Дипломная работа
методическая разработка на тему

МОЯ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota_1.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

Центр дополнительного образования

Итоговая аттестационная работа  

Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры

у детей старшего дошкольного возраста.

                                              Выполнила:

                                              слушатель КПП, г. Павлово

                                              Опарышева Наталья Сергеевна

                                              Научный руководитель:              

                                             к.п.н., доцент Ханова Татьяна Геннадьевна.

Нижний Новгород, 2014

Содержание. ……………………………………………………………………....2

Введение………………………………………………………………………….. 3

1.Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников…………………………………………………………………......6

1.1 Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………....6

1.2 Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры…………9

2. Эксперементальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы…………………………………11

2.1 Выявление уровня сформированности игровых навыков………………...11

2.2 Организация работы по обогащению представлений детей об окружающем мире как условие развития сюжетно-ролевых игр……….........18

2.3 Определение динамики сформированности игровых навыков…………...22

Заключение……………………………………………………………………....25

Список используемой литературы…………………………………………......27

ВВЕДЕНИЕ

        Игра является ведущим средством воспитания детей.

        Н.К.Крупская отмечала: "Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства."

         В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники  воспроизводят всё то, что видят вокруг себя.

         Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путём расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

          Знакомство ребёнка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребёнка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

         Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

         Как показывает практика, воспитатели старших групп разучивают с детьми готовые сюжетно-ролевые игры, предусмотренные программой. Воспитатели стремятся охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в "разученные" игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к сюжетам игр.

        Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

       Проблема: каковы пути и методы обогащения представлений об окружающем мире в процессе развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.

       Предметом данного исследования является обогащение представлений об окружающем мире как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.

        Объектом исследования является педагогический процесс развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.

        Цель работы изучить и  эксперементально обосновать роль комплекса мероприятий по обогащению представлений об окружающем мире в развитие сюжетно-ролевой игры.      

 В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:

       -изучить работы и научные исследования по данной проблеме учёных - теоретиков, психологов, педагогов;

       -выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;

       -разработать и апробировать комплекс мероприятий по обогащению представлений об окружающем мире как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.

       Гипотеза исследования: развитие сюжетно-ролевых игр дошкольников будет более успешным при следующих условиях:

       -если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по обогащению представлений детей об окружающем мире;

       -если воспитатель будет обогащать имеющиеся у детей знания об окружающем мире;

        -если воспитатель будет обучать детей применять имеющиеся у детей знания об окружающем мире в процессе  сюжетно-ролевой игры.

         Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

         -теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

         -наблюдение за процессом сюжетно-ролевой игры дошкольников подготовительной к школе группы;

-психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный)

           Новизна исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на развитие сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.

      

1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Характеристика сюжетно-ролевой игры детей

старшего дошкольного возраста

       На протяжении всего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

       Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый  ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа.                                                 Самое главное - в игре ребёнок воплощает свой замысел, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.                                                  Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещё более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

        Содержание игры даёт возможность ребёнку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания.                                                                                                          

        Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребёнка в игре. Такую функцию выполняет только "хорошая" игра. Можно выделить ряд критериев, которые её характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлечённость играми, содержание которых отражает характерные общественные явления(длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого);содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей(желание выполнить роль взрослого любой профессии);проявление нравственных чувств(сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов)    

        Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передаёт детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.            

        Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без которого нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр разнообразны. Условно их  делят на бытовые, производственные, общественные.

        Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры – это то, что воспроизводит ребёнок в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми в бытовой, трудовой, общественной деятельности. В содержание игры выражаются разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых.

      Ребёнок старшего дошкольного возраста должен обдумано выбирать сюжет игры, намечать её план, примерную последовательность действий, то есть ребёнок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.

      В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение, каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушить логику развёртывания содержания игры.

      На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

-усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связного изображаемого;

-постепенный переход от развёрнутой игровой ситуации к свёрнутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений). Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребёнком с помощью роли, которую он берёт на себя. Всякая роль содержит правила поведения, образец того, как надо действовать. Для качественного выполнения роли важно отношения к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу.

        В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребёнок нашел "свою нишу", в которой полнее проявятся его способности.

       Учёные Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

       Авторы выделяют следующие способы построения игры:

-последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;

-ролевое поведение, с помощью которого ребёнок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;

-сюжетосложение, посредством которого ребёнок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

       Итак, на протяжении дошкольного детства происходит развитие и усложнение сюжетно-ролевых игр.

1.2. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры

       Игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, в игре всё "как будто", "понарошку". Установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

      В психолого-педагогических исследованиях показано, что игра возникает не спонтанно сама собой, а передаётся людьми, которые уже владеют ею- "умеют играть". Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.

         Первый принцип-воспитатель должен играть вместе с детьми. В совместной игре с детьми педагог занимает позицию "играющего партнёра", с которым ребёнок чувствует себя  равным, ощущает себя вне оценок.

        Из этого следует второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так чтобы сразу "открывался" и усваивался новый, более сложный способ её построения.

        Третий принцип: необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам взрослому или сверстнику.

      Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников. С возрастом увеличивается доля самостоятельной игры в рамках отведённого времени.

      ВЫВОД. Основной путь воспитания в игре влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

      Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться. Выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычайные события, которые привлекают его своей навозной.

        Задача воспитателя-помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ  ГРУППЫ

       Согласно теории видного отечественного психолога Д.Б. Эльконина именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребёнка.

        Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т.е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.

        Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ № 24 г. Павлово Нижегородской области.

        Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

         -констатирующий;

         -формирующий;

         -контрольный.

          В эксперименте приняли участие 14 детей в возрасте 6-7 лет, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования.

2.1. Выявление уровня сформированности игровых навыков

        Цель: определить уровень сформированности игровых навыков у детей подготовительной к школе группы.

         Задачи:

         1.Подобрать необходимый диагностируемый материал.

          2.Провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей подготовительной группы.

           3.Проанализмровать полученные результаты.

          Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использована методика, разработанная Р.Р. Калининой. В основу этой методики легла схема наблюдения за игрой детей. В неё включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволит осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

          Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организованна ролевая игра из 7 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась  воспитателем. Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана тема игры "Путешествие". Данная тема была выбрана так, чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей; чтобы она имела чётко заданную ситуацию и позволяла включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку.

         Воспитатель предложил детям: "Ребята, давайте мы с вами поиграем в путешествие. Кто из вас скажет, что зато такое и как оно обычно проходит? (ответ детей). А сейчас мы начинаем игру. В случае необходимости взрослый оказывал минимальную помощь в организации игрового процесса. Также проводились наблюдения за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

       Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

       1.Распределение ролей;

       2.Основное содержание игры;

       3.Ролевое поведение;

       4.Игровые действия;

       5.Использование атрибутики и предметов -заместителей;

       6.Использование ролевой речи;

       7.Выполнение правил.

        Каждый критерий оценивался по 4 уровням.

        1 уровень- низкий,

        2 уровень- ниже среднего,

        3уровень-средний,

        4 уровень- высокий.

        Несмотря на то, что не существует жёсткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

         1 уровень- от 2,0 до 3,5 лет,

         2 уровень- от 3,5 до 4,5 лет,

         3 уровень- от 4,5 до 5,5 лет,

         4 уровень- старше 5,5 лет.

         1) Распределение ролей

         1 уровень-отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто "за владел"ключевым атрибутом(надел белый халат- врач, взял поварёшку-повар)

         2 уровень-распределение ролей под руководством взрослого, который за даёт наводящие вопросы: "Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль зайчика? Кто хочет быть лисичкой?" и т. д.

        3 уровень- самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2и более чело  -век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается ,либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

       4 уровень- самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

       2) Основное содержание игры

       1 уровень- действие с определённым предметом, направленное  на другого ("мама" кормит дочку- куклу, неважно, как и чем).

       2 уровень-действие с предметом в соответствии с реальностью.

       3 уровень- выполнение действий, определяемых ролью (если ребёнок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

       4 уровень-выполнение действий, связанных с отношением к другим людям ("добрая мама или строгая")

       3) Ролевое поведение

       1 уровень-роль определяется игровыми действиями, называется.

       2 уровень- роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

       3 уровень- роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребёнка.

       4 уровень- ролевое поведение наблюдается на всём протяжении игры.

       4) Игровые действия

       1 уровень-игра заключается в однообразном повторении1-го игрового действия(например, кормления).

       2 уровень-расширение спектра игровых действий(приготовление пищи, кормление, укладывание спать),игровые действия жёстко фиксированы.

      3 уровень- игровые действия многообразны, логичны.

      4 уровень- игровые действия имеют чёткую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

     5) Использование атрибутики и предметов -заместителей

     1 уровень-использование атрибутики при подсказке взрослого.

     2 уровень- самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.)

    3 уровень- широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей, на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

     4 уровень-использование многофункциональных предметов(лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время.

     6) Использование ролевой речи.

     1 уровень-отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

     2 уровень-наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли("дочка, больной"и т. д.)Если спросить играющего ребёнка:"Ты кто? ",назовёт своё имя.

     3 уровень-наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

     4 уровень- развёрнутая ролевая речь на всём протяжении игры. Если спросить играющего ребёнка:"Ты кто?",назовёт свою роль.

      7) Выполнение правил.

     1 уровень-отсутствие правил.

     2 уровень- правила ясно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

     3 уровень- правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

    4 уровень-соблюдение заранее оговоренных правил на всём протяжении игры (Таблица 1).

Таблица 1.

Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

№ п./п.

Фамилия, имя ребёнка

Распре

деление ролей

Основ

ное

содер

жание игры

Ролевое

поведе

ние

Игровые

действия

Использо

вание атрибу

тики и предметов

замести

телей

Исполь

зование

ролевой

речи

Выпол

нение  

правил

Средний

уровень

1

Аня С.

2

3

2

3

3

4

3

3

2

Коля М.

2

2

2

2

2

3

3

2

3

Денис П.

2

3

3

3

3

4

3

3

4

Антон Р.

3

3

3

3

3

4

3

3

5

Юля Л.

2

2

2

3

3

3

3

3

6

Лиза Т.

2

2

2

3

2

2

3

3

7

Вика П.

3

3

3

3

3

4

3

3

8

Данила К.

2

2

2

2

2

3

2

3

9

Маша Р.

3

3

3

2

2

2

2

2

10

Ваня К.

3

3

3

3

3

4

3

3

11

Лена П.

2

2

2

3

3

3

3

3

12

Маша С.

3

3

3

3

3

4

3

3

13

Вова Х.

2

2

2

2

2

3

2

2

14

Серёжа М.

3

3

3

2

3

3

2

3

     Против имени каждого ребёнка отмечался уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. Уровень соответствует возрасту - 4, отстаёт не значительно - 3, отстаёт значительно -1-2.

Большинство детей имеют средний уровень сформированности. Игровые навыки соответствуют 4,5-5,5 лет. Дети свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнёром - сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. В ходе наблюдения за играми детей, которые возникли спонтанно, стоит отметить тот факт, что иногда в основу сюжета игр ложились знания детей об отношениях людей, полученные ими из книг, мультфильмов, прослушанных радиопередач. Зачастую игры детей сводились к малоупорядоченной двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом. Чем меньше возможностей для развития сюжета, тем больше в игре повторов, тем  чаще проигрывался один и тот же эпизод. Дети порой настолько привыкли к стандартным играм со стандартными игрушками, что единодушно отвергали всякую попытку что-либо изменить. Наблюдения показали, что режиссерская игра типична для детей, ограниченных в контактах со сверстниками (часто болеющих). Они вынуждены играть одни ведь у них нет партнера. Некоторые играли в одиночку из-за трудностей в общении: это дети с выраженным дефектом речи, малоактивные, замкнутые. Они склонны к уединению, речь таких детей тихая. Репертуар игр разнообразием не отличается.

            Разделение в играх происходит по половому признаку(мальчики играли с мальчиками, а девочки  с девочками.) Совместные игры с участием, как мальчиков, так и девочек замечены были не больше 2-3 раз за всё время наблюдения.

           Стоит отметить, тот факт, что 4 детей находятся на уровне ниже среднего. Для этих детей характерно осуществление условных действий с игрушками и предметами-заместителями, выстраивание их в простейшую смысловую цепочку. Совместной игре ребята предпочитают одиночную, т.е. игру с самим собой.

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, я пришла к выводу:

            1.Сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;

            2.Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами;

             3.Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр нужно уделять больше времени.

             4.Бедность и примитивность игры отражаются и на  коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не способны разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчуждённости, враждебности по отношению к сверстникам.

2.2. Организация работы по обогащению представлений детей

об окружающем мире как условие развития сюжетно-ролевых игр

          Цель: разработка и апробация комплекса мероприятия по обогащению представлений об окружающем мире как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.

          Задачи:

         1. Разработать комплекс мероприятий по обогащению представлений об окружающем мире;

        2. Апробировать разработанный комплекс с детьми экспериментальной группы.

        Для организации формирующего эксперимента группа детей была разделена на две: экспериментальную и контрольную. Дети в обеих группах одинаковы: как по полу, так и по уровням сформированности игровых навыков.

        Дальнейшая работа проходила с детьми экспериментальной группы.         Первое условие игры как увлекательной деятельности наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах, о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях. Свою работу я начала с того, что провела с детьми беседу на выявление у детей интереса к игре.

       Следующий этап работы был связан с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающем мире.

Мной использовались следующие методы:

  • экскурсии;
  • встречи с людьми разных профессий;
  • эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
  • беседы-рассказы с использованием иллюстраций;
  • рассказ воспитателя;
  • составление детьми рассказов на определённые темы, связанные с наблюдением окружающей жизни;
  • индивидуальные беседы с детьми;
  • инсценировка  литературных произведений;
  • этические беседы.

     В ходе развития сюжета воспитатель давал совет, направленный на развитие игры: "маме" давал совет пойти с "дочкой" на "праздник" и т.п. Такие советы обогащали содержание игры. В некоторых случаях воспитатель так же был и участником игры и выполнял ведущую роль.

     Игровые интересы старших дошкольников характеризовались значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: "банк", "завод", "поликлиника", "железная дорога", "строительство".

     Для обогащения игровых действий использовались беседы и рассказы детей об играх. В процессе рассказывания актуализировались детские представления, усиливалась работа воображения, возникали творческие игровые замыслы, совершенствовалась речь детей. Установление связи между занятиями, где дети рассказывали о своих играх, с игровым творчеством, взаимообогащало игровую и познавательную деятельность дошкольников. Детям, например, предлагалось рассказать, как они играли бы с игрушками( в набор входят катера, теплоходы, машины ).

       Одной из характерных игр детей подготовительной группы можно считать игру в "завод", которая должна способствовать формированию у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям.

       С этой целью детям было рассказано о заводе. Завод-это золотые руки го- рода. Дети узнали, что станки, машины, ракеты, самолёты, турбины, телевизоры, игрушки сделаны на заводах. У нас в городе много заводов. Было рассказано об устройстве цехов, какие они бывают, кто в них работает.

     Чтение отрывка из книги В. Маяковского "Кем быть?" помогло детям пред- ставить работу в сборочном цехе. Мысль "Чего один не сделает -сделаем вместе выражена в следующем отрывке:

"Я гайки делаю, а ты

для гайки

делаешь болты,

И идёт

работа всех

прямо в сборочный цех".

        Чтобы дети осознали профессиональную роль рабочего, им было предложено рассмотреть иллюстрации к этой книге (художник Ю. Коровин) и рассказать, что делает рабочий, на каком станке работает, для чего он трудится.

       После повторного чтения, самостоятельного рассматривания иллюстраций детям предлагалось вообразить, как бы они действовали, если бы были рабочими. Знания, мысленные образы становились для детей стимулом, побуждающим к творческой игре. Постановка ребёнка в позицию - ты рабочий(хотя и в предполагаемой ситуации) является одним из методов формирования у него интереса к труду рабочего. По мере развития ролевых игр типа "завод" у детей появлялась потребность в изготовлении предметов, нужных для диспетчера, сталеваров; сделать трубы, пропуска, защитные очки и т. д. Эти атрибуты дети готовили из бумаги, катушек.

        Игра как деятельность, в которой разыгрываются воображаемые ситуации, даёт возможность действовать не только в условиях настоящего времени, но и прошлого. Исполнение привлекательных ролей героев-воинов в играх способствует приобщению детей к событиям героического прошлого, воспитанию патриотических чувств.

      Однако бытующие в практике игры в "войну" нередко заканчивались драками и, естественно, в таких играх воспитывается жестокость, грубость. Они наполнены бесцельными действиями, дети размахивают палками, кричат, подражают друг другу. Такие бессодержательнее игры не несут в себе определённых педагогических функций, не способствуют нравственному воспитанию ребёнка.

        Воспитывая у детей патриотические чувства, прежде всего мы формируем у детей конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига  во имя своей Родины.

       Особое место отводилось отбору художественной литературы. Художественная литература позволяла дать ребёнку достоверные знания, через призму которых он осознал явления, которые наблюдал в жизни. Обсуждение отрывков произведений, содержание которых способствовало появлению у детей сочувствия, сопереживания, является одним из приёмов пробуждения интереса дошкольников к героическому(например, такие произведения, как В. Никольский "Солдатская школа", Л. Кассиля "Твои защитники" и другие). Под влиянием рассказов о воинах возникли игры детей. Сначала воспитатель организовывал военно-спортивные игры, в которых дети отражали мирную службу солдат пехотинцев, танкистов, ракетчиков. Детям  предлагалось выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения выполнялись на участке детского сада (метание снежков, мешочков с песком; переползание, перепрыгивания и т. д.) Повторение упражнений с тем, чтобы добиться нужного результата, способствовало формированию у детей целеустремленности, настойчивости.

       Перед каждой игрой, с детьми проводилась беседа: кто какую роль берёт на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Была разработана карта-схема. Воспитатель изготовлял её вместе с детьми (намечали где стоят часовые, где медпункт и тому подобное).

        В игре использовались те основные движения, которые предусмотрены программой. Например, в игре "Переправа через мост"- ходьба приставным шагом по скамейке. В такой взаимосвязи сюжетно-ролевой и спортивной игр заложены возможности совершенствовать движения ребенка, а также повышение двигательной активности.

       С целью повышения уровня педагогической культуры родителей им была дана консультация "Игра не забава". Для выявления игровых интересов ребёнка дома использовалось анкетирование родителей.

       Итак, проведенная работа на формирующем эксперименте позволила сделать следующий вывод: расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире повысила интерес детей к современным играм, создали благоприятную почву для развития сюжета игр.

     

2.3. Определение динамики сформированности игровых навыков

         Для определения эффективности проделанной мной на формирующем этапе эксперимента был проведён контрольный эксперимент. Использовалась та же диагностирующая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Контрольная диагностика проводилась с детьми, как экспериментальной, так и контрольной групп. Результаты отражены в Таблицах 2 и 3.

Таблица 2.

Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Распре

деление ролей

Основ

ное

содер

жание игры

Ролевое

поведе

ние

Игровые

действия

Использо

вание атрибу

тики и предметов

замести

телей

Исполь

зование

ролевой

речи

Выпол

нение  

правил

Средний

уровень

1

Аня С.

3

3

3

3

4

4

4

3

2

Коля М.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Денис П.

3

4

4

3

4

4

3

4

4

Антон Р.

4

3

4

3

4

4

3

4

5

Юля Л.

2

2

2

3

3

3

3

3

6

Лена П.

2

2

3

3

3

3

3

3

7

Серёжа М.

3

3

3

3

3

3

3

3

Таблица 3.

Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Распре

деление ролей

Основ

ное

содер

жание игры

Ролевое

поведе

ние

Игровые

действия

Использо

вание атрибу

тики и предметов

замести

телей

Исполь

зование

ролевой

речи

Выпол

нение  

правил

Средний

уровень

1

Лиза Т.

3

3

2

3

2

2

3

3

2

Вика П.

4

3

4

3

4

4

3

4

3

Данила К.

3

3

3

3

3

3

2

3

4

Маша Р.

3

3

3

3

2

2

2

2

5

.Ваня К.

3

3

3

3

3

4

3

3

6

Маша С.

3

3

3

3

3

4

3

3

7

Вова Х.

2

2

2

2

2

3

2

2

        Анализируя наблюдения за игрой детей, стоит отметить тот факт, что одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в" семью". Например, одна из любимых игр детей "Как будто мамы нет дома".

        Многие дети контрольной группы называли роли, старались выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли. 20% детей выделяли правило, по которому нужно действовать, однако большинство из них не могли придерживаться правил, ограничивающую спонтанную активность, т.е. делали то, что по роли делать нельзя. Все дети умели пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог. Игра разнообразна. Наблюдения показали, что дети контрольной группы не могут элементарно развивать сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с  другими, исходя из ролевой позиции.

         Дети  экспериментальной группы вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей данной группы вызывало новое отношение детей к занятиям и к разным видам труда. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чём не отставать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения.

       Дети в процессе игры сообща вырабатывали правила поведения, приучались смело выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

      В контрольной группе изменения в уровне произошли лишь у одного ребенка. У остальных детей наметилась положительная тенденция к овладению игровыми навыками.

     Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проделанной мной работы на формирующем этапе эксперимента.

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

       Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребёнок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются фантазии и вымысел.

        В данной работе был рассмотрен вопрос обогащения представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.

       В первой части исследования мы рассмотрели научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

      Во второй, практической части исследования, мной был организован и проведена опытно-экспериментальная работа. В начале этой работы были выявлены уровни сформированности у 14 детей подготовительной группы навыков игровой деятельности. Результаты показали, что большинство детей находились на среднем уровне. Был организован и проведён формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента был разработан комплекс мероприятий по обогащению детей экспериментальной группы представлений об окружающей жизни.

      Для определения эффективности работы на формирующем этапе эксперимента был проведён контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы произошли изменения в повышении уровня сформированности игровых навыков, но эти изменения не значительны.

       Итак, развитие сюжетных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.

      Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится  в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.

       Чтобы полученные сведения стали источником содержания игр и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддерживать и развивать игровые интересы детей.

      Таким образом, гипотеза о том, что развитие сюжетно-ролевых игр дошкольников подготовительной к школе группы будет более успешной при соблюдении определённых условий, подтвердилась.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы//Дошкольное воспитание-1990-№2-13-17с.

2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.-М.;Просвещение,1991-207с.

3. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка//Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста :Сб. научных трудов.-М., 1987-127с.

4.  Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников.-М.,1981.

5. Воспитание детей в игре/Сост.А.К.Бондаренко,А.И.Матусик.-М.,1983-211с

6. Жукрвская  Р. И.Воспитание ребёнка в игре.-М.,1963-305с.

7. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду.-М.,1960-87с.

8. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение.-М.,1975-142.

9. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях//Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста: Сб. научных трудов.-М.,1978-321.

10. Иванков Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста//Дошкольное воспитание: Традиции и современность.-М.,2002-№4-53-56.

11. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений /Под ред.Т.А.Куликовой.-М.,2000-57.

12. Игрушки и пособия для детского сада./Под ред. В. М. Изгаршевой.- М.: Про- свещение,1987-174 с.

13. Игра дошкольника/Л.А.Абрамян, Т.В.Антонов, Л.В.Артёмова и др./Под ред.С.А.Новосёловой.-м.,1989-121.

14. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста: Сборник научных трудов/Под ред.Н.Я.Михайленко.-М.,1987-327.

15. Иванкова Р.А.Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста// Дошкольное воспитание: Традиции и современность.-М.,2002-№4-51-57.

16. Коджаспирова Г.М.Культура профессионального самообразования каждого/Под ред. доктора психологических  наук, академика Ю.М. Забродина.-М:Просвещение,1994.

17. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка.-М.:Просвещение,1980-64с.

18. Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика.-М.,2000-405.

19. Курочкина И.Н.Деловая игра как форма организации воспитательного -образовательного процесса//Дошкольное воспитание.-2001.-№5-80-83.

20. Леонтьев А.Н. Психология основы дошкольной игры//Психологическая наука и образование.-1996.-№3-25-27.

21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре/Под ред. Т.А.Марковой.- М.,1982-145.

22. Менджерецкая Д.В.Воспитание детей в игре.-М.:Просвещение,1979-175с.

23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Организация сюжетной игры в детском саду.-М.,1997-127.

24. Михайленко  Н.Я.Педагогические принципы организации сюжетной игры.//Дошкольное воспитание -1989-№4-23-29

25. Петровский В.А. Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дошкольное образование в России.-М.,1993-87.

26. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты/Под ред.Н. Н. Поддьякова,Н.А.Михайленко.-М.,1986-145.

27. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/Сост.Е.И. Тверина,  Л.С. Барсукова/Под ред.М.А. Васильева.-М.,1986-236.

28. Усова А.П.Роль игры в воспитании детей/Под ред.А.В.Запорожца.-М.,1976-327.

29. Флегонова Н.П.Проблема педагогического руководства игрой детей//Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений/Под ред.Т.А.Куликовой.-М.,2000.

30. Эльконин Д.Б. Психология игры. -2-е изд. -М: Просвещение,1999-300с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по математике

Дипломная работа по математике...

Презентация дипломной работы "Игра как средство развития творческих способностей дошкольников"

«Игра  -  это  огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  Игра  -   это  искра...

Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Выпускная квалификационная работа (Дипломная работа)

Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возрастав процессе трудовой деятельности...

Выпускная квалификационная работа (Дипломная работа)

Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возрастав процессе трудовой деятельности...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства" (магистр)

В содержании работы большое внимание уделяется вопросам теории мотивационной готовности педагогов, а также подробно дается анализ внешних и внутренних условий, способствующих формированию мотивационно...