  • Приобщать детей к общечеловеческим ценностям;
  • Создавать атмосферу психологического комфорта;
  •  Взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Преимущество данной программы я вижу в том, что мне предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а  также создание конкретных условий воспитания и развития детей.

В организации воспитательного процесса образовательной деятельности я использую современные технологии педагогической  диагностики и психолого-педагогической коррекции:

  • Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасика;
  • Диагностика адаптированности детей к дошкольному учреждению;
  • Диагностика готовности детей к обучению в школе. Составлена на базе «Детский сад 2100» (оригинальная);
  • Рисуночные тесты «Моя семья», «Автопортрет»;
  • Диагностика продуктивности запоминания (оригинальная);
  • Методика «Графический диктант»;
  • Методика «Кодирование»;
  • Тренинговые формы работы;
  • Телесно-ориентированная технология;
  • Арт-терапия;
  • Релаксационные технологи;
  • ТРИЗ – технологии.

Также использую разнообразные методические средства:

  • игровая мотивация;
  • игровая ситуация;
  • прием домысливания;
  • ТРИЗ;
  • наблюдение;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • диагностирование;
  • проигрывание и решение проблемных ситуаций;
  • визуализация;
  • релаксация.

Свою деятельность в детском саду я  разделяю по основным направлениям:

  • Диагностическое;
  • Развивающее и коррекционное;
  • Консультативное;
  • Профилактическое направление;
  • Психологическое просвещение.

Диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности

Диагностика психологической готовности детей  к обучению в школе является оригинальной, т.к. комплекс заданий составлен мною самостоятельно. Он основывается на тестовых заданиях « Диагностика развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» М.В. Корепановой и Е.В. Харламовой.

Результаты диагностики представлены в таблице.

Годы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

2007-2008

Начало

Конец

22%

72%

6%

2008-2009

Начало

11%

72%

17%

Конец

23%

70%

7%

2009-2010

Начало

3%%

71%

26%

Конец

4%

81%

15%

2010-2011

Начало

0%

86%

16%

Конец

Диагностика познавательных процессов разрабатывается и проводится при необходимости по запросам воспитателей или администрации (диагностика продуктивности запоминания, тестирование по Керну –Йерасеку, рисуночные тестирования и т.д.)

Диагностика усвоения  материала по социально-личностному  развитию. Данный мониторинг является оригинальным, т.к. разрабатывается мною на основании тех знаний и умений, которые дети должны достичь к концу года.

Годы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

2010-2011

Средняя группа «Муравьишки»

Начало

0

71%

29%

Конец

Средняя группа «Ромашка»

Начало

0

50%

50%

Конец

Старшая группа

Начало

0

86%

14%

Конец

Подготовительная группа

Начало

0

91%

9%

Конец

Диагностика адаптированности детей к дошкольному учреждению.

 Данная диагностика  представлена в программно-методическом комплексе заданиях « Диагностика развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» М.В. Корепановой и Е.В. Харламовой.

Результаты диагностики представлены в таблице.

Годы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

2008-2009

75%

0%

15%

2009-2010

90%

5%

5%

2010-2011

94%

3%

3%

Развивающее и коррекционное направление -  работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении

Результат эффективности коррекционно-развивающей работы можно пронаблюдать при сравнении диагностики готовности детей к обучению в школе на начало и конец года.

Профилактическое направление - целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога, воспитателей и педагогов. Данное направление раскрывается участием в методических мероприятиях образовательного учреждения (заседаниях МО, конференциях, семинарах, консультациях и т.д.).

  • Консультация для педагогов «Оптимизация стиля педагогического руководства» 27.11.2008.
  • Консультация для педагогов «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» 04.02.2009.
  • Педсовет «Использование активных приемов запоминания» 19.02.2009.
  • ГМО педагогов-психологов «Семейное насилие над детьми» 26.03.2009.
  • Педсовет «Взаимоотношения Взрослый-Ребенок  в подготовительной группе» 30.03.2009.
  • Консультация для педагогов «Проектирование и анализ современного  развивающего занятия» 15.03.2010.
  • Семинар – практикум «Использование мультимедийных презентаций в детском саду» 17.09.2010.

Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей в форме уголка психологической литературы для родителей, бесед, родительского клуба.

Выступления на родительских собраниях:

  • Консультация «Психические особенности детей в период адаптации к условиям детского сада» I младшая, 27.06.2008.
  • Консультация «Особенности психического развития детей 4-5 лет» Средняя,17.09.2008.
  • Консультация «Особенности психического развития детей 5-6 лет» Старшая, 23.09.2008.
  • Практическая часть «Игры и упражнения, способствующие познавательному развитию детей» Старшая, 11.12.2008.
  • Практическая часть «Игры и упражнения, способствующие познавательному развитию детей» Подготовительная, 11.12.2008.
  • Консультация «Что такое интеллектуальное развитие?» Средняя,25.02.2010.
  • Консультация «Психологическая характеристика детских книг» старшая,  26.02.2010.
  • Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» Средняя, 23.09.2010.
  • Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» Старшая, 24.09.2010.
  • Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» Подготовительная, 30.09.2010.

Интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители»:

  • Занятие (мини-лекция+практика) «Развитие памяти у детей», 27.11.2008.
  • Занятие (мини-лекция+практика) Развитие внимания у детей,10.04.2009.
  • Тренинг личностного роста «Формирование детско-родительских отношений», 30.10.2009.
  • Тренинг личностного роста «Общаемся с детьми», 22.01.2010.
  • Тренинг личностного роста «Я тебе доверяю», 02.04.2010.
  • Тренинг личностного роста «Познай себя», 19.11.2010.
  • Тренинг личностного роста «Я - как родитель» 21.01.2011.

Стендовая информация для родителей

Стендовая информация для родителей  выставляется во всех возрастных группах. 2 раза в месяц информация меняется. Информация, предлагаемая родителям  доступна по содержанию, кратка по объему, имеет четкую целевую информированность.

  • Я и мои друзья.
  • Чем занять ребенка дома.
  • Как помочь ребенку дружить с другими детьми.
  • Растим помощника.
  • Как творчески развивать ребенка.
  • Что нужно знать о гиперактивности.
  • Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей.
  • Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.
  • Советы родителям будущих первоклассников.
  •  Советы родителям, желающим помочь своим детям легче адаптироваться к школе.
  • Рекомендации родителям по подготовке детей к школе и др.

       

        Работая в детском саду, я заметила, что чем дети младше, тем они  отзывчивее,  добрее к другим детям. Но чем старше становятся дети, тем эта искорка любви и доброты к окружающим становиться меньше, словно, что-то вытесняет и пытается потушить эту искру. И тогда я задумалась о том, как сохранить в отношениях между детьми доброту, отзывчивость и терпимость?  Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос я решила  посветить свое самообразование данной проблеме.

Тема: «Формирование положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста через реализацию рабочей программы по социально-личностному развитию».

Цель: Формирование положительных межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

 Задачи:

  1. Учить различным способам коммуникативного взаимодействия со сверстниками.
  2. Развивать умение противостоять конфликтным ситуациям, находить решения, подходящие для всех сторон.
  3. Развивать способность к самовыражению.
  4. Воспитывать толерантное отношение к сверстникам.

Формы организации: Игры-занятия, игровые приемы, тренинговые упражнения,  

                                    беседы, арт-терапия, релаксация, визуализация.

Прогнозирование:

  1. Проявление уверенных положительных межличностных отношений между детьми дошкольного возраста.
  2. Умение находить конструктивные способы решения конфликтов.
  3. Толерантное отношение к сверстникам.

Форма представления результата: Социально-личностное развитие детей

По данной теме я работаю третий год. Предыдущих да года были посвящены изучению литературы по данной теме, накоплению теоретических и практических наработок. В этом году я занимаюсь практическим применением накопленного материала. Стоит отметить, что у детей формируются положительные межличностные отношения (умеют находить конструктивные способы решения конфликтов, проявляют толерантное отношение к окружающему миру)

Да…  Когда проходишь по нашему  детскому саду, и  неважно утро это, день, или вечер, видишь, что жизнь кипит, бурлит  и движется, словно горная река со своими  разливами и водопадами. И ты не можешь устоять. И ты уже не понимаешь, толи ты прыгнул в это реку, толи река подхватила тебя, но ты уже частица этой реки. Реки под названием «жизнь». Ты -  пазл этого неугомонного, радостного, непредсказуемого мира. И ты живешь этим  движением, поиском, направлением, помощью. Ты должен двигаться в ногу со всеми, не отставать, а отставшему - помогать. Ты понимаешь, что главным для тебя становится только, то, чтобы быть полезным и потом, обернувшись назад не было стыдно за свои слова и поступки. И за все это есть только одна награда  – СМЕХ ДЕТЕЙ  и  УЛЫБКИ РОДИТЕЙ!

j0105250